Мастер-класс «куклы из бабушкина сундучка» в рамках проведения дня открытых дверей «страна дошколят»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду
ЦЕЛЬ: Познакомить с нитяной куклой. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kukolki_iz_sunduchka.docx | 16.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «куклы из бабушкина сундучка» в рамках проведения дня открытых дверей «страна дошколят»
ЦЕЛЬ: Познакомить с нитяной куклой. Приобщить детей к народным традициям декоративно - прикладного искусства и бытового дизайна.
ЗАДАЧИ:
Обучающие :
1.Дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.
2.Учить понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деятельности.
Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла – игрушка, кукла – оберег, кукла обрядовая).
3.Познакомить с изготовлением куклы.
Развивавающие:
1.Развивать творческое мышление, воображение, любознательность, внимание, мелкую моторику рук.
2.Прививать навыки работы по созданию народной игрушки.
Вызвать желание своими руками сделать куклу из ниток.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к народному творчеству.
2.Прививать эстетический вкус при выполнении работы, аккуратность, терпение.
Оборудование и дидактические материалы: образцы кукол, основы для намотки, ножницы, разноцветные клубки ниток, диск с мелодичной музыкой для включения в совместный учебный процесс.
Ход занятия:
(Звучит музыка, входит воспитатель в русском народном сарафане, в руках сундучок с клубочками ниток и куклами из ниток)
Воспитатель: «Фантазии полёт и рук творенье с восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, любовь к прекрасному живёт в веках!»
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Она напоминает нам о нашей богатой истории, связывает нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.
Кукла была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам — быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу «оберег», считая, что она охраняет его покой и сон.
Игру в куклы не считали пустой забавой ни в русских семьях, ни в семьях других народов. Наоборот, она всячески поощрялась: первые куклы делали для девочек их мамы с большой любовью и старанием. Взрослые женщины вовлекали в процесс изготовления кукол своих дочек, через общение с куклой малышкам стремились привить терпение, трудолюбие, старание; развить эстетический вкус; пробудить материнские чувства, любовь и ответственность за своих пока ещё игрушечных детей.
С куклами из ниток у меня связаны самые тёплые детские воспоминания, потом я делала их вместе со своими детьми. Очень рекомендую вам научить своих детей делать таких кукол. Но подобные игрушки нужны не только детям: взрослым они могут быть нужны не меньше. Этих кукол из ниток можно использовать в изготовлении сувениров или даже талисманов.
Процесс изготовления и эксплуатации моего изделия не повлекут за собой изменения в окружающей среде, нарушения в жизнедеятельности человека, так как моё изделие изготовлено из экологически чистых материалов.
Сейчас в магазинах легко можно найти совершенно любую куклу для ребенка. Но иногда так хочется сделать ее своими руками, чтобы она сохранила тепло ваших рук и передала всю вашу любовь ребенку…
Я предлагаю вам один из вариантов совместной деятельности с ребёнком. Как говорил кот Матроскин, «совместный труд объединяет», а ещё помогает ребёнку узнать, полюбить богатые традиции народного творчества, выработанные на протяжении веков.
Что вам понадобится?
Нитки. Нитки можно взять любые, но если вы хотите, чтобы куколки получились гладенькие, не берите шерсть или прочую “лохматость”. Ещё не рекомендую брать скользкую синтетику: узлы могут развязываться. Я использовала нитки двух цветов для тела куклы и для волос.
Основа для намотки. Для намотки рук вам понадобится основа равная примерно 2/3 или 3/4 от основы всей куклы. Только имейте в виду, что основа не должна гнуться при намотке.
Ножницы.
Мы начнём изготавливать кукол из ниток с девочки. Мальчик делается из девочки при помощи двух узелков на ногах и короткие волосы.
Наматываем нитки на основу — это будет тело девочки. Постарайтесь запомнить на ощупь, какое количество ниток вы намотали. Когда вы намотаете достаточное количество, разрежьте нитки по одной линии.
Ещё раз намотайте на основу примерно такое же количество ниток, как в первый раз. Это будут роскошные волосы нашей девочки и также разрежьте намотку.
У вас получатся вот такие полоски, примерно одинаковой толщины. Кладём одну на другую. Сгибаем. И завязывает обе стороны нитками того же цвета. Таким образом, у нас получилась волосатая голова девочки.
Постарайтесь сразу разделить две половины нижних ниток. При перевязывании нитки попытаются переплестись между собой и вы уже не сможете разделить их так же ровно, как до связывания, и когда вы будете вставлять ручки, они могут встать криво или косо.
Теперь наматываем ручки. Объем намотки для ручек должен быть в половину меньше чем на тело и волосы. Как вы помните, основа для них должна быть чуть меньше чем для всего тела куклы. Только в случае с руками разрезать намотку нужно с обеих сторон. То есть, сначала просто срезали с основы, потом разрезали полоску пополам. Завязываем полоску по краям. Отстригаем торчащие концы.
Получившуюся полоску вкладываем между сохраненными двумя половинками тела куклы. И завязываем ниточками.
В целом кукла готова, осталось навести лоск: срезать неровный подол юбки и спрятать все узелки при помощи крючка. Вот и готова наша девочка.
Мальчика делаем точно так же с маленьким нюансом: длинные волосы ему не нужны, значит основу для волос мальчика можно взять в два раза меньше, чем для всего тела или просто больше отрезать. Подстригаем низ куклы, чтобы сровнять все концы. Делаем будущему мальчику короткую стрижку и разделяем ниточками подол юбки на две ноги. А куклу мальчика, я предлагаю сделать дома вместе с ребенком, это занятие поможет вам сблизиться еще больше, наладить общение, просто приятно провести время. А такие игрушки, в которые вложена ваша душа, обладают очень сильной энергетикой и становятся самыми любимыми. Для ребенка, они почти как живые.
Забавная кукла из ниток пополнит коллекцию игрушек вашего ребенка. Научившись изготовлять поделки самостоятельно, ребенок сможет дарить их своим друзьям и родственникам. Кроме того, поделки наподобие куклы из ниток помогут развить у ребенка любовь к творчеству и рукоделию.
Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей
Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...
ООД во второй младшей группе Тема: «В поисках солнца» в рамках проведения дня открытых дверей для родителей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеБорисоглебского городского округаДетский сад № 12 общеразвивающего вида ООДво второй младшей группеТема: «В пои...
План – конспект проведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №4 в рамках проведения дня открытых дверей для родителей «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!».
План – конспектпроведения тематического «Дня здоровья» в средней группе №4в рамках проведения дня открытых дверей для родителей«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»....
ООД во второй младшей группе на тему «Поможем бабушке Маланье и дедушке Федоту найти солнышко» в рамках проведения дня открытых дверей для родителей
Цель: гармонизация психоэмоционального состояния детей.Задачи:- образовательные:закрепление знаний о цветах и геометрических формах;обобщение представлений детей о свойствах песка; отработка нав...
ООД во второй младшей группе на тему «Поможем бабушке Маланье и дедушке Федоту найти солнышко» в рамках проведения дня открытых дверей для родителей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеБорисоглебского городского округаДетский сад № 12 общеразвивающего вида ООДво второй младшей группеТема: «Поможем бабушке Маланье...
Мастер-класс (детско-родительский): «Создание тренажеров для развития речевого дыхания "Веселая лягушка» и «Слон с хоботком» (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)
Развитие дыхания у детей при проведении артикуляционной гимнастики могут помочь тренажеры, которые можно сделать своими руками. Использование интересных, эстетичных, красочных тренажеров повышают инте...
МАСТЕР КЛАСС (детско-родительский) «Театрализованная деятельность как средство коррекции психо-речевого недоразвития детей с ЗПР». (в рамках проведения Дня открытых дверей в ДОУ)
Цель мастер-класса: заинтересовать и побудить родителей к изготовлению персонажей разных видов театра, с последующим их использованием в театрализованной деятельности для дете...