Литературный досуг «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной группе детского сада.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

ВЕСЕЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ И ВСТРЕЧА С ГЕРОЯМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_stati.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей №138 ДО №2

Литературный досуг

«Путешествие по русским народным сказкам»         в подготовительной  группе детского сада.

Материал подготовлен воспитателем

высшей квалификационной категории

Сивцевой Евгенией Викторовной

Москва 2017 г.


Литературный досуг «Путешествие по русским народным сказкам» в подготовительной  группе детского сада

Цель:  формировать произвольное запоминание старших дошкольников, путем создания мотивации, повторения материала, словесной установки на запоминание и припоминание. Продолжать учить детей узнавать сказки по предметам, характерным признакам и действиям героев. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация»

Пособия: костюм героя «Сказочница», клубок, шапки-маски, деревянные ложки, пирожки в корзинке, сапоги «скороходы», гусли –«самогуды», стрела, «молодильные» яблоки).платок для игры, волшебный короб, сундук, аудиозаписи русских народных песен и мелодий.

Предварительная работа:

-чтение русских народных сказок;

-рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам;

-рисование по мотивам русских народных сказок «Репка», «Теремок» и др.; лепка любимых героев сказки.

-драматизация отрывков из сказок «Колобок», «Репка», «Теремок»

-разгадывание загадок, просмотр мультфильмов, посещение театра, беседы: «Что такое сказка? », «Театр», «Моя любимая сказка».

      Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта  и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные  и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

Ход:

1. Организация досуга:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами будет интересный вечер. Вас жду приятные сюрпризы. Хотите это все увидеть? Садитесь поудобнее и ждите тихонько. Начинаем!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнешь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово! (С.Островский)

Под музыку (П.И.Чайковского  «Русская пляска» выходит Сказочница).

Сказочница:

-Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы! Я Сказочница! Я рассказываю сказки – и детям, и взрослым,  и никто не знает столько сказок, сколько я.  Молодцы, что зашли ко мне в гости! А  я  знаю, что вы очень любите русские народные сказки. Это правда? (ответы детей).  А вот сейчас мы проверим, так ли это! Для начала отгадайте – ка мои загадки!

Стрела молодца угодила в болото,

Ну где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …(Царевна – лягушка)

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нес?

Кто садился на пенек

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь

ведь? Это сказочный…(медведь)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (репка)

Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

 Сказочница: Какие вы молодцы! Все мои загадки отгадали!!!

Ну, тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие по русским народным сказкам. Согласны?

(ответы детей).

 Сказочница: Ну, раз согласны, то давайте собираться. Для того чтобы отправиться в путь, нужен нам Волшебный клубочек (достает из кармана моток спутанных ниток)

 Ой, все нитки мои кот Васька размотал, что же делать – то теперь? (ответы детей)

  Сказочница: Ребятушки  помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится – хватит вам ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

(Под  р. н. мелодию «Коробейники» проводится игра «Смотай клубочек»:

Детям выдаются клубочки разного цвета, которые по мере сматывания  складываются в корзину)

Вот какие вы ловкие! Какие быстрые! И теперь у нас с вами не один  волшебный клубочек, а целая корзинка! Теперь можно и в путешествие!

Все встают, бросают 1 клубок из корзинки  и под музыку  отправляются в путешествие за клубком.

Дети и Сказочница подходят к «русской избе»  (макет)

Сказочница: Это куда это мы попали, что за дом?

(ответы детей)

Сказочница: Правильно, мои дорогие.  Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном мороз да вьюга, ветер снег взметает, буран ворчит, а в избе тепло и радостно.

Проходите и садитесь (дети рассаживаются по лавкам).

А давайте вспомним, какие жилища были у разных сказочных героев, и в каких русских народных  сказках они встречались?

Ответы детей:

Землянка – Жилище Медведя Михайло из русской народной сказки «Чудесный колокольчик».

Лубяная избушка – в ней жил Заяц из сказки «Заячья избушка».

Избушка на курьих ножках – жилище Бабы Яги, сказки «Царевна – Лягушка», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.

Терем – сказка « Теремок».

Палаты – в них жил Царь из сказки « Сказка о Иване – Царевиче, Жар – Птице и Сером Волке».

Изба, где жил Емеля с братьями в сказке « По щучьему велению».

Сказочница:  Молодцы, ребята. Сразу видно, что вы знаете  и любите русские народные сказки! Ой, а глядите – ка, что это тут стоит? (показывает на сундук)

(ответы детей)

Правильно, это сундук. Раньше в избах не было шкафов и комодов,  поэтому вещи хранили в сундуках. А этот сундук еще и волшебный!

Сказочница:

-А сундук то - не простой,

-А сундук -  то не пустой.

-Что лежит в нем не пойму,

-Вот возьму и посмотрю.

Сундук открывается. Сказочница находит шапки-маски героев сказок,  атрибуты (деревянные ложки, пирожки в корзинке, сапоги «скороходы», гусли - «самогуды», стрела, «молодильные» яблоки).

Сказочница предлагает выполнить её задание «Что из какой сказки». Дети вынимают предмет, называют героя, сказку (сказки) где можно его встретить.

Сказочница: Ребята, как вы думаете, почему в русской  избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Только в русских избах печка была не только для тепла. В ней готовили пищу - щи да кашу, пекли хлеб, пироги.

Голос:  (из-за печки, ворчливо) Сама-то печка добрая, всем найдёт кусок пирога, да ложку каши. А вот люди норовят сами всё съесть, мне ничего не оставить.

Сказочница: Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Голос: Это я, Мышка – норушка (выбегает девочка в маске Мышки)

Мышка: Ростом я чуть больше скрепки.

    Но не надо забывать,

Я тянуть умею репки,

    И яички разбивать!

    А еще умею ловко

   Сыр таскать из мышеловки!

   Даже слон сбежит вприпрыжку,

   Если вдруг увидит мышку.

Сказочница: А что ты еще умеешь делать, дорогая Мышка?

Мышка: А еще я люблю играть и веселиться!

(достаёт красивый платочек)

Есть у меня одна игра, собирайся, детвора!!! Не спешите, не толпитесь, в круг скорее становитесь!

Мышка с детьми  играет в русскую народную игру «Платочек» под русскую народную мелодию «Полянка»

(Правила игры: Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идет за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, а тот, кому положили платок, берет его в руки и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в круге. Если игрок с платком догонит водящего и сможет положить ему платок на плечо, прежде чем тот займет свободное место в круге, тот вновь становится водящим, а игрок, отдавший платок, занимает свободное место. Если же убегающий первым встанет в круг, то водящим остается игрок с платком. Он идет по кругу, кому-то кладет платочек на плечо, игра продолжается)

Сказочница: Ох, набегались, наигрались! Пора и честь знать! Надо нам с ребятами дальше идти. Спасибо тебе, Мышка, повеселила нас! (прощаются с Мышкой).

Ну- ка, где там у меня волшебный клубочек? (берет из корзинки следующий клубочек, бросает его, под музыку с детьми обходят зал и попадают в «болото»).

Сказочница: Куда это нас клубочек завел,…сыро, мокро, лягушки квакают…Где это мы, ребята?(ответы детей) В болото попали? Как же нам выбраться? Ой, а мне кажется, в тех зарослях кто то прячется!

Под музыку на полянку выходит Кикимора.

Кикимора: Ходют тут, бродют, шумят…спать мешают…Вот я вас сейчас!!!

Сказочница: Да ты хоть кто?

Кикимора:

 Безобразие какое,

Нет покоя для души,

Взбаламутили болото,

Ну-ка, быстро в камыши!

Я живу в лесу дремучем,

У поляны сонной.

Кикимора Болотная-

Собственной персоной!

Сказочница: Ты погоди ругаться, красавица. Помоги нам лучше из болота выбраться!

Кикимора: Скучно мне тут одной сидеть…давайте я вам загадки позагадываю! Мне тут сорока на хвосте принесла, что вы сказки любите, правда, что ли?

(ответы детей)

Кикимора: Ну тогда…присядьте вон на пеньки то…в ногах правды нет.

(дети присаживаются на спортивные модули, изображающие пеньки)

Кикимора: У меня есть мешочек волшебный, в нём записки с началом сказочного выражения. Я читаю начало, а вы договариваете конец фразы и называете сказку – или сказки, откуда она. Если все отгадаете, то выпущу вас с болота. Готовы? Тогда слушайте внимательно:

Задание  «Закончи сказочное выражение»

  • В некотором царстве…(в некотором государстве)
  • По щучьему веленью…(по моему хотенью)
  • Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается)
  • Несёт меня лиса…(за дальние леса)
  • И я там был, мёд, пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало)
  • Стали они жить - поживать…(да добра наживать)
  • Не садись на пенёк…(не ешь пирожок)
  • Не ешь меня заяц…(я тебе песенку спою)

Дети выполняют задание Кикиморы.

Кикимора: Ишь, умные какие…все отгадали…Книжек наверно много читаете?

(ответы детей)

Кикимора: Ну ладно, так и быть… Раз обещала, надо выполнять… Идите по вооон той тропинке и выйдете с болота.

Прощаются с Кикиморой, идут друг за другом « по тропинке»

Сказочница: У меня в корзине остался еще клубочек. Давайте пойдем за ним, посмотрим, куда он нас выведет….(бросают клубок. Под русскую народную мелодию « Ах вы, сени, мои сени!» выходит Емеля (ребенок).

Сказочница: Здравствуй, мальчик! А ты кто? Тоже заблудился?

Емеля:

Не учился я наукам,

Не нажил себе ума,

Но зато поймал я щуку,

Что всё делает сама.

 Захотел, и ведра к речке

Дружно по воду пошли!

 Езжу, не вставая с печки,

Лишь бы были в ней угли!

Сказочница: А! Я знаю кто ты! А вы, ребята, узнали нашего героя?

(ответы детей)

Да, Емелюшка, мы узнали тебя. А что ты в лесу – то делаешь?

Емеля: Как что? Знамо, за дровами пришел! А вы кто такие и что здесь делаете?

Сказочница:

А мы, Емелюшка, с ребятами по сказкам путешествовали да заблудились, клубочек волшебный потерялся. И как в детский сад вернуться, не знаем!!

Емеля: А я знаю, как вас домой вернуть! Только сначала поиграйте со мной!

Сказочница: Ребята, поиграем с Емелей?

(ответы детей)

Емеля: Я, пока сюда шел, нашел короб. Давайте посмотрим, что там?

(Дети подходят к большой коробке, открывают ее и достают воздушные шары и элементы костюмов – шапки, платки, кокошники и пр.)

Сказочница достает шарик с нарисованным на нем лицом деда. Надевает шапку.

Сказочница: Славный получился дед из сказки «Репка», а может и из «Колобка», а еще в каких сказках есть дед?

(ответы детей: «Маша и Медведь», «Курочка Ряба», «Волк и Лиса» и пр.)

Сказочница: - А  эти шарики  тоже могут в кого-нибудь превратиться. Подумайте, в кого вы превратите свой шарик, а помогут вам в это волшебные маркеры и волшебный сундучок с элементами костюмов.

(Дети  и Емеля рисуют маркерами на шариках лица, достают из сундучка элементы костюмов для своего сказочного героя и рассказывают кто это).

Сказочница: Ну что же, Емелюшка, поиграли мы с тобой, повеселили. Теперь отправь нас всех обратно домой!

Емеля: Да уж, повеселили вы меня, потешили! А сейчас я скажу волшебные слова, и вы окажитесь у себя в детском саду:

По щучьему веленью,

По моему хотенью,

Отправляйтесь всей  гурьбой

 В детский садик ваш родной!

(Под музыку дети обходят зал и рассаживаются на стульчиках)

Сказочница: Ох, наконец – то мы вернулись!

Скажите, ребята, понравилось вам путешествовать по сказкам? Кого встретили? Какие сказки вспомнили?

(ответы детей)

Сказочница: Вы молодцы, и путешествие наше было не простым, долгим и сложным, но вы со всеми трудностями справились! А я знаю, как можно еще встретиться с героями любимых сказок – достаточно взять книгу и прочитать любимую сказку.

Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы будьте, живите без бед много-много лет. А я Вас в гости будут ждать.

/ Под русскую народную мелодию дети уходят из зала /

Использованная литература:

1. Л. М. Шипицына «Азбука общения». - С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г

2. Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». - М., ТЦ «Сфера»,

3. Н. В. Миклаева «Поделись улыбкою своей. Развитие чувства юмора у дошкольников». - М., ТЦ «Сфера», 2009

4. О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000

5. Л. В. Ворошнина «Конспекты занятий по развитию речи детей».

6. О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». -Волгоград, «Учитель», 2007.

7. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Познавательное развитие». - Воронеж, «Учитель», 2006.

8. Ушакова О. С, Гавриш П. В. «Знакомим дошкольников с литературой». - М.: Сфера, 2005

9.  Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986.

10. Интернет  ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-gosti-k-skazke.html

11. Интернет  ресурс: http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech31.htm

12. Интернет ресурс: http://dramateshka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового досуга "Путешествие по русским народным сказкам"

В данном материале содержится своеобразный сценарий праздника "Путешествия по русским народным сказкам". Он способствует формированию  не только хорошего настроения у детей, но и расширению их кр...

Литературная викторина " путешествия по русским народным сказкам"

В игровой форме проверить и закрепить знания о литературных произведениях. Развивать интерес к чтению , смекалку, умение работать в коллективе....

Литературная викторина«Путешествие по русским-народным сказкам»

Систематизирование знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие....

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)

Конспект интегрированного занятия для средней группы детского сада «Путешествие по русским народным сказкам» (занятие с элементами математики и устного народного творчества)...

Литературная викторина путешествие по русским народным сказкам

Маатериал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям и родителям с целью организации литературной викторины в игровой форме с детьми 4-5, 5-6лет. Эта работа заняла 3 место....

Досуг «Путешествие по русским народным сказкам»

Досуг «Путешествие по русским народным сказкам»...

Литературная викторина «Путешествие по русским народным сказкам»

Задачи: учить угадывать знакомые сказки по иллюстрациям, загадкам; расширять словарный запас; закреплять знание названий сказок; развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение, з...