Литературная викторина«Путешествие по русским-народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Меркурьева Виктория Евгеньевна

Систематизирование знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

            детский сад №42 Кировского района Санкт-Петербурга

                                  Конспект викторины

     по художественной литературе в подготовительной группе

   Тема «Путешествие по русским-народным сказкам»

                                                 Составил:

                                                 Воспитатель группы№9

                                                 Меркурьева В.Е.

Санкт-Петербург

        2015 год

Цели и задачи.

Цель:  Систематизирование знаний детей о русских народных сказках через игру – путешествие.

Образовательные задачи:

1. Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

2. Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Развивать воображение, фантазию, мышление.

2. Совершенствовать свободное общение с взрослыми и детьми.

3. Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.

Воспитательные задачи:

1. Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, приобщать к словесному и музыкальному искусству и к правилам безопасного поведения.

2. продолжать формировать навык договариваться между собой и действовать согласованно.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, и для снятия мышечного и нервного напряжений физминутки).

 2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего занятия.

3. Способствовать формированию здорового образа жизни.

 Виды детской деятельности: Игровая, Коммуникативная, Музыкально – художественная, Двигательная.

Методы: Игровой, словесный, практический, наглядный.

Приемы: Сюрпризный момент, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, мультимедийное оборудование,стенд с книгами русских сказок, диск со сказкой, пазлы : Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Царевна-Лягушка,  Снегурочка ,картинки с персонажами русских-народных сказок.

Предварительная работа: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - Чтение сказок: Репка, Рукавичка, Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, , Снегурочка и других сказок.

самостоятельная деятельность детей - изготовление вместе с родителями пособий для инсценирования сказок.

Ход занятия:

(Звучит негромкая музыка.)

Дети садятся за столы. В руке у воспитателя большой конверт.

Воспитатель: Ребята,к нам сегодня собиралась прити в гости Сказа-Рассказовна,а вместо этого я получила это письмо.(читает письмо)

- Здравствуйте, дети, я Сказа Рассказовна, меня заколдовала Баба Яга, спасите меня, выполните все задания, которые она вам отправила.

-Ребята, давайте поможем. Я очень люблю сказки. А вы, дети, любите сказки? (ответы детей)

Воспитатель. Ребятки,чтобы перехитрить Бабу Ягу,мы разделимся на две команды,а наше жюри (родители)определит,кто лучше выполнит задания.

Вот первое задание.

-Что такое Сказка?- А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. А кто расскажет стихотворение о сказке?

Ребенок рассказывает стихотворение:

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель.

-Вот вам второе задание. - Вспомните пословицы о книге.

Дети.

- Дом без книги – день без солнца.

-Кто много читает, тот много знает.

-Книга учит жить, книгой надо дорожить.

-Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

-Будешь книги читать – будешь много знать.

-Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

-Книга мала да ума придала.

-Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Правильно, справились.

Испокон века книга растит человека.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель.

- Почему сказки называются русскими-народными?

(Потому что их сочинил русский народ.)

Воспитатель.

- Верно. Вот вам и третье задание. - И так, мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

Физкультурная минутка «Сказки»

Воспитатель.   Дети,в круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться

(дети встают парами и указательными пальчиками обоих рук

показывают «рожки»)

Воспитатель

 Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

Воспитатель

-Вот следующее задание. Отгадайте загадки!

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Дети.Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? Баба-Яга

3. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Дети.Козлята

4. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Дети.Гуси-лебеди

5. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Дети.Царевна лягушка

6. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Дети.Репка

7. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Дети.Колобок

Воспитатель.

- Все загадки отгадали и героев всех назвали. Молодцы.А сейчас.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель.

-Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто - Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Воспитатель. А вот с этим заданием мы точно справимся. (Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее) .

Сказки: Царевна-Лягущка, Снегурочка.

Воспитатель в это время читает стих:

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Воспитатель. Молодцы! Сложить сумели!

Проделки Кощея преодолели!

Воспитатель. Вот ещё одно задание. (Дети, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

(Дети, выстраивают последовательность цепочки героев)

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

( Дети, выстраивают последовательность цепочки героев)

Воспитатель.Молодцы ребята! Мы выполнили все задания Бабы Яги,расколдавали Сказу-Рассказовну!

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Итог:

Воспитатель.

- Ребята,вам понравилось наше путешествие по сказкам?

- Как мы спасали Сказу Рассказовну?

- Какое из заданий Бабы Яги было наиболее сложным?

Воспитатель. А сейчас, жюри определит, какая из команд победила.

Обе команды молодцы! Со всеми заданиями вы очень хорошо справились, спасли Сказу Рассказовну, и она в благодарность подарила вам эту сказку. (Воспитатель показывает диск)

(Дети слушают/смотрят  сказку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины «Наши любимые русские – народные сказки»

Развитие стойкого интереса к устному народному творчеству....

Литературная викторина " путешествия по русским народным сказкам"

В игровой форме проверить и закрепить знания о литературных произведениях. Развивать интерес к чтению , смекалку, умение работать в коллективе....

Литературная викторина путешествие по русским народным сказкам

Маатериал будет полезен педагогам, музыкальным руководителям и родителям с целью организации литературной викторины в игровой форме с детьми 4-5, 5-6лет. Эта работа заняла 3 место....

ИРНК. Викторина «Путешествие в мир русских народных сказок»

Старшая группа. Викторина "Путешествие в мир русских народных сказок"...

Литературная викторина «Путешествие по русским народным сказкам»

Задачи: учить угадывать знакомые сказки по иллюстрациям, загадкам; расширять словарный запас; закреплять знание названий сказок; развивать познавательную активность, внимание, мышление, воображение, з...