Куклы из бабушкиного сундучка
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_narodnaya_kukla.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.
Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Кукла-мотанка – удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. По способу изготовления эта кукла универсальна: она изготовляется по одним и тем же принципам, независимо от того, делается она с целью гармонизации отношений, привлечения благосостояния, приближения и ускорения определенных событий или как оберег.
В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Проведение занятий по изготовлению народных кукол
- формирует у детей 6-7 лет интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы;
- способствует изучению различных видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов;
- обеспечивает сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
- способствует развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;
- развивает креативное мышление;
- развивает коммуникативные навыки;
- прививает внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
- развивает мелкую моторику рук;
- формирует эстетический вкус.
Обоснование выбора изготовления народной куклы.
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.
Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.
В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Выбранная тема кружковой работы показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы “Куклы из бабушкиного сундучка” является развитие у детей понимания культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему посредством изготовления традиционных кукол, прикосновение к истории, создание внутренней гармонии, и сознательное привлечение благополучия в процесс изготовления тряпичной куклы.
Особенности программы.
Программа кружка «Куклы из бабушкиного сундучка» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года (с октября по май) и имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Длительность занятия 30 минут.
Форма организации – подгрупповое занятие. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, заявления родителей.
В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Принципы реализации программы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы и приемы обучения.
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
- Эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
- Развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);
Задачи:
- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- воссоздать историю возникновения куклы
- рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;
- знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
- формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
- развивать у детей творческие способности;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков;
- воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.
Цель занятий:
- знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.
Материал необходимый для работы:
- лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
- нитки, пряжа различных цветов;
- вата, отходы ватина, синтепона;
- тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места.
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.
В ходе работы дети приобретают навыки работы с тканью, нитками, поролоном, ватой. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата.
Предполагаемые результаты:
Дети должны знать:
- правила техники безопасности при выполнении работы;
- общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
- историю русской тряпичной куклы.
Должны уметь:
- выполнять требования безопасного труда;
- подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
- освоить технологию изготовления тряпичной куклы.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук.
Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.
Использование народной куклы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, позволяет добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.
Условия реализации программы
Материально-техническая база:
Помещение и оборудование для ребёнка - рабочее место;
Рабочий материал:
- Разноцветные нити;
- Х/б ткань белого цвета;
- Лоскутки цветных х/б тканей;
- Кружево, тесьма, ленты;
- Вата или синтепон;
Технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи, компьютер.
Учебно-наглядные пособия - схемы, модели, образцы народной тряпичной куклы
Наглядный материал
1.Иллюстрации к русским народным сказкам
2.Показ слайдов о куклах
3.Презентация «Тряпичная кукла»
Формы и методы работы с родителями:
1.Беседы с родителями о важности данной проблемы.
2.Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».
3.Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».
4.Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.
5.Участие в выставке музея «Старинная кукла»
Список литературы
- журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г. журнал “Народное творчество’’- 4 за 2000 г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 212 с.
- Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.
- Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011. – 185 с.
- Мир традиций. Народные игры и игрушки. и. Под редакцией Андросовой Н.О., Басаргиной А.Л. и др. - Белгород: Константа, 2008. – 362 с.
- Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com
- Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 2012. № 5. – С. 6-8.
- Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
- Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
- 2.Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
- Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
- 6.Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
- 7.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина: [Электронный ресурс] //mirtesen.ru
- .«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003
Название раздела, темы | Программные задачи | ||
Октябрь | Инструктаж по технике безопасности. Что мы знаем о куклах? | Провести инструктаж по технике безопасности при работе в кружке. Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий. | |
Узелок, косичка. Кукла «На здоровье» | Рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа; Познакомить с принципами её изготовления. | ||
Кукла «Бессоница» | Научить изготовлению одного из видов традиционной куклы-закрутки. | ||
Кукла «Подорожница» | Развивать стремление к самостоятельному творчеству. | ||
Ноябрь | Куклы «Мартинички» | Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество. | |
Кукла «Параскева Пятница» | Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства. | ||
Куклы «День и Ночь» | Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Кукла «Филипповка» | Развивать навыки работы с различными материалами. | ||
Декабрь | Кукла «Малышок-голышок» | Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. | |
Кукла «Желанница» | Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей. | ||
Кукла «Бабочка» | Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы. | ||
Кукла «Хозяюшка-Благополучница» | Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани. | ||
Январь | кукла «Берегиня дома» | Воплощать творческие идеи при изготовлении поделок. | |
Кукла «Северная Берегиня» | Формировать умение выполнения тряпичной куклы-закрутки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой. | ||
Кукла «Торохкольце» | Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками. | ||
Кукла «Настроение» (колокольчик) | Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Февраль | Кукла «Отдарок-на-подарок» | Продолжать учить работать в коллективе, помогать друг другу. | |
Миниатюрная кукла-мотанка | Расширять представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении изделий | ||
Кукла - мотанка с косичками. | Изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов. | ||
Кукла «От худого слова» | Развивать мелкую моторику рук, формировать эстетический вкус. | ||
Март | Кукла «Каркуша» | Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных старых вещей. | |
Кукла «Домовушка»
| Воспитывать интерес к народным традициям; прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. | ||
Кукла «Веснянка» 1 | Развивать коммуникативные навыки. Учить детей изготавливать куклу-закрутку: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках ткани. | ||
Кукла «Веснянка» 2 | Развивать умение украшать куклу, делать её выразительной и своеобразной. | ||
Апрель | Кукла «Вербная» | Стимулировать интерес к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве. | |
Кукла «Травница» | Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. Формировать эстетический вкус. | ||
Кукла «Первоцвет» | Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. | ||
Кукла «Пасхальная голубка» | Развивать творческие способности детей. | ||
Май | Кукла на пасхальное яйцо | Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию. | |
Кукла «Тульская барыня» | Обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия. | ||
Кукла «Купавка» | Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. | ||
Кукла «Покостница» | Развивать стремление к самостоятельному творчеству. |
Диагностика---------------------------------------------------------------------------
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА | |||||||
Правила техники безопасности | |||||||
Требования к организации рабочего места | |||||||
Название и расположение на ткани – центр, левая и правая сторона, внизу и вверху. | |||||||
Может закручивать столбик, завязывать узелки на уголках ткани. | |||||||
Находить логические связи между образом и традицией. | |||||||
Подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение; | |||||||
Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала. | |||||||
Освоение технологии изготовления тряпичной куклы. | |||||||
Знать историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции. | |||||||
Доводить начатую работу до конца. | |||||||
Приводить рабочее место в порядок после окончания работы. |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления» №18 «Солнышко»
Программа утверждена
на педагогическом совете
МБДОУ № 18
От «---»----------------2013г.
Заведующий МБДОУ
------------М.А.Шарафиева
«Куклы из бабушкиного сундучка»
План – программа
По изготовлению кукол – мотанок
Для детей 6 -7 лет
(обучение воспитанников ручному труду)
Преподаватель: воспитатель высшей
Квалификационной категории
Пищулина Л.Н.
Стаж работы 24 года
Г. Набережные Челны
2013-2014 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"
Изготовление тряпичных кукол...
Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"
знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...
Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"
Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...
Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"
В презентации представлены изображения разных кукол - закруток...
Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"
Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....
Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"
Данный мастер-класс разработан с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...
Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...