"Спор деревьев"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Окруль Ольга Михайловна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spor_derevev.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Спор деревьев».

Воспитатель: Окруль Ольга Михайловна

Цель занятия:

- познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;  

- развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;

 - учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

- воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

- обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);

- познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- формировать любовь к родному языку.

Ход занятия:

Воспитатель: 

Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.

- Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? (ответы детей)

- Как они разговаривают? (ответы детей)

- Давайте представим, что вы маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Дети складывают вместе перед собой ладоши, приседают; начинают медленно подниматься, подняв руки над головой).

- Деревья выросли и расправили свои ветки (дети разводят руки в стороны).

- Подул лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (дети отводят руки то в одну, то в другую стороны).

- Теперь внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев».

Выразительное чтение текста «Спор деревьев».

                                                ***

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:        

— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Воспитатель: (работа над содержанием рассказа по вопросам)

- Как вы понимаете слова: в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки?

- Как можно назвать рассказ?

- Как называется разговор, который происходил между деревьями?

- Какие деревья вели спор между собой?

- По какому вопросу возник спор?

- Что говорил дуб?

- О чём молвила яблоня?

- Что ответила сосна?

- А что могла сказать берёза?

Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.

- Дети, посмотрите на картинки и найдите дуб, яблоню, сосну.

- Какие из них деревья лиственные, а какие хвойные? Почему?

(Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предложить им назвать другие деревья, которые они знают.) 

Физкультминутка: (выполнять подражательные движения в соответствии с текстом)

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.  (прижимаем указательные пальцы к губам)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.  (наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой мы побьём

И немножко отдохнём.  (садятся на стульчики)

Упражнение «Хорошо или плохо» 

Воспитатель: предложить детям ответить на вопросы:

- Как вы думаете, что такое спор? (ответы детей)

- Спорэто состязание словами, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

- Спорить — это хорошо или плохо?

(Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдёшь правду.)

Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается истина, но спорить нужно по делу.

Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».

Познакомить детей с пословицами (повторить их хором, объяснить): «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»

Дети высказывают своё мнение, отвечая на вопросы:

- Бывал ли у вас пустой спор?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?

Воспитатель:

-Дети, вам понравилась сказка К.Д. Ушинского «Спор деревьев»? (Ответы детей)

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на занятии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Спор животных и деревьев"

конспект занятия по развитию связной речи...

Творческое рассказывание на основе рассказа К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

Развитие навыков связной речи на основе упражнения в составлении творческого рассказа....

Экологическая сказка «Спор деревьев»

Цель: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение  к природе.Задачи:...

НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»

НОД в подготовительной к школе логопедической группе: «Пересказ рассказа К. Ушинского «Спор деревьев»...

Сказка " Как деревья в лесу спорили"

Сочинение и постановка сказки " Как деревь в лесу спорили" Воспитание у детей внимательного и бережного отношения к природе....