Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
методическая разработка по теме

Даниленко Ольга Валерьевна

Данный мастер-класс разработан  с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей при изготовлении народной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_na_vospitatel_goda.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 г. Тары»

Тарского муниципального района Омской области.

«Куклы из бабушкиного сундука»

Мастер-класс для педагогов

Подготовила:

Даниленко Ольга Валерьевна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

2015 г.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей при изготовлении народной куклы.

Задачи:

- знакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Ангелочек» (куколки-скрутки);

-   активизировать использование народных лоскутных кукол в совместном творчестве взрослых и детей;

-  вызывать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;

-   создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.

Участники мастер-класса: воспитатели детских садов.

Планируемые результаты:

-   изготовление куклы-скрутки «Ангелочек» из лоскутов;

- повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности детей и их родителей по созданию изделия;

- проявление интереса педагогов к изготовлению традиционной народной куклы.

Оборудование:

проектор,  экран, компьютер, музыкальная подборка р.н. мелодий,  презентация «Куклы наших бабушек», сундук с куклами-оберегами, книга с мастер-классами, лоскуты ткани, вата, нитки, ленточки, кукла-картинка для рефлексии, таблички с надписями,  красные, синие, желтые ленточки, книжечки с мастер-классами кукол для педагогов.

Ход мастер-класса.

(слайд № 1) Под народную музыку гости входят в музыкальный зал, где их встречает мастерица в русском платке.

Педагог. Здравствуйте, гости дорогие, доброго вам дня! Проходите, присаживайтесь поудобнее! Сегодня мы собрались, как раньше в давние времена собирались на посиделки наши бабушки и прабабушки – рукодельничали, разговоры вели, да делились друг с другом секретами своего мастерства.

Давайте сядем все рядком, да поговорим ладком. А о чем будет наша беседа – угадайте.

В сундук я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

(Мастерица достает тряпичную куклу в русском сарафане)

«Из цветного лоскуточка появилась моя дочка.
Куколка тряпичная, очень симпатичная!»

И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы. Но для начала предлагаю вам высказать свое мнение: какую роль кукла играет в воспитании девочки?

(Педагоги высказывают свои мнения)

Педагог. Кукла для ребенка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. В играх с куклой дети учатся общаться, фантазировать, творить. 

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наша сегодняшняя задача узнать, какой же была народная игрушка, как играли с куклой и, что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

  А сейчас предлагаю поиграть в игру, в которую играли ваши прабабушки «Передай платочек»
Предлагаю поиграть,

Во что одеты куклы, рассказать.
Становитесь дружно в круг, платок передавайте,
Элементы русского костюма быстро называйте   (слайд № 2).

В старину существовали народные куклы трех видов:  -игровые, -обрядовые, -обережные.

С игровыми все просто, эти куклы использовались для детских игр. К игровым относятся:

(Слайд № 3)

   -Зайчик на пальчик –  куколка, которая делалась специально для трехлетнего малыша, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком.

 (Слайд № 4)

  - Малышок - голышок – самая простая в изготовлении куколка.       Куколка очень маленькая. Ребёнок подрастал и кукла  «вырастала».

(Слайд № 5)

Делались куклы-нянюшки. Эта куколка была маленькая, чтобы помещалась в ладошке ребёнка.  

  (Слайд № 6)

 Обрядовые куклы делались с определенной целью, имели свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

К обрядовым куклам относятся:

(Слайд № 7)

  - Кукла Коляда - это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

 (Слайд № 8)

- Кукла-Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.

(Слайд № 9)

Вербница - символизирует пробуждение природы весной, женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку.

Пасхальная кукла символизирует женщину, которая идет на Пасху освещать куличи и яйца. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. В ручках куколка держит свечу и узелок, который символизирует котомку с пасочками.

(Слайд № 10)

Обереговые куклы.

В глубокой древности куклы-обереги были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Обереговых кукол крайне мало. На несколько деревень могла существовать единственная мастерица, умеющая их делать. Делались куклы на охрану здоровья, дома,  для детей, по особому случаю. Для их изготовления нужно было знать особые приёмы, начитывать особые молитвы. Обереги никогда не продавались. 

Кукла «Берегиня» относится к мотанкам-столбушкам.  В основе такой народной куклы заложен «столбик» - скрутка из ткани. Делали оберег своими руками (для себя – из старой ткани, а для подарка – из новой). В изготовлении куклы обязательно использовались красные нитки, т.к. они считались обережными. В доме обереговая мотанка помещалась ближе к входной двери, причем таким образом, чтобы «смотреть» на входящих. Если кто заходил в избу с недобрыми намерениями, первым делом он встречался взглядом с Берегиней. Считалось, что все зло мотанка забирает на себя, не давая навредить домочадцам.

- «Крупеничка» (или Зерновушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Люди верили, что, если  Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.
       Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

(Показать Вальдорфский вариант куклы-крупенички).

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит болезни.

 Куколка «Колокольчик» - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки, а снизу привязан колокольчик. Куколку дарили, когда желали, чтобы в дом приходили только хорошие известия.

«День и Ночь» – куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи. Днем выставляют светлую, а ночью – темную. Куколка День - хозяйка дня, следит, чтобы в будние дни люди работали, трудились, а  в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка Ночь - хозяйка ночи, следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Куколка  «Желанница» - эта куколка делалась в тайне от чужих глаз своими руками. Желательно не показывать эту куколку никому.

Желанница  пряталась в собственной плетеной коробочке.  Хозяйка, доставая её оттуда, загадывала желание, пришивала на подол куколке бусинку или привязывала яркую ленту, затем подносила к зеркалу, приговаривая: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». И желание непременно исполнялось, а куколка возвращалась на место – в свою коробочку. Если не верите,  проверьте сами.

Пожалуй, кукла «Счастье» – это одна из самых известных и любимых народных куколок. Маленькая, умещающаяся в ладошке ребенка, она никого не оставляет равнодушным. У куколки длинная толстая коса (как символ здоровья и долгой жизни), которая служит ей опорой. Это очень милый и забавный талисман, она никого не оставляет равнодушным. Эта куколка обязательно поможет вам в достижении вашей цели. Считается, что если носить такую куколку с собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.

Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, возвращаться — плохая примета. «Подорожница» – обереговая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась. В узелок вкладывалась щепотка родной земли. Сегодня  Подорожница — рукотворный ангел-хранитель тела и души и хороший подарок для отъезжающих.

Первой куклой в жизни ребёнка, участница таинства его рождения – «Кувадка».  Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит кукла “Кувадка’’, то она отгоняет злую силу. Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куколку и ходить вокруг дома, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребёнком. В этом случае кукла как бы заменяла новорожденного.

Вместе с пеленкой и одеяльцем, будущему малышу сооружали куклу «Пеленашку». Игрушку сворачивали из цветных тряпок,  и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку.

Вы, наверное, заметили, что все обереговые куклы обязательно делались безликими, они защищали дом, семью, ребенка. Служили защитой от зла. И сегодня мы с вами сделаем обереговую куклу «Ангелочек»  (Слайд № 11)

В подарок на именины делали  Ангелочка. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, вату и нитки.

Куколка «Ангелочек» готова.

Это хорошая идея для совместного творчества с детьми на Рождество или день Ангела. Кукла-Ангел может быть игровой, оберегом или украшением.

Пусть ангел твой тебя хранит

Здоровье пусть оберегает.

Печаль и горе вдаль бежит,

А счастье никогда не покидает.

Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! И задача педагогов,  донести её до родителей, привлекая их к совместным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат своих детей.

Я хочу выделить следующие формы работы с родителями:

1. Организация совместной проектной деятельности «Добро из глубины веков» (привлечение к участию в проекте родителей воспитанников качественно улучшает их общение со своими детьми)

2.   Организация совместных вечеров народных игр и забав;

3. Организация детско-родительского семейного клуба по общим интересам;

  • семейные часы, по созданию русских кукол для мини-музея в группе;
  • организация встреч с интересными людьми (мастер-классы по изготовлению народных кукол-оберегов, берестяных игрушек, поделок и т.д.)

Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников, обязательно  будет побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.

А подвести итог нашего семинара мне хотелось бы притчей.

Притча «О мудреце и хитреце».

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о мастер-классе, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими ручки нашей русской красавицы. Лента красного цвета – понравилось всё, синяя - хочу узнать больше, желтая - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.

Книжечки с мастер-классами для педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА»

Масстер класс можно использовать так же и для родителей. Взрослым будет интересно окунуться в мир старины....

Мастер-класс для родителей "куклы из бабушкиного сундука"

Мастер-класс для родителей в мини-музее "Русская изба" по изготовление куклы Утешницы....

Мастер-класс для родителей на тему: «Волшебный сундучок логопеда»

Мастер-класс для родителей на тему:«Волшебный сундучок логопеда»....

Мастер - класс для детей и родителей "Волшебный сундучок"

Данный мастер - класс способствует привлечению родителей к сотрудничеству с детским садом. Содействует развитию совместной творческой деятельности родителей и детей...

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундука"

Мастер – класс для педагогов «Куклы из бабушкиного сундучка»         Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов всоздани...

Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука»

Все мы родом из детства, так уж сложилось, что игрушки сопровождают человека с самого его рождения. И какова же роль игрушки, ее назначение?......