Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей
статья

Вещева Татьяна Евгеньевна

Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как основа его любви к Родине.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

«Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей».

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в состав России.

Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Праздники – это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому праздничные утренники являются сильнейшим воспитательным средством приобщения детей к народному художественному творчеству.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. А для этого в разделе слушания музыки мною используется инструментальная музыка, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество песен и музыкальных произведений для детей характеризующее состояние природы в разное время года.

При подготовке осенних, весенних, новогодних утренников разрабатываю сценарии, в которых всегда приходят герои любимых русских народных сказок, где всегда добро побеждает зло. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Для того, чтобы русские песни стали более понятными, доступными, включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах, использую для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Народные (фольклорные) праздники и развлечения, являются мощным фактором социализации личности, так как они вбирают в себя обобщенный нравственно-культурный опыт предшествующих поколений. 

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. У детей появляется желание быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием разучивают танцевальные композиции, связанные с этой тематикой. С большим желанием поют песни “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова

Говоря о защитниках нашей Родины, мы углубляемся в тему Великой Победы и особенно важной для жителей нашего города тему «Блокада Ленинграда». Чтобы раскрыть величие подвига людей той эпохи, знакомлю детей с песнями тех времен и о тех временах, разучиваю танцы, позволяющие глубже прочувствовать эту тему через движение. Включаю шумовые и музыкальные эффекты, которые поддерживают ощущение того времени, и глубже проникают в сознание детей. И уже на праздничных мероприятиях дети в полном понимании, с глубоким проникновением, повествуют о тех далёких событиях.

От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. На утренниках они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Очень верно подметил русский писатель: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Таким образом, воспитание патриотизма у дошкольников является задачей важной и сложной, решить которую возможно с привлечением большого арсенала средств и методов, создания педагогических условий. Музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроение ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств. Дети учатся сопереживать, сами не замечая этого. Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как основа его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы музыкального руководителя. Использование музыкального фольклора на занятиях, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ музыкального руководителя МБДОУ№18 " Колосок" ст.Терновской  Ганжа Натальи Александровны МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ...

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей

Музыкальные праздники и развлечения как средство нравственно-патриотического воспитания детей...

Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.

МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...

Консультация для родителей "Народные праздники как средство нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста."

middot;  Дать детям представление о народных праздниках.·  Познакомить с обрядами и обычаями этих праздников.·  Привить любовь к Родине через беседы о праздниках и непоср...

«Музыкальные праздники и развлечения, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ»

Нельзя пробудить чувство Родины без   восприятия и переживания          окружающего  мира.Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминан...

Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"

Методическая разработка "Праздники и развлечения, как средства для патриотического воспитания интереса к национальной культуре дошкольников"...