Куклы из бабушкиного сундучка
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Пищулина Лидия Николаевна

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_narodnaya_kukla.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Поэтому в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.

Кукла-мотанка – удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. По способу изготовления эта кукла универсальна: она изготовляется по одним и тем же принципам, независимо от того, делается она с целью гармонизации отношений, привлечения благосостояния, приближения и ускорения определенных событий или как оберег.

В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Проведение занятий по изготовлению народных кукол

  • формирует у детей 6-7 лет интерес к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы;
  • способствует изучению различных видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов;
  • обеспечивает сохранение и преумножение историко-культурного наследия;
  • способствует развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей;
  • развивает креативное мышление;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • прививает внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • формирует эстетический вкус.


Обоснование выбора изготовления народной куклы.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В наши дни художественная роль народной игрушки выступает еще значительней, интерес к ней становится все более широким.

Анализ анкетирования родителей на тему: «Игрушки в жизни малыша» показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Выбранная тема кружковой работы показалась мне интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.

Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы “Куклы из бабушкиного сундучка” является развитие у детей понимания культурного наследия и воспитание бережного отношения к нему посредством изготовления традиционных кукол, прикосновение к истории, создание внутренней гармонии, и сознательное привлечение благополучия в процесс изготовления тряпичной куклы.

Особенности программы.

Программа кружка «Куклы из бабушкиного сундучка» рассчитана на 1 год обучения и является программой дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению внеурочной деятельности. Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия проводятся один раз в неделю в течение учебного года (с октября по май) и имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Длительность занятия 30 минут.

Форма организации – подгрупповое занятие. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, заявления родителей.

В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.

Занятия необходимо проводить в специально приспособленном для кружковых занятий помещении.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Принципы реализации программы:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы и приемы обучения.

  • Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
  • Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  • Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
  • Эмоционального стимулирования художественно-практической деятельности (создание ситуации успеха, поощрение, использование игровых ситуаций с помощью изготовленных детьми кукол);
  • Развития познавательного интереса (создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки; создание ситуации творчества);

Задачи:

  • содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
  • воссоздать историю возникновения куклы
  • рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;
  • знакомить с народными традициями, в которых были задействованы тряпичные куклы;
  • формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами;
  • развивать у детей творческие способности;
  • формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
  • прививать любовь к обычаям предков;
  • воспитывать трудолюбие, развивать художественный вкус.

Цель занятий:

  • знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Материал необходимый для работы:

  • лоскут тканей из хлопка, льна, шёлка;
  • нитки, пряжа различных цветов;
  • вата, отходы ватина, синтепона;
  • тесьма, лента, кружево, бисер, бусины;

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места.

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.

В ходе работы дети приобретают навыки работы с тканью, нитками, поролоном, ватой. При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному.

Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Воспитанники осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата.

Предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

  • правила техники безопасности при выполнении работы;
  • общие сведения о народных ремёслах, обрядах и традициях;
  • историю русской тряпичной куклы.

Должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;
  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
  • освоить технологию изготовления тряпичной куклы.

Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук.

Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.

Использование народной куклы в приобщении детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре, позволяет добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре.


Условия реализации программы

Материально-техническая база:

Помещение и оборудование для ребёнка - рабочее место;

Рабочий материал:

- Разноцветные нити;

- Х/б ткань белого цвета;

- Лоскутки цветных х/б тканей;

- Кружево, тесьма, ленты;

- Вата или синтепон;

Технические средства обучения: магнитофон, аудиозаписи, компьютер.

Учебно-наглядные пособия  - схемы, модели, образцы народной тряпичной куклы

Наглядный материал

1.Иллюстрации к русским народным сказкам

2.Показ слайдов о куклах

3.Презентация «Тряпичная кукла»

Формы и методы работы с родителями:

1.Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».

3.Изготовление альбома «Моя любимая игрушка».

4.Привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством.

5.Участие в выставке музея  «Старинная кукла»

Список литературы

  1. журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г. журнал “Народное творчество’’- 4 за 2000 г.
  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 212 с.
  3. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.
  4. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост. Е.В.Берстенёва, Н.В.Догаева. – М.: Белый город, 2011. – 185 с.
  5. Мир традиций. Народные игры и игрушки. и. Под редакцией Андросовой Н.О., Басаргиной А.Л. и др. - Белгород: Константа, 2008. – 362 с.
  6. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com
  7. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 2012. № 5. – С. 6-8.
  8. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  9. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  10. 2.Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина.
  11. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  12. 6.Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  13. 7.Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина: [Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  14. .«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова И.Н., Котова А.С  .Паритет   2003

Название раздела, темы

Программные задачи

Октябрь

Инструктаж по технике безопасности.

Что мы знаем о куклах?

Провести инструктаж по технике безопасности при работе в кружке.

Познакомить детей с планом работы, целями и задачами занятий.

Узелок, косичка.

Кукла «На здоровье»

Рассказать о значении куклы – закрутки в жизни русского народа;

Познакомить с принципами её изготовления.

Кукла «Бессоница»

Научить изготовлению одного из видов традиционной куклы-закрутки.

Кукла «Подорожница»

Развивать стремление к самостоятельному творчеству.

Ноябрь

Куклы «Мартинички»

Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.

Кукла «Параскева Пятница»

Знакомство и приобщение детей к русской культуре, посредством изучения и изготовления народных кукол, как ярких представителей народных традиций декоративно-прикладного искусства.

Куклы «День и Ночь»

Воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Кукла «Филипповка»

Развивать навыки работы с различными материалами.

Декабрь

Кукла «Малышок-голышок»

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Кукла «Желанница»

Способствовать развитию эмоционально-эстетического восприятия и художественно-творческих способностей.

Кукла «Бабочка»

Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

Кукла «Хозяюшка-Благополучница»

Развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.

Январь

кукла «Берегиня дома»

Воплощать творческие идеи при изготовлении поделок.

Кукла «Северная Берегиня»

Формировать умение выполнения тряпичной куклы-закрутки в соответствии с традиционной русской народной игрушкой.

Кукла «Торохкольце»

Продолжать учить детей изготавливать кукол своими руками.

Кукла «Настроение» (колокольчик)

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение  к культуре своего народа.

Февраль

Кукла «Отдарок-на-подарок»

Продолжать учить работать в коллективе, помогать друг другу.

Миниатюрная кукла-мотанка

Расширять представления воспитанников об использовании текстиля в изготовлении изделий

Кукла - мотанка с косичками.

Изучение видов народных кукол, технологии их изготовления, используемых традиционных материалов.

Кукла «От худого слова»

 Развивать мелкую моторику рук, формировать эстетический вкус.

Март

Кукла «Каркуша»

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных старых вещей.

Кукла «Домовушка»

        

Воспитывать интерес к народным традициям; прививать внимательность, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Кукла «Веснянка» 1

Развивать коммуникативные навыки.

Учить детей изготавливать куклу-закрутку: научить закручивать столбик, завязывать узелки на уголках ткани.

Кукла «Веснянка» 2

Развивать умение украшать куклу, делать её выразительной и своеобразной.

Апрель

Кукла «Вербная»

Стимулировать интерес к изучению народных традиций в декоративно-прикладном искусстве.

Кукла «Травница»

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. Формировать эстетический вкус.

Кукла «Первоцвет»

Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними.

Кукла «Пасхальная голубка»

Развивать творческие способности детей.

Май

Кукла на пасхальное яйцо

Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Кукла «Тульская барыня»

Обеспечение преемственности традиций, сохранение и преумножение историко-культурного наследия.

Кукла «Купавка»

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Кукла «Покостница»

Развивать стремление к самостоятельному творчеству.

Диагностика---------------------------------------------------------------------------

ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЁНКА

Правила техники безопасности

Требования к организации рабочего места

Название и расположение на ткани – центр, левая и правая сторона, внизу и вверху.

Может закручивать столбик, завязывать узелки на уголках ткани.

Находить логические связи между образом и традицией.

Подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;

Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.

Освоение технологии изготовления тряпичной куклы.

Знать историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.

Доводить начатую работу до конца.

Приводить рабочее место в порядок после окончания работы.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления» №18 «Солнышко»

                                                                                                                      Программа утверждена

на педагогическом совете

                                                                                                   МБДОУ № 18

От «---»----------------2013г.

                                                                                                                      Заведующий МБДОУ

                                                                                                                           ------------М.А.Шарафиева

 

«Куклы из бабушкиного сундучка»

План – программа

По изготовлению кукол – мотанок

Для детей 6 -7 лет

(обучение воспитанников ручному труду)

Преподаватель: воспитатель высшей

Квалификационной категории

Пищулина Л.Н.

Стаж работы 24 года

        

Г. Набережные Челны

2013-2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изготовление тряпичных кукол...

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию "Куклы из бабушкиного сундучка"

знакомство с куклами- оберегами, самостоятельное изготовление куклы...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматическиз категорий "Куклы из бабушкиного сундучка"

Формирование навыков словобразования и словоизменения, уточнение и расширение словарного запаса...

Презентация к занятию "Куклы из бабушкиного сундучка"

В презентации представлены изображения разных  кукол - закруток...

Презентация к РМО "Куклы из бабушкиного сундучка"

Презентация была подготовлена и проведена к РМО. Предоставлена информация о русских традиционных куклах и о тряпичной кукле отдельно. Проведён мастер-класс с воспитателями....

Мастер-класс для педагогов "Куклы из бабушкиного сундучка"

Данный мастер-класс разработан  с целью повышения профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития творческих способностей дошкольников и их родителей пр...

Презентация проекта "Куклы и бабушкиного сундучка"по приобщению дошкольников к народной культуре через ознакомление с народной куклой.

Приобщение детей к  истокам народной культуры одна из важнейших задач современной  дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстети...