Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_prazdniki_i_razvlecheniya_kak_sredstva_vospitaniya.docx | 23.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема:
«Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить родину, узнать её, стать подлинным патриотом
С.Михалков
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Содержание понятия патриотизма многогранно: это и любовь к семье, родному дому, детскому саду, родным местам, природе родного края, людям, их труду, и чувство гордости за всенародные достижения в искусстве, спорте, труде, уважение к Российской Армии и ощущение неразрывности с окружающим миром, желание сохранять, преумножать богатства своей Родины.
Преимущества патриотизма
- Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
- Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
- Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
- Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
- Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
- Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.
Значение патриотического воспитания в современной России подчеркнуто в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране в целом;
- Бережного отношения к истории и традициям;
- Развития чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- толерантного отношения к другим людям;
- формирование элементарных знаний о правах человека.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитываю ребенка не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Формы работы
- Целевые прогулки, экскурсии
- Театрализованная деятельность
- Подготовка и проведение патриотических праздников
- Образовательная деятельность
- Тематические занятия на патриотическую тему
- Выставки
- Создание проектов
- Оформление развивающей среды
Методы
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к маме, друзьям, к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений
Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному художественному творчеству.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитник Отечества». Это день воинской славы. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.
«Праздники с мамой»
Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке…
Говоря о защитниках Родины, нельзя оставлять без внимания тему: Великой Победы! В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён
Выставки
Работы представленные на выставках – это выплеск идей, творчества и безграничной фантазии детей и взрослых. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в изготовлении поделок, придумывают семейные альбомы, семейные гербы, музыкальные инструменты, и мн. др.
Создание проектов
В методическом кабинете нашего ДОУ имеется неоценимая по своей значимости коллекция различных проектов: «Край Воронежский», «Россия – Родина моя», «Природа нашего края», «Я и моя семья», «Дети на планете» и мн. др.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Тематическое содержание нравственно – патриотического воспитания в каждой возрастной группе можно условно разбить на тематические блоки:
1 блок «Россия – Родина моя»,
2 блок «Край Воронежский»,
3 блок «Культурное наследие»,
4 блок «Защитники Отечества»,
5 блок «Великой Победе посвящается»,
6 блок «Дети на планете».
Такое тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только их содержание, объем познавательного материала, сложность, а, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам.
1 блок «Россия – Родина моя»
Цель: воспитывать чувство любви и сопричастности к своей стране.
Задачи: формировать у детей представление о родной стране, познакомить с символами России и родной республики, расширять знания о географическом положении России, о столице нашей родины Москве и ее достопримечательностях, помочь ребенку осознать принадлежность к своему государству.
2 блок «Край Воронежский»
Цель: расширять область знаний детей о родном городе, области.
Задачи: формировать представления детей о родном городе, области, его особенностях, достопримечательностях; воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.
3 блок «Культурное наследие»
Цель: приобщать детей к культурному наследию русского народа.
Задачи: знакомить детей с разными формами и видами искусства, с обычаями и традициями русского народа, воспитывать любовь к русскому языку, формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям русского народа.
Для ознакомления дошкольников с культурой русского народа были обозначены следующие приоритеты в отборе материала:
4 блок «Защитники Отечества»
Цель: воспитывать чувства гордости к армии своей страны.
Задачи: формирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Развитие личности гражданина и патриота, способного к служению Отечеству и защите интересов страны.
5 блок «Великой Победе посвящается»
Цель: воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
Задачи: формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
6 блок «Дети на планете»
Цель: расширять область знаний ребенка о самом себе, о своих правах.
Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, обогатить представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях; побуждать совершать положительные поступки, движимые мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, к своей стране.
Работа по каждому тематическому блоку включает различные формы организации деятельности дошкольников: занятия, беседы, экскурсии, игры, конкурсы, праздники, развлечения, т.е. занятия и совместную деятельность.
Значимость нравственно – патриотического воспитания очевидна, ведь оно способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребенка.
Родители должны быть непременными участниками работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать всем педагогам ДОУ при работе с детьми, и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...
Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Тип проект: педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: - долгосрочный Участники: дети старшей группыУчастники проекта: ...
Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...
Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."
middot; Дать детям представление о народных праздниках.· Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.· Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...
«Музыкальные праздники и развлечения, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ»
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира.Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминан...
Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как ос...
Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"
Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"...