Викторина «Юные знатоки» посвященная к 135-летию писателя
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Викторина «Юные знатоки» посвященная к 135-летию писателя
К. И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.
Необходимость чтения очевидна: с развитием технического прогресса- телевидение, компьютерные игры- чтение книг занимает мало места в жизни человека.
Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники. Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством
Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие.
Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, о труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт дошкольника.
31 марта исполнится 135 лет со дня рождения, Чуковского Корнея Ивановича – настоящий классик детской литературы, автор детских загадок, песенок, перевёртышей.
Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки.Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу». Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают детей, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру.
И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского. Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.
Родился К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. А Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да.)
В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей К.И. Чуковского. Здесь можно встретиться с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидеть те комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть библиотека. Местные жители называют ее «дом дедушки Корнея». Потому что ее на свои деньги построил и укомплектовал, был в ней главным работником все тот же писатель Чуковский.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Викторина «Юные знатоки»
Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Для этого нам ребята, нужно разделиться на две команды. Всего будет 8 заданий. Каждая команда за правильный ответ получает золотой ключик.
Цель:закрепить знания детей о творчестве писателя К. И. Чуковского, развивать интонационную выразительность речи, внимание, мышление, воображение, память, артистизм, эстетические чувства, любовь к поэзии, способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать, доставить детям радость.
Предварительная работа: Чтение и прослушивание на дисках произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др, рассматривание иллюстрации, организация выставки книг К.И. Чуковского, презентация, конкурса чтецов художественное творчество по теме.
Материалы и оборудование: атрибуты к сказкам, портрет К.И. Чуковского,
выставка книг К.И. Чуковского, иллюстрации и картинки с изображением персонажей из сказок К.И.Чуковского, рисунки по сказкам К.И. Чуковского, золотые ключики, медали.
Задание№1
Угадай сказку.
Сказка начинается, а как она называется…?
Веселится народ
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого комара (Муха - Цокотуха)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Доктор Айболит)
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
В Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые крокодилы
Будут вас кусать, Бить и обижать,
Не ходите, дети, в Африку гулять. (Бармалей)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно
Стало заиньке темно (Краденое солнце)
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели! (Телефон)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня. (Мойдодыр)
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла, Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры, Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза: «Что такое? Почему?
Ничего я не пойму». (Федорино горе)
Отчего ты плачешь, Глупый ты Медведь?
Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь?
Бедный я, несчастный Сирота,
Я на свет родился, Без хвоста (Топтыгин и Лиса)
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, Квакать (Путаница)
Задание №2
Угадай героя сказки.
Мальчик, который прилетел с Луны. (Бибигон)
Он лечил всех зверей. (Айболит)
Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармалей)
Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
Он проглотил солнце. (Крокодил)
Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора)
Он просил шоколад для сыночка. (Слон)
Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)
Он спас Муху-Цокотуху. (Комар)
Физкультминутка (в парах).
Бежали мимо речки смешные человечки. Прыгали, скакали, Солнышко встречали. Прыгнули на мостик И забили гвоздик Потом - бултых в речку. А где же человечки?(Пальцы (указательный и средний) «бегут» по рукам от кисти до плеча товарища). (Пальцы «прыгают» на плечах). (Ласково взять лицо товарища ладонями). (Положить друг другу руки на плечи). (Постучать кулачками о кулачок). (Взять друг дуга за руки и присесть). (Встать и спрятать ладошки у товарища подмышками).
Физкультминутка
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Полетели, полетели
И на место тихо сели.
Задание №3
Из какой сказки иллюстрация?
Воспитатель показывает детям иллюстрации из произведений К.И.Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» дети отгадывают.
Задание №4
Угадай кто это?(если дети затрудняются с ответами, можно показать картинки с изображением персонажа сказки).
«Зверь, которого нет ни в одном зоопарке, ведь его не поймаешь: у него две головы, и пока одна спит - другая сторожит». (Тянитолкай)
Как пойду я павлином, по горам, по долинам,
Так и ахнет звериный народ: ну что за красавец идёт! (Топтыгин)
Он рычит и кричит и усами шевелит:
Принесите-ка мне звери ваших детушек.
Я сегодня их за ужином скушаю!(Таракан)
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает. (Паук)
Ах, ты гадкий, ах, ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста (Мальчик из «Мойдодыра»)
Задание №5 «Из какой сказки предмет?»
Воспитатель: Ребята, у меня в сказочном сундучке лежат предметы из разных сказок Корнея Ивановича Чуковского. Для выполнения задания нужно достать предмет, всем его показать и рассказать из какой он сказки.
Задание №6
Подвижная игра « Чья команда быстрее?»
(« тараканьи бега» 2 команды, бег на четвереньках)
Победившая команда получает золотой ключик.
Задание №7
«Доскажи словечко».
Воспитатель. Я буду читать начало строчки, а вы продолжайте.
Долго-долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами
И сушёными ... (грибами)
А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший,
Пришли мне … (калоши)
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём…(А чулки да башмаки)
И мне не надо
Ни мармелада ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких ... (детей).
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает ... (воробей)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по ... (дорожке)
Задание №8
Вопросы.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
6. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
7. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
8. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
Воспитатель: На этом наша викторина юные знатоки закончилась. Молодцы, ребята!
Вы вспомнили многие произведения Чуковского и даже выучили некоторые из них.
Чему нас учат сказки?
Дети. Быть добрыми, аккуратными, вежливыми.
А теперь подведём итог и посчитаем свои золотые ключики. Определяется команда победителей, главный приз: аплодисменты участников и зрителей. Всем участникам вручаются медали «Юные знатоки».
Список используемых источников
1.Корней Чуковский. Избранное. - М.: Астрель, 2003. - 701 с.
2.Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К.Чуковском / Л.Чуковская. - СПб.: Лимбус Пресс, 2001. - 206 с.
3.Чуковский К.И. От двух до пяти / К.И.Чуковский. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Юные знатоки железной дороги».
С помощью игры закрепить знания детей о поведении на железной дороге в железнодорожном транспорте и людям работающих на ней. Развивать воображение, грамотность, ло...
Экологическая викторина "Юные знатоки природы"
Игра-викторина для старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп, родителям. Материал направлен на воспитание любви к природе, развитие познавательного интереса ...
Конкурс игры-викторины «Юные знатоки»
Конспект непосредственной образовательнойдеятельности.Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, социализация.Программны...
Экологическая викторина "Юные знатоки природы"
Экологическая викторина "Юные знатоки природы"...
Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»
Сценарий экологического праздника-викторины «Юные знатоки природы»...
Игра викторина " Юные знатоки ПДД"
Цель занятия: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения....
Викторина « Юные знатоки русских народных сказок» для старших дошкольников.
Цель: прививание любви к устному народному творчеству – к сказкам.Задачи:закреплять и расширить знания детей о народных русских сказках; развивать память, логическое мышление, наблюдат...