Экологическая сказка «Спор деревьев»
классный час (старшая группа) на тему
Цель: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о тундровых и лесотундровых деревьях.
- Закрепить знания детей о флоре и фауне других климатических зон.
Развивающие:.
- Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память, любознательность.
- Развивать творческую активность, умение передавать образ своего персонажа.
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Активизировать словарь детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать у детей умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
- Воспитывать умение слушать выступление сверстников, не перебивая.
- Воспитывать дисциплинированность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n._razvlechenie_spor_derevev.docx | 393.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»
Экологическая сказка «Спор деревьев»
Познавательная деятельность
Возраст детей: 5 – 6 лет
Исполнитель: Воспитатель МАДОУ «Сказка»
комбинированной группы №2
Беликова Любовь Геннадьевна
г. Лабытнанги
2017 год
2
Цель: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить знания детей о тундровых и лесотундровых деревьях.
- Закрепить знания детей о флоре и фауне других климатических зон.
Развивающие:.
- Способствовать формированию у детей мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей воображение, смекалку, зрительную память, любознательность.
- Развивать творческую активность, умение передавать образ своего персонажа.
- Укреплять мышцу глаз, снимая визуальное напряжение.
- Активизировать словарь детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать у детей интерес к экологическим знаниям.
- Воспитывать у детей умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.
- Воспитывать умение слушать выступление сверстников, не перебивая.
- Воспитывать дисциплинированность.
Мотивация: Праздник «День Земли!», отмечаемый каждый год, в течении трех лет.
Методы и приемы:
- Показ сказки
- Загадывание загадок.
- Проблемная ситуация
- Наглядный
- Словесный: вопросы, беседа.
- Анализ мероприятия, поощрение.
Организация: Стоя врассыпную по всему залу.
Формы работы:
Фронтально, индивидуально.
Словарная работа:
Ель, берёза, ива, рябина, ольха, лиственница, карликовая берёзка; трясогузка, синица.
Художественное слово:
Загадки о деревьях и птицах; рассказы о деревьях, стихотворение.
Индивидуальная работа:
С Богданом, Настей – продолжать учить выслушивать ответы сверстников до конца.
Предварительная работа:
- Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке детского сада.
- Рассматривание альбома: «Деревья на нашей улице», фотографии.
- Изготовление шапочек для участников театрализации.
- Разучивание ролей и частичное обыгрывание.
Демонстрационный материал:
Интерактивная доска; презентация, стенд с детскими рисунками деревьев, фортепиано.
Раздаточный материал:
Каждому ребёнку шапочку одного из дерева, костюм волшебницы Ойоки, ведёрко.
3
Ведущий: Дорогие ребята, мы собрались сегодня в этом зале, чтобы отметить замечательный праздник «День Земли!».
Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина 2017 год объявлен «Годом экологии!». Живет человек на Земле в постоянном окружении растений и животных. Наша Земля очень красива и неповторима! Земля даёт всё необходимое для нашей жизни. Мы должны не только знать, но и беречь, заботиться о Земле и её обитателях.
Ведущий: Дети комбинированной группы №2 покажут вам экологическую сказку «Спор деревьев», но вначале отгадайте загадки. Слушайте внимательно, если отгадаете правильно, то отгадку увидите на экране доски.
Дети: В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы (Берёза)
Её всегда в лесу найдёшь, пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж зимою в платье летнем (Ель)
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличии от ёлки, опадают те иголки (Лиственница)
Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы (Рябина)
Я у дерева спросил: «Что грустишь, косы в воду опустила?
Все серёжки уронила, видишь – вот они плывут,
А ты и без них красива плакучая… (Ива)
С округлыми листочками, с майскими цветочками,
С соцветиями тонкими и с шишечками звонкими.
И строгой осенью она, стоит, как летом зелена
И лист роняет за листом, к зиме готовится притом (Ольха)
Зелень у них не красива, среди мерзлоты – прогрессивна.
Зато уж корнями сильнее и в тундре сидят, как занозы.
Это - (Карликовые берёзы)
Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться.
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто? (Синица)
Ведущий: Молодцы, ребята, замечательно отгадали все загадки. Предлагаю спеть песню
«Синичка»
- Снегом засыпана к дому дорожка, мёрзнут пичужки в саду за окошком.
Только синичка весельем согрета, тенькает весело прямо с рассвета.
Припев: «Тень – тень – тень. Тень – тень – тень.
Ах, какой хороший день!
- Жёлтая грудка у маленькой птички, много друзей у хорошей синички.
Дети зимой ей прожить помогают, песню синичкину все напевают.
Припев:
4
Ведущий: А сейчас пришло время для сказки.
(Участники занимают свои места на импровизированной сцене).
Рассказчик: Жили – были в лесотундре деревца – подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга, потому что, ой, как не просто выжить в суровом северном климате. А звали их: ёлка Зеленушка, берёза Веселушка, ива
Хохотушка, рябина Краснощёчка, ольха Скромница, лиственница Неженка и карликовая берёзка Малышка. Они радовались недолгому полярному солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всём. Слава об их дружбе разнеслась по всей тундре и дошла до злой волшебницы Ойоки. Лишилась Ойока сна и аппетита, всё думала о том, как поссорить подружек, но так, чтобы о ней, об Ойоке, никто не смог слова дурного сказать. Думала, думала и, наконец, придумала!
Волшебница Ойока: Напою я все деревья настоем для хвастовства, поссорю всех подружек. Посмотрим тогда, как они будут дружить и беречь друг друга.
(Ребёнок, в одежде злой волшебницы, оббегает вокруг каждого дерева и опрыскивает его волшебным настоем).
Рассказчик: Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.
Лиственница Неженка: Дерева лучше, чем я - лиственница, вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло – зелёная мягкая хвоя Не то, что у ели! Фу,
какая жёсткая! И растут мои хвоинки пучками: по 20, даже по 60 вместе. Поэтому – то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят, мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниёт. Ах, какая же я красивая и нужная!
Ель Зеленушка: Да вы только посмотрите на неё! Врёт она всё! Это лучше меня, ели, вы не найдёте. Ты, лиственница Неженка, на зиму хвою сбрасываешь, а я всю зиму зелёная. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили: «Зимой и летом одним цветом». А иголки свои я постепенно меняю, через 5 – 7 лет, но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зелёная. А на Новый год, вокруг какого дерева дети веселятся? А? То – то. И бумагу из меня делают – раз, и искусственный шёлк – два, и дома из меня строят –
три, и музыкальные инструменты делают – четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!
Берёза Веселушка: Что вы говорите? А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: «Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром…» Как звучит? И
ствол у меня – берёзы, белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно от простуды вылечиться, а настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А ещё из меня делают мебель, лыжи, дёготь. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!
5
Карликовая берёзка Малышка: Ну и что из того, что я, карликовая берёзка маленькая и похожа скорее на кустарник, чем на дерево. Зато мои листья покрыты слоем воска, именно поэтому, я не боюсь погибнуть от жажды, ведь вода в тундре холодная и я много пить не могу. Да и людям без меня не прожить, Меня не пугает даже самый Крайний Север. Меня любят олени. А морозной зимой люди топят чумы моими ветками. А осенью я красивее других! Какой бы была тундра без моих красных листочков? Нет, без меня в тундре не прожить! А вот ольхе даже похвастаться нечем.
Ольха Скромница: Как бы не так! Я, ольха, до самых морозов зелёной остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите, повнимательнее, вот мой корень, на нём оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? А это лучистые грибы! Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всей тундре! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают. И мебель из меня неплохая получается. Древесина моя почти не
гниёт, листья и кора лечат людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше!
Ива Хохотушка: Хоть я ива и карликовая, но вам ни в чём не уступлю. Я красивее вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной, что может быть прекраснее моих серёжек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!
Рябина Краснощёчка: Хвастайтесь, хвастайтесь, а я – рябина, вот что вам скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдёте. И ещё, когда осенью я облачаюсь в жёлтый
наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться моими ягодами. Так – то!
Рассказчик: Этот спор не замолкал ни на минуту ни днём , ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе заполярных деревьев. Но случилось вот что, у одного мальчика по имени Дима заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел Дима около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка – невеличка – Трясогузка.
Трясогузка: Мальчик, а, мальчик, о чём ты так горько плачешь? Расскажи, может я смогу тебе помочь?
Дима: Ох, птичка – невеличка, милая Трясогузка, заболели у моей мамочки и руки и ноги, и никто не может ей помочь. Нет таких чудодейственных лекарств, которые помогли бы ей поправиться и подняться с постели. А я так мечтаю, чтобы мамочка была опять здоровой, весёлой и счастливой!
Трясогузка: Нужно срочно отправиться в тундру. Там есть полянка. На ней растут деревья – подружки. Они тебе помогут!
Дима: А как мне найти эту полянку?
Трясогузка: А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти её не трудно.
6
Рассказчик: Собрал Дима рюкзак, и пошёл на поиски подружек. Долго искать полянку
не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастунишки. Нашёл их Дима, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг, от слёз мальчика колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде добрыми и приветливыми.
Берёза: Дима, возьми мои почки, кору, листья, приготовь из них настой. Мама будет натирать этим настоем руки и ноги, они меньше будут болеть.
Дима: Спасибо большое, берёза Веселушка!
Ольха: Дима, и у меня возьми для своей мамы листья, кору и почки, из них тоже получается хороший настой для натирания рук и ног.
Дима: И тебя, ольха Скромница, благодарю за подарок!
Рябина: А я тебе, Дима, отдам все свои ягоды, в которых много витаминов, пусть мама пьёт напиток каждый день, быстрее поправится.
Дима: Рябина Краснощёчка, спасибо большое!
Ива, карликовая берёза, ель, лиственница: Желаем, Дима, твоей маме скорейшего выздоровления.
Рассказчик: Димина мама в скором времени поправилась. А деревья по сей день живут в тундре в дружбе и согласии и никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного, чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в таких суровых условиях.
Ведущий: Давайте вместе вспомним, о чём говорилось в сказке?
- Какие деревья росли на поляне? (Лиственница, берёза, карликовая берёзка, ольха, ива, рябина).
- Почему они поссорились? (Злая волшебница Ойока опрыскала деревья настоем для хвастовства).
- Чем хвасталась лиственница? (Хвоя мягкая, пушистая, красивая. Древесина в воде не гниёт, поэтому из неё строят мосты).
- Чем ценна ель? (Из ели делают бумагу, искусственный шёлк, музыкальные инструменты, строят дома).
- Что говорила о себе берёза? (Ствол белоснежный. Почками берёзы можно вылечиться от простуды, настоем суставы натирают. Из берёзы делают мебель, лыжи, дёготь. Дрова берёзы дают много тепла).
- Чем карликовая берёзка отличается от берёзы средней полосы? (Карликовая берёзка маленькая, больше похожа на кустарник. Любят берёзку олени, а люди топят ею зимой чумы).
7
- О чём рассказала ольха? (На корнях ольхи живут лучистые грибы, которые помогают азот из воздуха переносить в почву. Древесина почти не гниёт. Листья и кора лечат людей от простуды и ревматизма).
- Чем похвалялась ива? (Листочки сверху гладкие, а снизу пушистые. Весной появляются прекрасные серёжки. Из коры готовят лекарства от желудка, высокой температуры и когда болят ноги).
- Чем гордится рябина? (Она стройная, изящная. Гроздья рябины богаты витаминами, ими лакомятся и птицы, и люди).
- Какая птичка пролетала мимо плачущего мальчика Димы? «Трясогузка).
Ведущий: Послушайте, ребята, как эта птичка – невеличка рассказывает сама про себя.
Трясогузка: Я ли бегаю не прытко?
Я ли мошек не ловлю?
Или вам нужна улитка?
Вот уж гадость, не терплю!
Ребёнок: Трясогузка, чудо – птица,
Ты милей нам ярких звёзд.
Ты… но, скрылась баловница,
Развернув свой быстрый хвост.
Ведущий: Растите, дети, большими и добрыми. Любите и берегите Землю на которой живёте и она вернёт вам заботу о себе хорошим здоровьем, щедрым урожаем, весёлым пением птиц, красотой зелёного царства Природы!
Ребёнок: Давайте будем дружить с природой
И охранять её всем народом.
Все станем дружной, большой семьёй,
Чтоб был счастливым весь шар земной!
Ведущий: С праздником всех «День Земли!»
Предлагаю закончить наш праздник танцем «Живёт на свете красота!»
8
Используемая литература:
- «Лесная газета» В. Бианки. Закон физики.
- «Знакомим дошкольников с миром животных» Е. И. Золотова
(стр. 60; стр.67; стр. 70: стр. 73; стр. 85; стр. 89)
- «Растительный мир Прикамья» И. Верещагина, М. Акулов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Спор животных и деревьев"
конспект занятия по развитию связной речи...
Творческое рассказывание на основе рассказа К.Д.Ушинского «Спор деревьев»
Развитие навыков связной речи на основе упражнения в составлении творческого рассказа....
"Спор деревьев"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....
НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»...
Совместная деятельность с детьми старшей группы по речевому развитию "Творческое рассказывание на основе сказки "Спор деревьев"К.Д.Ушинского
Создание и показ мультфильма "Спор животных"на основе сказки К.Д.Ушинского "Спор деревьев"...
Конспект НОД по развитию речи по теме: Пересказ рассказа «Спор деревьев» в старшей группе
Конспект занятия...
Спор деревьев. К.Д.Ушинский
Спор деревьев. К.Д.Ушинский...