Конспект НОД по развитию речи по теме: Пересказ рассказа «Спор деревьев» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_spor_derevev_st.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: Пересказ рассказа «Спор деревьев»

Цель: Обучать детей пересказу литературного текста К. Д. Ушинского «Спор деревьев» с использованием иллюстрированного материала.

Задачи:

- познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;  

 учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

 - развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;

- воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);

Обогащение словаря:

«Ствол в три обхвата?»«Сучья будто вылиты из железа»,«Молвила».

Оборудование: Портрет К. Д. Ушинского, предметные картинки (дуб, яблоня, сосна). Картинки, отражающие последовательность пересказа рассказа,

шапочки с изображением деревьев, рассказ К. Д. Ушинский «Деревья», графические схемы.

Ход:

1. Эмоциональный настрой.

"Собрались все дети в круг

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

2. Введение в тему

Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки (Ответы детей)

- Тогда слушайте:

Загадка

Весной веселит, летом холодит

Осенью питает, зимой согревает,

Что это?

Дети. (это -деревья)

Воспитатель хвалит детей за правильный ответ и задает детям вопросы:

- Что такое дерево? Дерево – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. 

- Для чего на деревьях вырастают плоды?

Плоды каких деревьев вы знаете(Ответы детей.)

Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть в игру:

- Ребята, давайте покажем какие мы добрые и обратимся к деревьям ласково :

Игра «Назови ласково» (береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня, лес).

3. Чтение рассказа- сказки К. Д. Ушинского «Спор деревьев»

Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира

- А сейчас я вам предлагаю послушать рассказ -сказку К. Д. Ушинского

«Спор деревьев» (воспитатель обращает внимание детей на экран, где демонстрируются иллюстрации к рассказу- сказке, по ходу чтения объясняет словарные слова: «ствол в три обхвата?»,«сучья будто вылиты из железа»«молвила»

«Заспорили деревья промежду себя : кто из них лучше? Вот дуб говорит:

– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. 

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. (показ слайда)

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.» 

4. Беседа по содержанию рассказа (с предметными картинками)

Воспитатель. - Давайте вспомним, как называется сказка?

(чтобы дети могли вспомнить рассказ, ставит картинку с изображением,

а под ней, схема- последовательность монолога деревьев)

- Кто автор рассказа - сказки?

- О чем это произведение? (Ответы детей)

Воспитатель. Какие деревья спорили и о чем?

Дети. Яблоня, дуб и сосна о том, кто из них лучше.

Воспитатель. - Как себя хвалил дуб?

Дети. - Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата

Воспитатель: Как вы понимаете слова?    "ствол в три обхвата?"

Дети. Ствол очень толстый, его не обхватить руками.

Воспитатель. Сучья будто из железа вылиты. значит они какие?

Дети. Крепкие, сильные, твердые, как железные.

Воспитатель. Что в ответ молвила яблоня?

Как вы объясните слово «молвить»?

Дети. Это значит говорить не спеша, тихо, задумчиво.

Воспитатель. Почему яблоня назвала дуб дубищем?

Дети. Потому что он высокий, толстый, могучий, громадный, гордый ,сильный.

Воспитатель. Как вы понимаете слова «растут» на тебе одни желуди свиньям на потеху?

Дети. На радость, на забаву. Свинья очень любит желуди.

Воспитатель. Румяное яблочко, которое и на царском столе выделяется. Это какое?

Дети. Крупное, розовое, блестящее, спелое, душистое, сладкое, очень вкусное.

Воспитатель. Почему сосенка качала иглистой макушкой, когда слушала разговор дуба с яблонькой?

Дети. Сосенка не согласна с ними, думает, что она лучше их.

Воспитатель. Что сосна сказала о себе

Дети. Сосна сказала, что и зимой ее зеленые иголочки останутся, она и печи топит и избы строит.

Воспитатель. - А теперь немного отдохнем.

Физ. Минутка 

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

 Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

 Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

 Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся за столы) 

Воспитатель – Ребята, давайте попробуем вспомнить еще рассказ, а картинки вам в этом помогут.

Проводится пересказ рассказа по опорным картинкам.

Работа проводится по цепочке. После этого 2-3 ребенка пересказывают текст.

Воспитатель. - А теперь ребята я предлагаю вам поиграть в игру, представьте себя деревьями. (дети надевают шапочки для драматизации)

6. Игра-драматизация (воспитатель читает слова автора и следит за тем,

чтобы исполнители не только проговаривали текст, но и играли свои роли)

Воспитатель хвалит детей:

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со своими ролями!

7. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Ответы детей: отгадывали загадки, играли, слушали произведение

К. Д. Ушинского «Спор деревьев», составляли рассказ по картинкам.

Воспитатель. Как бы вы разрешили спор деревьев? Что бы вы им сказали?

(предлагает детям подумать, выслушивает высказывание детей, помогает сделать вывод)

Дети. Все деревья хороши, каждое дерево хорошо по - своему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи на тему пересказ рассказа Л.Толстого «Котенок» в старшей логопедической группе

занятие для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности и воспитания у детей доброжелательного отношения к животным....

Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа Т.А. Ткаченко "Красавец мухомор""

На занятии дети учатся пересказывать небольшой текст, передавать интонацией характеры персонажей, свое отношение к героям....

Конспект НОД по развитию речи на тему: "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг» Старшая группа"

Программное содержание:- Связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица.- Словарь и гра...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»» для детей старшего дошкольного возраста...