Фрагмент профессиональной деятельности (сценарий мероприятия)
методическая разработка на тему

Ефремова Наталья Анатольевна

Представлен сценарий мероприятия для родителей "Образ ребенка в творчестве А.А. Дейнеки" (приложение: презентация "Творчество А.А. Дейнеки: формы и образы")

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФРАГМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Образ ребенка в творчестве А.А. Дейнеки»

(сценарий мероприятия)

Участники:

- междисциплинарная команда специалистов:

учитель-дефектолог – инициатор встречи,

педагог-психолог,

учитель-логопед,

педагог-организатор;

- родительское сообщество, воспитывающее детей с ОВЗ и инвалидностью.

Оборудование:

- видеооборудование (ноутбук, проектор),

- презентация «Творчество А.А. Дейнеки: формы и образы»,

- фотофильм «Художественная галерея имени А.А. Дейнеки»,

- ИЗО-оборудование (гуашь, бумага для рисования формат А3 – 4 листа с изображением геометрических фигур).

Форма работы: интерактивная дискуссия в «открытой студии».

 

Цель: организация продуктивного взаимодействия педагогов с родителями, в фокусе формирования целостной картины мира у детей с ОВЗ и инвалидностью.

Задачи:

1. Сформировать представления родительского сообщества о возможностях развития продуктивной деятельности у детей с ОВЗ и инвалидностью.

2. Показать родителям эффективность техники «рисование пальчиками», развивающее воображение у ребенка с ОВЗ и инвалидностью, и вариативность ее использования.

3. Обучить родителей приемам формирования целостного образа предметов на примере творчества А.А. Дейнеки.

4. Проанализировать эмоциональный компонент продуктивного взаимодействия семьи и ребенка.

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня информированности родителей об использовании эффективных методов и приемов развития продуктивной деятельности у детей с ОВЗ и инвалидностью в семье.

2. Осознание родителями последовательности этапов развития продуктивной деятельности у ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

3. Расширение опыта применения специальных компетенций родителей по формированию воображения детей с ОВЗ и инвалидностью.

4. Приобретение родителями навыков и умений применения техники «рисование пальчиками» в домашних условиях.

5. Овладение родителями приемами и способами улучшения психологического климата в семье.

Продукт встречи: коллективный коллаж.


СОДЕРЖАНИЕ ВСТРЕЧИ

Часть 1. Вводная

Учитель-дефектолог

Добрый день, уважаемые гости нашей открытой студии! Сегодня, как и всегда, в центре нашего внимания ребенок с ограниченными возможностями, но безграничными способностями и Вы – его семья!

Сегодня мы будем говорить о продуктивной деятельности ребенка и развитии его воображения. Развитие детской продуктивной деятельности, в том числе изобразительной деятельности основывается на педагогических методиках и технологиях. Но эффективность и успешная деятельность ребенка определяется поддержкой родителей, поэтому важно, чтобы вы, уважаемые родители, обладали специальными  компетенциями в вопросах организации взаимодействия со своим с ребенком, в том числе занимаясь с ним рисованием.

В связи с этим наша «открытая студия» сегодня превратится в ИЗО-студию. Мы вместе попробуем разобраться, как продуктивная деятельность влияет на развитие воображения.

Часть 2. Основная

Учитель-дефектолог

Психологи утверждают, что ИЗО-терапия – это совокупность психологических методов взаимодействия, используемых с целью психотерапии, психокоррекции и реабилитации эмоциональных и психических расстройств, поэтому слово представляется нашему психологу.

        

Педагог-психолог

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Поэтому изобразительное творчество – одно из любимых занятий детей. Маленькие художники таким образом познают мир, и показывают нам взрослым как его видят сами. Специалисты и ученые утверждают, что художественно-творческая деятельность отвлекает от грустных событий, снижает страх и напряжение, позитивно влияет на эмоциональное состояние.

Каждой стадии эмоционального развития характерны свои способы обращения с изобразительными материалами:

  1. Предвестники изодеятельности – создание каракулей, размазывание краски, исследование физических свойств материалов (сенсорное познание, узнавание)
  2. Хаотическое выражение чувств – разбрызгивание, размазывание краски, удары кистью (обобщения, представления).
  3. Стереотипии – копирование, создание линий и простейших стереотипных форм (замещение как этап развития воображения).
  4. Пиктограммы, выступающие в качестве средства графической коммуникации, замещающего или дополняющего слова (пассивное репродуктивное воображение).
  5. Оформленная экспрессия – создание символических образов, обеспечивающих успешное самовыражение и коммуникацию (творческое продуктивное воображение)

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата, формируют целостную картину мира.

Способы обращения с изобразительными материалами развивают воображение. Давайте посмотрим, как мы пользуемся нашим воображением (тест «Круги»)

Инструкция. На бланке нарисовано 20 кругов (рис.1). Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать предметы и явления, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один круг для рисунка. Подумайте, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки. Под каждым рисунком напишите, что нарисовано. Рисовать надо слева направо. На выполнение задания дается 5 минут.

Не забывайте, что результаты вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков (проводится тестирование, результаты обобщаются в нескольких фразах, дополнительные пояснения родители получают на индивидуальных консультациях с педагогом-психологом).

Сухомлинский сказал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Учитель-дефектолог (сопровождая выступление презентацией)

Зарядив Вас положительными эмоциями, мы продолжаем наше общение. Стадии эмоционального развития, о которых нам рассказал психолог, проходит каждый человек и тот, кто станет врачом, и тот, кто станет художником.

СЛАЙД 1

Полагаю, что каждому из Вас знакомо имя нашего знаменитого земляка художника Александра Александровича Дейнека – родившегося в 1899 году в семье железнодорожника. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника.

СЛАЙД 2

Он учился в Харьковском художественном училище, продолжил учебу в высшей московской художественно-технической мастерской, но уже после службы в армии. Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями, это определило судьбу живописца - стать певцом революции и новой жизни.

СЛАЙД 3 - Первые шаги

Множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе"1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнека, работающего в авангардном стиле в направлениях кубизм (угловатые, «вырубленные» фигуры) и футуризм (прославлявший светлый завтрашний день). Хотя, по сути, он создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

СЛАЙД 4 - Новые горизонты

Другое направление, за которое Дейнеки смело берётся в конце двадцатых годов - рисунки в детских книгах и журналах. Одним из первых шагов становится работа над книгой для самых маленьких "Про лошадей". В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.

СЛАЙД 5 - Плодотворные тридцатые

Тридцатые годы год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Его произведения становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее и индивидуальнее ("Полдень", 1932, "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами", "Купающиеся девушки", 1933). В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно "Знатные люди Страны Советов" приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.

СЛАЙД 6

Важной темой в творчестве художника была также тема будущего страны, которую он воплощал в картинах и скульптуре, посвящённых детям, подрастающему поколению советского народа ("Девочка у окна", 1931, "Пионер", 1934, "Будущие летчики", 1938). Это совсем другой Дейнека, полный нежности к детям. Он пишет и безоблачное небо, и ароматы моря. Ярчайшее солнце как будто обесцвечивает все краски, оставляя одну – радость и полноту жизни. Глаза детей на полотнах художника светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих.

СЛАЙД 7

1932 годом датируется и картина "Мать" - одна из самых значительных его картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов.

СЛАЙД 8 - Военный марш

Наступает Великая Отечественная, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь ("Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", "Сгоревшая деревня", "Оборона Севастополя" и др.)

        СЛАЙД 9 - После войны

В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура). Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополе", 1959), продолжает заниматься украшением залов. В 1954 году он расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в 1961 - оформляет фойе Дворца Съездов в Московском Кремле.

СЛАЙД 10

За мозаичные работы "Хорошее утро" (1959-1960) и "Хоккеисты" (1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. Его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, дают звание героя Социалистического Труда.

12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Но в рамках сегодняшней встречи нам бы хотелось более подробно рассмотреть самое сильное и самое совершенное воплощение А.А. Дейнеки – картину «Мать», бесспорно принадлежащую к числу вершин советского искусства. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Этому помогают и естественная асимметричная композиция, и сдержанная простота колористического строя, и выбор моделей. Однако даже при таком обобщении образов, зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, настолько неповторимы и индивидуальны их живые черты. Но Дейнека не писал непосредственно с натуры, он синтезировал многочисленные наблюдения, из которых в душе художника рождался образ. Он утверждал, что невозможно с натуры написать рывок бегуна, для этого Дейнека приходил на стадион, на ринг и пытался поймать в очень беглых и быстрых набросках, как он говорил «нашлепках», точное характерное движение. Язык его произведений складывался, прежде всего, из работы над формой, отсюда и его рабочий стиль. Художник признавался, что форма, рисунок интересуют его гораздо сильнее, чем цвет. Он был очень чувствителен к тончайшим ритмам формы и при этом удовлетворялся простыми цветовыми отношениями, хотя и любил цветовую неожиданность, контраст, видел в этом новизну, которая очень его привлекала, а теперь привлекает нас.

Это наши ощущения от работ знаменитого художника, но т.к. у нас «открытая студия» очень хочется узнать и Ваши впечатления о его творчестве.

Выступления родителей.

Учитель-дефектолог

Давайте сегодня попробуем приобщиться к миру прекрасного, попробуем воспроизвести деятельность художника и его «кубический стиль» через призму становления сенсорного восприятия ребенка, поработаем с формой, цветом и величиной. А чтобы работать было интереснее, организуемся в группы. Каждая группа получает начальное изображение: большие и маленькие геометрические фигуры – формы, которые Вам предстоит наполнить цветом, используя технику знаменитого художника – широкий мазок - «нашлепок». Порисуйте пальчиками – здесь и сейчас почувствуйте себя детьми!

А поскольку развитие мелкой пальцевой  моторики напрямую связана с развитием речи, я передаю слово учителю-логопеду.


Учитель-логопед, педагог-организатор

ИЗО-терапия – это путь к установлению комфортных отношений, процесс осознания себя и мира, творческий процесс, способ соцадаптации, путь развития творческого потенциала родителей и ребенка, гармонизирующий фактор качественных, позитивных и личностных изменений.

Наши дети еще маленькие и для успешной социализации нам необходимо научить их адекватным способам и формам самовыражения.

(проводит 1 этап практической части – раскрашивание графического изображения, педагог-организатор сопровождает процесс фотофильмом)

Мы надеемся, что Вы хоть и ненадолго, но почувствовали себя одновременно и детьми и великими художниками.

Учитель-дефектолог

Использованные Вами основные сенсорные эталоны: величина, форма, цвет, способствуют восприятию у детей целостной картины предметного мира.

Педагог-психолог

А также влияют на психологические составляющие: уверенность, успешность и самореализацию.

Часть 3. Заключительная

Учитель-дефектолог

В заключение нашей встречи, предлагаем Вам вспомнить картину А.А. Дейнека «Мать» и воссоздать образ женщины и ребенка, используя продукты Вашей ИЗО-деятельности – попробуйте соединить все фрагменты так, чтобы получилось целостное изображение.

(проводит 2 этап практической части – составление коллективного коллажа «Женщина и ребенок»)

Педагог-психолог (интерпретирует использование цвета, как эмоциональной характеристики состояния человека)

Учитель-дефектолог

 «Открытая студия» предполагает активную обратную связь, поэтому поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями от нашей сегодняшней встречи, какой момент Вам запомнился больше остальных? И, второй вопрос, какая информация вызвала у Вас интерес и позитивные эмоции?

Выступления родителей.

Учитель-дефектолог

Мы были рады нашей встрече! И так как мы надеемся, что полученные сегодняшние сведения вы перенесете в работу со своими детьми, предлагаем Вам для ознакомления буклеты «Рисуем пальчиками и ладошками» с методическими рекомендациями и советами арт-терапевтов.

Педагог-психолог

Благодарим Вас за активное взаимодействие!

Учитель-логопед

Надеемся, что Вам было интересно!

Педагог-организатор

До новых встреч!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» Отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы» «Творчество А.А. Дейнека: формы и образы» Автор: Ефремова Н.А., учитель-дефектолог

Слайд 2

Родился в 1899 году в семье железнодорожника. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. С 1915 по 1917 учился в Харьковском художественном училище. С 1919-1920 служил в рядах Красной армии в качестве художественного руководителя в политотделе. С 1920 г. продолжил учебу в высшей московской художественно-технической мастерской. В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ: Революционная тематика: «Оборона Петрограда», «Будущие летчики» и др. Пейзажи: «За занавеской», «Полдень» и др. Историческая тематика: «Сгоревшая деревня», «Оборона Севастополя» и др.

Слайд 3

Первые шаги Воспевание мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта: "В Донбассе«, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", " Лыжники", "Текстильщицы ". Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку, работающего в стилях: кубизм и футуризм.

Слайд 4

Новые горизонты Другое направление – рисунки в детских книгах и журналах. Одним из первых шагов становится работа над книгой «Про лошадей» для самых маленьких. В 1928 – 29 гг. Дейнека сотрудничает с детским журналом «Искорка», сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева.

Слайд 5

Плодотворные тридцатые 1932 год - веха в творчестве А. Дейнека, новый этап в развитии его искусства. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее: "Полдень", "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами", "Купающиеся девушки". В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно "Знатные люди Страны Советов" приносит ему золотую медаль Парижской всемирной выставки.

Слайд 6

Девочка у окна , 1931 Пионер , 1934 Мальчик, прыгающий в воду , 1939 Будущие лётчики , 1938 Важную тему - будущее страны, А.А. Дейнека воплощал в картинах и скульптуре , посвящённых детям, подрастающему поколению советского народа.

Слайд 7

Одно из самых лиричных произведений Дейнеки – картина «Мать» (1932). Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души.

Слайд 8

Военный марш В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь (слева – направо): "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", "Сгоревшая деревня", "Оборона Севастополя". Он находит поразительные по своей безжалостной и суровой правде образы

Слайд 9

После войны А. Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, возвращается к старым, проверенным жанрам: мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура В работах послевоенного периода заметно усложнилась пластическая и цветовая характеристика образов, особенно это заметно в картинах на любимую художником тему спорт а (слева-направо: Эстафета по Кольцу, 1947, Хоккеисты, 1959-60, Лыжники, 1950)

Слайд 10

Могила А. Дейнека на Новодевичьем кладбище Москвы Памятник Александру Дейнека в Курске В 1964 году А.Дейнека получает Ленинскую премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.

Слайд 11

Список используемых источников Александр Дейнека. Монография.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- 328 с. Дейнека. Образ и цвет. Альбом/ Авт.-сост. В.П. Сысоев.- М.: Изобразительное искусство, 1981.- 17 с. Живопись 20-30-х гг. Сост. А.М.Муратов. Автор вст. ст. В.С. Манин.- СПб.: Художник РСФСР, 1991.- 200 с. http ://vshapes.bip.ru/personals/deineka/ http://kursk.amr-museum.ru/Gal/russian/vv/vv_1_rus_1.htm

Слайд 12

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детям о пожаре".Фрагмент образовательной деятельной деятельности в средней группе.

В настоящее время очень часто возникают пожары из-за неосторожного обращения с огнём детей. В пожарах погибают дети. Поэтому очень важно предупредить ребят  о возможных последствиях и подотовить...

О системе мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении

В статье показана система мероприятий по анализу и оценке профессиональной деятельности педагогов в условиях перехода к реализации профессионального стандарта и ФГОС ДО в дошкольном образовательном уч...

План мероприятий, посвященных неделе стандарта по теме: «Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План мероприятий, посвященных неделе стандартаМария Клочкова План мероприятий, посвященных неделе стандартаУтверждаю:Заведующий МБДОУ д/с №14___С. В. КозловаПлан мероприятий,посвященных неделе ст...

Комплекс мероприятий в русле темы: «Компетенции и компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессионал...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...

Наличие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (по профилю профессиональной деятельности педагога)

Наличие внеурочных мероприятий, реализуемых педагогом (по профилю профессиональной деятельности педагога)...