Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.
ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ
В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_eksp.s_vodoy.docx | 85.17 КБ |
igry_i_eksp._s_vetrom_i_vozduhom.docx | 32.78 КБ |
igry_i_eksp._s_vetrom_i_vozduhom.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.
- Игра «Самодельный водопад»
Цель:Развитие моторики рук.
Содержание:Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
- Игра «Попади в цель»
Цель: Подбрасывать вверх мяч и ловить.Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».
Содержание.Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает, как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.
После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.
- «Выжми мочалку»
Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.
Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.
Игра развивает мелкую моторику.
- «Бумажные кораблики». Запускание в тазу корабликов, изготовленных детьми в технике «Оригами».
- «В час по чайной ложке» Переливание воды из одного сосуда в другой с помощью чайных ложек или других маленьких сосудов. Тренировать умение измерять объем условными мерками.
- «Шарики в воде»В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика,, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.
Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмасовые шарики не тонут в воде.
- «Волшебное свойство воды». Необходимый инвентарь: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
- «Разлить поровну». Необходимый инвентарь: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.
Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.
- «Кто дальше выстрелит» . Стрельба водой из брызгалок (однор шприцов, водяных пистолетов) в неподвижную цель – например, дерево. Развивать меткость, аккуратность при обращении с водой.
- Полив песочницы издали из одноразовых шприцов. Развивать меткость.
- «Шланг». Полив цветов через трубу – наливание воды из бутылки в трубу, направленную в сторону растения. Расширять представления детей об окружающем.
- «Разноцветные соломинки». Показать, как забурлит вода, если дуть в нее через одноразовую соломинку .
- «Маленькие трубы» - проливание воды через соломинку для коктейля с помощью одноразового шприца без иглы.
- «Укольчики» - показать как делаются уколы с помощью игрушечного шприца без иглы и «человечка» из губки: набрать воды в шприц, колоть правильным движением, медленно «вводить лекарство». Расширять представления детей об окружающем: о профессии врача, выработка правильного представления о месте и способе инъекции.
Экспериментирование:
ОПЫТ №1
«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Материал: зеркало, баночка с водой, пластина из нержавеющей стали.
Ход:
Рыхлый снег темнее в марте, Тают льдинки на окне
Зайчик бегает по парте И по карте на стене.
Поиграем с зеркалом? Зеркало и другие блестящие предметы отражают солнечные лучи. Сейчас мы в этом убедимся.
Дети ловят зеркалом луч солнца и направляют его отражение в любую сторону. Что происходит?(зеркало отражает солнечные лучи, меняя его наклон можно играть).
Дети берут баночку с водой, «ловят» солнечные лучи (вода их отражает), если слегка пошевелить рукой – поверхность воды приходит в движение, «зайчики» начинают прыгать.
Дети берут пластину из нержавеющей стали и повторяют эксперимент.
Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.
ОПЫТ №2
«ИГРА В ПРЯТКИ»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Ход:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем капельку искать
Из пипетки появилась
На стекле растворилась…
Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)
Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)
Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)
На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)
Вывод: при попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.
ОПЫТ №3
«ПРЯТКИ»
Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой), камешки, салфетка из ткани.
Ход:
Что вы видите в баночках?
Какого цвета вода?
Хотите поиграть с камешками в прятки?
В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).
Почему камешек видно? (вода прозрачная)
Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).
Вывод: в прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
ОПЫТ №4
«ПРОЗРАЧНАЯ ВОДА МОЖЕТ СТАТЬ МУТНОЙ»
Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная.) Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём: мутная или прозрачная? (Прозрачная.) Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм.)
Вывод: О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? (Мутной.) В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде.) Дать представление, что прозрачная вода станет мутной, если бросить в нее песок или землю, а постояв, отстоится и станет на вид прозрачной, подвести детей к выводу, что прозрачная на вид вода может быть грязной и непригодной для питья. Рассказать, что для очистки воды используется кипячение или фильтры.
ОПЫТ №5
«ТЁПЛАЯ И ХОЛОДНАЯ ВОДА».
Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход:
Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.
Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Делают вывод: вода – добрый помощник человека.
ОПЫТ № 6
«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
Ход:
Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой.
Воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки).
Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?
Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)
ОПЫТ №7
«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
Ход:
В –ль: Какую песенку поет вода?
Дети: Буль, буль, буль.
В – ль: Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.
Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
ОПЫТ № 8
«Фильтр». Необходимый инвентарь: бутылка для воды, салфетка – фильтр, два пустых стакана, стакан с проточной водой.
На прогулке наберите воду из реки. Дома проведите эксперимент.
Налейте воду из бутылки в один из пустых стаканов, рядом поставьте стакан с проточной водой. Пусть ребёнок сравнит цвет воду в обоих стаканах.
Затем с помощью салфетки – фильтра очистите воду в стакане с речной водой. Снова сравните. Если одного фильтрования оказалось не достаточно, повторите процедуру. Удастся ли вам добиться очищения речной воды?
Параллельно поговорите с ребёнком о проблемах загрязнения окружающей среды.
Очищенную воду можно «вернуть реке». В конце опыта скажите ребёнку, что благодаря его усилиям речка выздоровела.
Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реках с заводов. Пусть вспомнит, как крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться
Картотека игр и экспериментов с водой в старшей и подготовительной группе.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ
В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
- Игры с вертушками. Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились.Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
- Игры с султанчиками. В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
- Игры с мыльными пузырями. Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.
- «Летающий осьминог» из целлофановых пакетов – изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.
- Запускание воздушного змея
- «Ветер-музыкант». «Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов (ложечки, шурупы, металл.банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались
- Простейший флюгер из пластиковых бутылок. Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер.
- Опыт «Движение воздуха»
Цель: Показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение?
Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать , обмахивая лицо.
Экспериментирование:
Опыт с воздухом №1. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт с воздухом №2.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт с воздухом № 3.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт с воздухом № 4.
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт с воздухом № 5.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт с воздухом № 6.
Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт с воздухом № 7.
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик
может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт с воздухом № 8.
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
Опыт с воздухом № 9.
Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Опыт с воздухом № 10.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Опыт с воздухом № 11.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ
В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ
В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
- Игры с вертушками. Вертушки ветерок приведет в движение, если с ней бежать или стоя «поймать» ветер. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как вертушки закрутились.Со старшими детьми можно изготовить вертушки своими руками, из бумаги.
- Игры с султанчиками. В ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими, и появится ветерок.
- Игры с мыльными пузырями. Можно пронаблюдать, как высоко поднимаются пузыри, в какую сторону ветер их относит.
- «Летающий осьминог» из целлофановых пакетов – изготавливается из разрезанных и привязанных на нитку целлофановых пакетов. Дети бегают, «осьминог» летит.
- Запускание воздушного змея
- «Ветер-музыкант». «Мелодию» ветра можно услышать, если соорудить небольшую конструкцию из металлических предметов (ложечки, шурупы, металл.банки, трубочки) подвешенных на нитки так, чтобы при дуновении ветра предметы сталкивались
- Простейший флюгер из пластиковых бутылок. Наблюдать за направлением ветра. Дать детям самим раскрутить флюгер.
- Опыт «Движение воздуха»
Цель: Показать, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход опыта: Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение?
Подуть на руки. Что почувствуют? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.Вывод: Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать , обмахивая лицо.
Экспериментирование:
Опыт с воздухом №1. Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).
Опыт с воздухом №2.
После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт с воздухом № 3.
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом - обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?
Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.
Опыт с воздухом № 4.
Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Опыт с воздухом № 5.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт с воздухом № 6.
Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.
Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.
Опыт с воздухом № 7.
Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик
может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).
Опыт с воздухом № 8.
Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер - это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).
Опыт с воздухом № 9.
Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).
несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.
Опыт с воздухом № 10.
А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).
Опыт с воздухом № 11.
Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.
Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.
Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.
КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ
В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и экспериментов с водой и воздухом
ОПЫТЫ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ Опыт 1. Чем сильнее ветер, тем больше волны.Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске - своё море - Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети - это ве...
Организация игры в старшей и подготовительной группах. Картотека сюжетно-ролевых игр для старшей группы
Сюжетно-ролевые игры...
Игры-эксперименты с водой в старшей/подготовительной группе
Психологами и педагогами (Л.С.Выготский, Н.Н.Подъяков) доказано, что детям первых семи лет жизни присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно, экспериментирование, ка...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.
Картотека опытов для детей старшей группы....
ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....
Картотека опытов и экспериментов с водой, песком, воздухом.
Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие и самореализацию ребенка, развивает исследовательскую активность дошкольника. Среди возможных средств развития...