Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности на тему: «Павловопосадский платок».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Пятницкая Наталья Фёдоровна

  Познакомить детей с историей и технологией развития производства павловопосадских платков, с их художественными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:


Программное содержание:

  Познакомить детей с историей и технологией развития производства павловопосадских платков, с их художественными особенностями.

  Помочь овладеть необходимыми умениями и навыками исполнения  орнамента павловопосадских платков.

  Формировать интерес к искусству оформления павлопосадских шалей и расширять представления детей о городе Павловский Посад, о труде работников платочной фабрики.

   Упражнять в соотнесении различных элементов, в умении контрастно подбирать цвета красок.

  Формировать умение у детей использовать платок, как модный

современный аксессуар одежды.

   Активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.

  Развивать диалогическую речь, память, мышление.

  Развивать у детей навыки творческого воображения.

  Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Предшествующая работа: просмотр документального фильма «Ручная работа Павловопосадских платков», беседа по фильму; рассматривание шалей.

Материалы и оборудование:

Мультимедийный  проектор,  расписные платки, цветные  картонные треугольник, гуашь, тонкая и средняя кисть, стаканчики с водой, тряпочка, клей карандаш, ножницы, полоски цветной бумаги.

                                                   Ход занятия:

   Дети сидят полукругом в мини-музее «Музей платка». Под русскую народную музыку входит воспитатель с павловопосадским платком на плечах и читает стихотворение, демонстрируя красоту платка.

           Стихотворение неизвестного автора «Павловопосадский платок».

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы...
В каждой нитке Россия родная живёт!..
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток!..
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

- Ребята, посмотрите, какую красоту я принесла вам! Это павловопосадский платок.

Что на нём изображено? А Ваня что увидел на платке? Какими красками разукрасили его, Лиза?

- Вы хотите узнать, где и как изготавливают такие платки?

- Тогда внимание на экран (презентация «Павловопосадский платок»).

Слайд №1 

-«Павловопосадский плаок».

Слайд№2

  Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного недалеко от Москвы. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

  Слайд №3

   В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России.

Слайд №4

  Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

Если мы внимательно рассмотрим платки, созданные давно, то увидим на них знакомые полевые цветы, которые сохранились до наших дней, потому что экологическая обстановка в то время была намного лучше чем сейчас. И если мы не будем заботиться об улучшении экологии окружающей среды, то могут исчезнуть некоторые виды растений, которые изображены на

павловопосадских платках.

 Слайд №5

  – Массовое производство павловопосадских платков и шалей было организовано павловопосадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Первыми мастерами, работавшими по окрашиванию ткани, были иконописцы. Узор наносили на ткань резными деревянными досками. При печатании рисунка по форме били тяжёлым молотком. Так возник термин – «набойка». Доски резали либо рельефно, либо углублённо. В первом случае печатался узор, во втором – поле. Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павловопосадского узора, для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Слайд №6

С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павловопосадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

    Слайд №7

 Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

     Слайд №8

Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть. Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек". Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок. (После игры дети садятся на стулья.)

- Наряднее платки стали  в наши дни модной деталью одежды. Платок придает

женщине привлекательность и неповторимость.

 Ребята, я хочу предложить нашим мальчикам побыть модельерами, придумать свой способ завязывания платка и повязать их девочкам.

      Под музыку мальчики надевают на девочек платки. Затем девочки выполняют дефиле.

- Вот, какие у нас девицы – красавицы! Вам очень красиво повязали платки. Дома можно украшать ими мам и бабушек.

 - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков.
Мы с вами будем украшать платки. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый.
  Дети украшаю своим придуманным цветочным узором  короткие края цветного треугольника-«платка». Сначала рисуются крупные элементы, затем узор дополняется мелкими цветами, листьями и бутонами. Затем делают бахрому, полоски бумаги надрезаются и приклеиваются к краям «платка».
- С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?
Проводится выставка платков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Наш друг – вода». «Область познание». Расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Цели:·         Образовательные: познакомить детей с понятием «вода», ее тремя состояниями: твердое, жидкое, газообразное, объяснить такие явления, как дождь, сн...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет «Сказка в музыке»

Цель: расширение диапазона знаний  детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений на сюжет сказки Задачи:Образовательные:- познакомить дет...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по развитию речи.

Занятие интегрированное. В интеграцию вошли "Ознакомление с окружающим" и "Развитие речи". Была проведена предварительная работа: чтение рассказов Бианки, Скребицкого, загадывание ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.           Цель: Выявление знаний, представлений, умен...