Сценарий развлечение для старшей и подготовительной группы «Сороки-жаворонки».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Программные задачи:
· Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
- Расширять представления детей о жизни в старину.
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_dlya_starshey_i_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
развлечение для старшей и подготовительной группы
«Сороки-жаворонки».
Куличкова Оксана Михайловна
.Программные задачи:
- Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
- Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
- Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
- Расширять представления детей о жизни в старину.
- Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
- Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
- Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
- Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Оборудование:
- Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветами.
- Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрыт скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
- Костюмы:
Предварительная работа:
Выучить с детьми за клички, стихи. Поиграть в игры Беседы...
Работа с родителями:
Попросить родителей повторить с детьми за клички и стихи на заданную тему. Создать семейную газету, где главная тема праздник «Сороки», попросить помочь детям в процессе изготовления жаворонков.
Ход праздника:
Дети в народных костюмах с атрибутами в руках (свистульки, дудочки, ленты, бумажные птицы, соломенные куклы и прочее) заходят в зал, их встречают хозяюшки Марья и Дарья. Дети садятся на стулья.
Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас ждем поджидаем, праздник не начинаем!
Дети: Как называется ваш праздник?
Дарья: «Сороки-жаворонки»! В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.
Марья: 22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
В народе так и говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Марья: Были народные приметы в чести.
Сороки тёплые – сорок дней будут тёплыми, и ранняя весна придет.
Если же холодные Сороки – жди сорок холодных утренников.
Дарья: И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд - заклинание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда вода разольется, когда лес зазеленится
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Марья: Ребята, а вы знаете народные приметы, обряды.
Дети: Да! Весенние за клички (веснянки).
1.Ребенок
Благослови, мати, весну закликайте!
2.Ребенок
Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
3. Ребенок
Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла!
4. Ребенок
Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
5. Ребенок
— Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным,
С ливнем обильным.
(Дети проходят ворота и встают в хоровод)
Дарья:
-Давайте еще один обряд проведём песню «Жаворонок, жаворонок»! споем.
(Дети идут в хороводе и поют песню «Жаворонок, жаворонок»!)
Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу.
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-кросну,
Кросну солнышку,
Тёплую гнёздышку!
Жаворонки, прилетите,
Кросну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.
Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!
Жаворонки прилетите,
Студёно зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Слетайтесь, скликайтесь.
(Звучит аудиозапись пения птиц. Появляется Жаворонок.)
6.Ребенок. Жаворонок.
-Здравствуйте, ребятушки
Я к вам прилетел,
Студёно зиму унести!
Принести Весну-кросну на своем хвосту!
Прилетел с добром и теплом.
7.Ребенок.
Ну а где весна?
(Ребенок обходит жаворонка, осматривает)
6.Ребенок. Жаворонок
- Летел я через поля, леса, реки на своем хвосту Весну – кросну нёс, да где-то оборонил. (изображает плачь).
Марья:
Жаворонушки не плачь, спой нам свою весеннею песенку.
6. Ребенок. Жаворонок ( мотает головой, отказывается)
Дарья: А ну, ребятки, давайте жаворонка развеселим, становись с нами в круг поиграем в Игру «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
(Дети садятся на стульчики после игры).
6. Ребенок Жаворонок
-Не приходит весна. Не помогают ваши обряды.
8. Ребенок (выходит один ребенок)
- Я знаю как помочь. Мне бабушка рассказывала про один обряд. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
-Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
(Дети встают в круг и изображают, кидание хлебных шариков)
Дарья: Давайте, ребята, поможем Жавороноку, споем весеннюю за кличку: Весна нас услышит придет.
Весна, весна, весенний денек,
Весенний денек, где зарождается?
В долинах, оврагах зарождается,
Меж двух гор весна появляется!
(Звучит ауди запись «Весенняя капель»)
9. Ребенок. Я знаю игру-обряд: “Ручеек”
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.
Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма).
Дети садятся на стулья.
Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое.
(Жаворонок становится радостный)
6. Ребенок Жаворонок
- Здравствуй милая весна, как я рад что ты нашлась.
-Полечу я по полям, по лесам, радостную весть разнесу, что весна пришла.
(Жаворонок улетает.)
10. Ребенок. Весна:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Дарья— Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
10. Ребенок. Весна: — Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Марья: — Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
10. Ребенок. Весна: — Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Дарья
— Весна-красна, долго мы тебя ждали. Давай с нами поиграешь в народную игру "Гори, гори ясно"
(Дети встают на игру).
Количество игроков: четное
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
— Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Марья:
- Наши дети хотят с тобой в пляс пустится.
(Пляска «Карусель» (старшая группы). (Музыка: Полтавский танец)
После танца дети садятся на стулья.
10. Ребенок Весна:
-В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. Какие птицы вестники весны?
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает... (кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)
6. Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
10. Ребенок Весна:
-Молодцы все правильно ответили
- Чтобы стало веселей прочитайте стихи скорей.
Дарья
-Наши дети по весну стихи знают.
11. Ребенок
В небе жаворонка трепет,
Тёплый дождь, сверканье вод,
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
12. Ребенок
Птичка
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
Заслонили солнце тучи,
Небо всё заволокли;
И тростник сухой и жёлтый
Клонит ветер до земли.
Вот и дождик, посмотри-ка,
Хлынул, словно из ведра;
Скучно, холодно, как будто
Не весенняя пора!
13. Ребенок
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят —
14. ребенок.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
15. ребенок.
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
16. ребенок
Я землю разбудила,
К новой жизни пробудила.
Вот уже снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает
И зовут друг друга журавли.
17. ребенок
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё моим дыханием согрето —
Всё вокруг и любит и поет.
10. ребенок Весна
Марьюшка.: — А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.
Хоровод «Весну ждали».
Дарьюшка
— Молодцы ребята. За ваше старание примите от нас угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. Жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощают детей выпечкой и говорят: «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству, с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Перспективный план формирования и развития временно-пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) Перспективное планирован
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию перспективный план фрмирования и развития временно-пространственных представлений. В плане представлены игры на развитие понятия о времени и проствранстве ...
Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель» для детей старшего дошкольного возраста ( старшие и подготовительные группы).Подготовили и провели: Воспитатель подг.группы Резникова-Милованова Л.Е., Психолог Колоколенкова Ж.Г.
ГБОУ ДОУ №2365 Сценарий конкурса чтецов «Весенняя капель»для детей старшего дошкольного возра...
Организация игры в старшей и подготовительной группах. Картотека сюжетно-ролевых игр для старшей группы
Сюжетно-ролевые игры...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в разновозрастной (старше-подготовительной) группе комбинированной направленности «А» «Солнышко» на средний, старший и подготовительный возраст детей.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей по Верещагиной Н.В....