Комплекс мероприятий в русле темы: «Компетенции и компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»
методическая разработка

Уколова Нелли Валерьевна

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

     Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx79.53 КБ

Предварительный просмотр:

       


motion.jpg

 Тема: «Компетенции и компетентность педагога как условие  эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

 Автор: Уколова Н.В. – старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 с.Заветное

Введение

1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

2. Условия профессионального роста педагогов

Выводы

Заключение 

Введение.

     Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

     Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.  

 

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

 

         Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям  «компетенции» и «компетентность».  

         В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

         Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

         Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

         К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях,  коллегах; 

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

     Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным  набором компетенций.

      Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

 

 Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

 

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

     У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

     Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

      В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

     Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

     Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

     Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

     В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

    Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

    Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

    Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

    ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

    Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

     Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

     Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

      Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

      Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

-Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

-Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

-Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

-Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

-Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической    разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

-Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

-Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

     Этапы профессиональной самореализации:

-Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией. 

-Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

-Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

-Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

-Разработка и внедрение авторских программ и проектов.

-Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

-Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

      Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть:

- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

- семинары-практикумы (привлечение  педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

- организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

- организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы,  обменом передовым педагогическим опытом;

- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ,  имеющими небольшой стаж работы;

- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

- прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и региональных  методических объединений.

-желание педагога познавать и  самореализовываться.

 

Вывод. Заключение

 

        Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и формирования успешной личности  в целом.

                                 Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - М.: Центр педагогического образования, 2014.-32с.

2. Планирование в современном ДОУ: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ "Сфера", 2013.-128с.

3. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с комментариями)/ Сост. В.А. Зебзеева.-М.: ТЦ Сфера,2015. (Управление детским садом).

4. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений/ автор И.Н. Асаева - ж. "Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена" №112/2009г.

                                                                                      Приложение

Деловая игра                                                                              

 Тема: «Компетенции и компетентность педагога как условие  эффективной профессиональной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО»

1.Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

 Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям  «компетенции» и «компетентность».  

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность».

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. 

Исходя из этого понятие «компетентный»  определяется как _________________________________

      

2. Следующим этапом нашей деятельности является определение составляющих  профессиональной компетентности:

интеллектуально-педагогическая компетентность –

__________________________________________________________________;

коммуникативная компетентность –

________________________________________________________________;

информационная компетентность –  _________________________________________________________________;

рефлексивная компетентность  - ____________________________________.

3. Задание: создание модели«Благоприятные  условия  для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития».

Понятия в русле данной проблематики: Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем компетенций.

Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

      В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

     «Конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

    Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

       Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

     Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

     Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

      Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженно...

Выступление на методическом объединении на тему :Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУ

Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам музыкальной деятельности в процессе реализации ФГОС ДОУО. П. Радынова, исходя из специфики основных задач музыкал...

Статья МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Представленная модель работы с педагогами реализуется в нашем дошкольном учреждении. Конечно, это только форма, каждый компонент которой должен «наполниться» конкретным содержанием в зависимости от сп...

Памятка для педагогов "Интеграция различных видов деятельности в процессе реализации образовательной области федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «Физическое развитие».

Интеграция различных видов деятельностив процессе реализации образовательной областифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования «Физическое развитие»....

"К вопросу использования проектной деятельности в процессе реализации ФГОС ДО"

Сборник материалов XX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования», где включена моя статься на стр. 263...