"Спор деревьев"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spor_derevev.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«Спор деревьев».
Воспитатель: Окруль Ольга Михайловна
Цель занятия:
- познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;
- развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;
- учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.
- воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);
- познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- формировать любовь к родному языку.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.
- Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? (ответы детей)
- Как они разговаривают? (ответы детей)
- Давайте представим, что вы маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Дети складывают вместе перед собой ладоши, приседают; начинают медленно подниматься, подняв руки над головой).
- Деревья выросли и расправили свои ветки (дети разводят руки в стороны).
- Подул лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (дети отводят руки то в одну, то в другую стороны).
- Теперь внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев».
Выразительное чтение текста «Спор деревьев».
***
Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Воспитатель: (работа над содержанием рассказа по вопросам)
- Как вы понимаете слова: в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки?
- Как можно назвать рассказ?
- Как называется разговор, который происходил между деревьями?
- Какие деревья вели спор между собой?
- По какому вопросу возник спор?
- Что говорил дуб?
- О чём молвила яблоня?
- Что ответила сосна?
- А что могла сказать берёза?
Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.
- Дети, посмотрите на картинки и найдите дуб, яблоню, сосну.
- Какие из них деревья лиственные, а какие хвойные? Почему?
(Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предложить им назвать другие деревья, которые они знают.)
Физкультминутка: (выполнять подражательные движения в соответствии с текстом)
Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём. (наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой мы побьём
И немножко отдохнём. (садятся на стульчики)
Упражнение «Хорошо или плохо»
Воспитатель: предложить детям ответить на вопросы:
- Как вы думаете, что такое спор? (ответы детей)
- Спор- это состязание словами, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
- Спорить — это хорошо или плохо?
(Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдёшь правду.)
Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается истина, но спорить нужно по делу.
Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».
Познакомить детей с пословицами (повторить их хором, объяснить): «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»
Дети высказывают своё мнение, отвечая на вопросы:
- Бывал ли у вас пустой спор?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?
Воспитатель:
-Дети, вам понравилась сказка К.Д. Ушинского «Спор деревьев»? (Ответы детей)
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на занятии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Спор животных и деревьев"
конспект занятия по развитию связной речи...
Творческое рассказывание на основе рассказа К.Д.Ушинского «Спор деревьев»
Развитие навыков связной речи на основе упражнения в составлении творческого рассказа....
Экологическая сказка «Спор деревьев»
Цель: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.Задачи:...
НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»
НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»...
Совместная деятельность с детьми старшей группы по речевому развитию "Творческое рассказывание на основе сказки "Спор деревьев"К.Д.Ушинского
Создание и показ мультфильма "Спор животных"на основе сказки К.Д.Ушинского "Спор деревьев"...
Сказка " Как деревья в лесу спорили"
Сочинение и постановка сказки " Как деревь в лесу спорили" Воспитание у детей внимательного и бережного отношения к природе....