Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет «Сказка в музыке»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений на сюжет сказки
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами В.Гартмана, Васнецова, И. Билибина;
- закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;
- углубить представления детей о многогранных связях музыки и живописи;
- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.
- Развивающие:
- развивать коммуникативную и информационную компетенции дошкольников;
- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;
- Воспитательные:
- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_dobro_i_zlo_v_muzykalnyh_skazkah.docx | 29.03 КБ |
integrirovannoe_zanyatie.ppt | 1.08 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет
«Сказка в музыке»
Цель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами В.Гартмана, Васнецова, И. Билибина;
- закрепить знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;
- углубить представления детей о многогранных связях музыки и живописи;
- формировать ценностно-смысловую и учебно-познавательную компетенции.
- Развивающие:
- развивать коммуникативную и информационную компетенции дошкольников;
- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;
- Воспитательные:
- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.
Тип занятия: Интегрированное
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Контрольный вопрос: Может ли Баба Яга научиться добру средствами музыки?
Слушая добрые сказки,
Играя на ДМИ с ребятами,
Исполняя добрые, веселые песенки
Ситуации: Баба Яга заболела, Баба Яга приходит на праздник, Делаем прическу Бабе Яге
Методы:
- методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
- объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;
- метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии
Оборудование: видео, аудио-оборудование;
музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»,
П.И.Чайковский «Баба Яга»;
песня: «Добрая бабушка-Яга», игра «Бабушка Яга», игровое творчество «Превращения»
художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»; И. Билибин «Баба-Яга».
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент Музыкальное приветствие
Слайд 1
Дети входят в зал, и садятся
М.Р.- (обращается к детям)
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
II. Вступительное слово
М.Р: Любите ли вы сказки? (Да!)
Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным героем.
Но сначала, ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое сегодня пойдет разговор?
«В облаках, не по земле,
Летит баба на метле,
Страшная и злая –
Кто она такая?»
Д: Баба-Яга!
М.Р: Конечно, это Баба-Яга.
А вот и она сама…
Под фонограмму песни входит Баба-Яга
Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.
М.Р.: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.
Баба Яга: А я и так все о себе знаю. Ну, ладно, остаюсь. (Садится)
- Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского, картинами В.Гартмана
М.Р.: Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.
Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?
Кто она такая? (сказочный персонаж)
Где она живет? ( в дремучем лесу, рядом с ней –её верные слуги: совы, черный ворон, дикие гуси-лебеди
Чем занимается? (летает на метле, в ступе, колдует)
Дети: отвечают, что они узнали о Б-Я.
Слайд 2
М.Р.Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора Виктора Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки».Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».
Слайд3
Давайте рассмотрим эту картину. (Дети рассматривают картину)
М.Р.: Какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?
Дети: (Представляются сказочные образы, яркая веселая избушка, настроение жизнерадостное).
М.Р: А какие средства выразительности использует художник, когда создает свои картины?
Дети: Палитра, цвет.
М.Р: Правильно, ребята.
М.Р.:А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?
Дети: динамика, темп, регистр, интонация.
Слайд 4
М.Р: Молодцы, ребята!
М.Р.: Композитор М.П.Мусоргский увидел на картине целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
Сейчас мы прослушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».
Слушание «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского
Слайд5
М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.
Анализ средств музыкальной выразительности.
1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.
Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…
Дети рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.
М.Р: М.П.Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.
IV.Рассматривание картин В.Васнецова, И. Билибина
Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу
Слайд 6,7
М.Р: Похожи ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам?
(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с изображениями Бабы-Яги художниками).
V. Знакомство музыкальным произведением П.И.Чайковского «Баба Яга»
После «Картинок с выставки» композитора М.П.Мусоргского, образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детей, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе «Баба- Яга» из «Детского альбома».
Слайд 8 « портрет композитора П. Чайковского»
Прослушивание пьесы «Баба- Яга» П.И. Чайковского
М.Р: Похожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?
Дети отвечают
Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.
Отличие: характер Бабы-Яги М.П.Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых),
характер Бабы-Яги П.И.Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» - своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке).
VI. Песенное, игровое, танцевальное творчество
Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня…И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.
М.Р: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?
Ответы детей.
М.Р: Правильно, ребята. Во многих русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. И сегодня мы поможем Бабе Яге стать доброй.
А для этого, сначала мы исправим её внешний вид. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать?
Дети: Мы сделаем ей новую прическу, можем подарить ей подарок (бусы, зеркальце, платочек, разукрасим её метлу).
М.Р: Молодцы, ребята! А что мы ещё можем придумать, чтобы Баба Яга стала доброй?
Дети: Мы научим её петь, плясать, играть с нами на музыкальных инструментах. Она сможет приходить к нам в гости на праздники.
М.Р: Ребята, давайте сначала сделаем Бабу Ягу красивой! Ну что, Баба Яга, ты согласна?
Баба Яга: Нужно попробовать, я ведь тоже женщина!
Под музыку, ребята делают прическу Бабе Яге, надевают бусы. Баба Яга смотрит на себя в зеркало и улыбается:
Баба Яга: Совсем помолодела, теперь и в гости приходить не стыдно!(вытирает слезу) Спасибо вам, ребята!
М.Р: Бабушка Яга, а спеть песню с ребятами хочешь попробовать? И не просто спеть а и подыграть на музыкальных инструментах.
Баба Яга: А это как это? Я ведь не умею!
М.Р: Ничего, ребята сейчас тебя научат.
Слайд 9
Бабе Яге дают музыкальный инструмент, и она с детьми подпевает и играет на ДМИ.
Исполняется песня «Добрая Бабушка Яга»
Баба Яга: Видали, слыхали? Я теперь тоже петь и играть умею. Да я в лесу теперь всех своих друзей соберу, такой концерт получится! После игры Баба Яга в восторге начинает приплясывать под мелодию частушек, дети хлопают в ладоши.
М.Р: Ну что, ребята, посмотрите, как повеселела наша гостья, а давайте с ней выйдем и поиграем!
Дети: (Да)!
Баба Яга: Ух и поиграю я сейчас! Всех догоню!
Проводится игра «Бабушка Яга»
После игры дети не садятся
М.Р: А сейчас, ребята, предлагаю вам изобразить Бабу Ягу. Интересно, какую вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную. Попробуйте показать это в игре «Превращения»
Проводится игра-импровизация «Превращения»
После игры все садятся на свои места.
М.Р: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся теперь в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней
Баба Яга: Ой-ёй-ёй, совсем засиделась я у вас, пора домой возвращаться. Теперь вы, ребята, мои друзья! А мне пора в лес возвращаться. До свидания! (До свидания).
Баба Яга уходит.
М.Р: Вот и ушла наша гостья. И хоть в музыкальных сказках она была очень злой, но мы, ребята попытались её сегодня изменить. А у нас это получилось? (Ответы детей).
VII.Подведение итогов:
М.Р: Давайте вспомним, с именем какого композитора мы познакомились? (М.П.Мусоргского)
На картины какого художника он написал музыку? (Виктора Гартмана)
М.Р: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?
/ответы детей/
Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.
А как звали композитора, который создал «Детский альбом?(П.И.Чайковский)
Как называется произведение П.И.Чайковского, которое мы сегодня слушали? («Баба Яга»)
Правильно, ребята!
Слайд 10
М.Р. – Вот и закончилось наше путешествие в сказку, и какой бы не была Баба – Яга, доброй или злой в сказках, но мы - то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…(Дети) «Добро!»
Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова:
«Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»
VII.Творческая мастерская: рисование иллюстраций, украшение метлы, совместная аппликация
А сейчас я предлагаю вам, ребята, проявить творчество и создать образ Бабы Яги положительный, а не злой. Для этого вы сейчас пройдете в другой кабинет, и будете создавать положительный образ Бабы Яги с помощью рисунков, а затем сложите свои работы в музыкальную копилочку, которую оформили ваши родители.
Дети под музыку покидают музыкальный зал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М.П. Мусоргский «Баба-Яга или Избушка на курьих ножках»
В. Гартман «Часы с кукушкой»
ЛАД МЕЛОДИЯ ДИНАМИКА РИТМ ТЕМБР РЕГИСТР ТЕМП СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
И. Билибин «Баба-Яга в ступе», 1900
В. Васнецов «Баба-Яга»1917
П.И.Чайковский «Баба Яга»
Песня «Добрая бабушка Яга»
« ДОБРЫЕ СКАЗКИ »
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности на тему: «Павловопосадский платок».
Познакомить детей с историей и технологией развития производства павловопосадских платков, с их художественными особенностями....
Конспект интегрированного занятия в средней группе общеразвивающей направленности (образовательная деятельность "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество"). Тема "Домашние животные"
В конспекте представлен материал по теме "Домашние животные" для дошкольников средней группы...
"Славянские традиции"-интегрированное занятие для детей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет
Интегрированное занятие "Славянские традиции" предназначено для детей группы общеразвивающей направленности о 5-ти до 6-ти лет. Дети знакомятся с традициями, обычаями славянских народов: русских...
Конспект интегрированного занятия для детей группы компенсирующей направленности с ЗПР 5-6 лет «Путешествие со Старичком-лесовичком»
Конспект занятия для детей с ЗПР...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по развитию речи.
Занятие интегрированное. В интеграцию вошли "Ознакомление с окружающим" и "Развитие речи". Была проведена предварительная работа: чтение рассказов Бианки, Скребицкого, загадывание ...
Конспект итогового занятия для детей группы общеразвивающей направленности первой группы раннего возраста на тему «Зайка в гости к нам пришел»
Цель этого занятия - активизировать знания детей, полученные в течении года...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. Цель: Выявление знаний, представлений, умен...