Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_nam_rasskazhet_ornament.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Что нам расскажет орнамент»
Возраст детей: 6-7 лет;
Образовательная область: Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое воспитание.
Формы организации ООД: Виртуальный музей
Цель: Развитие познавательных интересов дошкольников, через ознакомление с орнаментом народного костюма Белгородчины.
Задачи:
Образовательные:
1. Обогатить знания детей особенностями орнамента Белгородчины.
2. Закрепить умение работать с разными художественными материалами(пастель, гуашь, восковые мелки, фломастеры), выбирать его самостоятельно для создания узоров.
Развивающие:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук;
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться
- Развивать фантазию, воображение, творческие особенности, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к своей малой родине.
2. Воспитывать личностные качества каждого ребёнка, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.
3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты проявление любознательности ребенка, интерес к исследовательской деятельности по теме: «Мастерская русского костюма», способность рассуждать и устанавливать элементарные связи.
Образовательные ресурсы Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Знакомство детей с русским народным костюмом», планирование образовательной деятельности по парциальной программе познавательного развития дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья!»
Предварительная работа: Беседа с детьми о народных костюмах Белгородской области, создание лепбука «Костюмы Белгородчины», создание дидактического пособия «Собери картинку».
Этапы занятия и время | Формы, методы и приемы работы | Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность ребенка | Результат |
Организационный момент (1-2 мин) | Создание мотивации. Словесные приемы. Общение, взаимодействие с детьми. | -Воспитатель заходит в зал с детьми. Здоровается. Представляется. -Ребята, где мы находимся? Какой красивый у вас музыкальный зал, яркий, светлый, нарядный. Посмотрите у нас се6годня гости, поздоровайтесь с ними. Звучит звук разбитой посуды. -ребята, вы слышали? Что это за звук? Как вы думаете? Почему вы так решили? Я тоже слышала. Мне тоже кажется, что это был звук разбитой посуды. Как же нам узнать, что же разбилось? | Поиск ответа к поставленной проблеме. Рассуждения детей. | Психологический настрой на образовательную деятельность. |
Мотивационно-ориентировочный (1-3 мин) | Создание проблемной ситуации | Воспитатель подводит детей к двум чашам с манкой, на столах лежат лопатка, щеточки. -Смотрите, лопатка, щеточки. Интересно для чего они? Почему вы так решили? Где же их можно использовать? В какой профессии их можно использовать. А я знаю профессию археологов. Археологии – это люди, которые проводят раскопки и находят предметы старины, останки животных. Они в своей работе используют специальные щеточки, а мы заменители этих щеточек. Вещи, которые находят, они передают в музей, что бы другие люди могли на них посмотреть. А давайте, и мы окунемся в эту профессию, может быть здесь есть подсказка, что разбилось. | Рассуждение дошкольников. | Мотивация к ООД. |
Поисковый (2-5мин) | Общение, взаимодействие с детьми. | Воспитатель делит детей на две команды. Первая команда подходит к столу, где на чаше наклеена синяя лопатка, вторая – где красная лопатка. … будет вести раскопки лопаткой, а … будут ему помогать счищать песок и глину с найденных предметов. | Обсуждение проблемы. | Дети подходят к столу с чашами, анализируют и выдвигают свои гипотезы. |
Практический (10-15 мин) | Методы: словесный, наглядный, практический, беседа, демонстрация | Дети находят детали разбитой посуды и куклы. Ребята, а как нам узнать, что же разбилось? Дети склеивают найденные детали. Давайте посмотрим, что получилось у первой команды. Ребята, что вы нашли? Интересно, для чего его использовали? Как вы думаете? А что в нем могло храниться? -А что нашли вы? Кукла, но ведь сейчас нет таких кукл. -Ребята, это старинные вещи. А где мы их можем увидеть? -Куда мы можем отнести эти старинные вещи? -А давайте все вместе мы отнесем эти вещи в краеведческий музей. Пусть люди посмотрят на наши находки? Ребята, смотрите дверь. Интересно куда она может вести? Это дверь ведет в один из залов краеведческого музея. Из всего два, один зал с игрушками, а другой с посудой. В какой из залов вы хотели бы зайти первым? А давайте мы сначала отправимся в зал с посудой, а потом пойдем в зал с игрушками? Смотрите здесь еще посуда. Интересно, что же в ней хранилось? Почему вы так считаете? Ребята, когда я была маленькая, мне бабушка рассказывала, что эти кувшины называются «крынки». Крынка – сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью крынки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях крынкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока. Вам понравилось в этом зале? А теперь мы с вами отправимся в зал старинных игрушек. -Смотрите как много здесь игрушек, кукол в красивых платьях, но что-то здесь не так, только я не пойму что. Наверное, кто-то из посетителей забыл свои игрушки. Давайте мы с вами наведем здесь порядок. Вы будете называть игрушку которую нужно убрать, если вы назвали все верное она исчезнет. Смотрите, мы все сделали правильно. Даже салюты бьют в нашу честь! Ребята, вы ни чего не заметили? На что вы больше всего обратили внимание? А вы видите в каких красивых нарядах куклы? Что же это за костюмы? Правильно, это русские народные костюмы. такой костюм я видела у бабушки в сундуке. Так одевались в старину люди и такие же красивые наряды шили для кукол. -Платочек…. Интересно, для чего он здесь? А для чего можно еще использовать платочек? Помню, когда я была маленькая и была у бабушки в гостях в деревне, на праздники люди играли в русскую народную игру и там они использовали такой же платочек. Мне тоже хочется поиграть. Звучит музыка, дети играют в игру «Платочек». Какие вы молодцы! Все старались! Воспитатель одевает фартук. -Ребята, вы ничего не заметили? Правильно, я одела фартук. А вы обратили внимание, как необычно расшит фартук. Раньше на Старооскольской земле были мастера и мастерицы. Это люди, которые шили костюмы и расшивали одежду людей и кукол орнаментом. Каждый орнамент имел свой определенный смысл и выступал в роли оберега. Орнамент состоит их геометрических фигур, цветов, животных. Он имеет свою расшифровку, например: круг - солнце, квадрат-поле, волнистая или прямая линия – реки, цветы – символ красоты. Также огромную роль играл и цвет на одежде: красный цвет означал праздник, радость, красоту и тепло. В праздничной одежде красный цвет был посланцем солнца. Зеленый – символ окружающей природы; белый – символ чистоты, снег; черный – земля матушка кормилица. Синий- цвет неба, воды. -Я тоже хочу побыть мастерицей и украсить наряд для куклы орнаментом. Вы мне поможете? Ребята, у нас две мастерских, в одной мы будем наносить орнамент красками, фломастерами, пастелью, мелками, а в другой орнамент можно приклеить из геометрических форм. С каким материалом вам больше всего хочется работать, в ту мастерскую проходите и рассаживайтесь. Предлагаю выбрать чем вы будете наносить узор на фартук и приступайте к работе. -Кто использует краски в своей работе не забывайте, тонкая кисточка для изображения мелких деталей, узоров, а та которая шире для фона. Чтобы ваш рисунок не растекся, нужно окунуть кисточку в баночку с водой, а лишнюю воду аккуратно о край баночки убрать, а затем набирать краску. Гуашевая краска много воды не требует. -Какие замечательные фартуки получилось. Все разные, Ведь каждый вложил в свою работу частичку себя. Свои работы оставляйте себе на память. Кто не успел закончить, закончит в группе или дома. Не забудьте рассказать своим друзьям где вы побывали, что нового узнали. | Общение, взаимодействие с детьми. Совместная деятельность педагога с детьми. Игровые упражнения. Общение, взаимодействие с детьми. Физминутка. Совместная деятельность педагога с детьми. Проявление инициативы и самостоятельность. Общение, взаимодействие с детьми. Проявление инициативы И самостоятельности. Координация речи. Общение, взаимодействие с детьми. | Собирают осколки разбитой посуды и игрушки. Рассматривание старинной посуды. Умение детей раскрепощаться. Умение детей раскрепощаться. Ознакомление с орнаментом. |
Рефлексивно-оценочный (1-5 мин) | -Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? С чем вы справились? Какие трудности у вас возникли? Ребята, так что же в начале был за звук? Куда он нас привел? На подносе лежат ленточки красного и синего цветов. Если вам понравилось занятие поднимите синюю ленточку, а если вам очень понравилось занятие и вы хотите еще много нового узнать поднимите красную. Нам пора расставаться, мне очень понравилось сегодня с вами проводить раскопки, рассматривать старинные предметы в музее, а также работать в мастерских. Спасибо большое за проведенное время, до новых встреч! | Обсуждение полученных результатов. | Самостоятельные выводы детей. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности. Художественное творчество (рисование)."Украшение манишки калмыцким орнаментом"
Цели:-Расширять и углублять знания детей о Республике Калмыкия;-Развивать творческие способности у детей;-Развивать чувство цвета, ритма, формы;-Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к культуре ...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»
Организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Украшение пиалы алтайским орнаментом»...
К О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Урожай для Зайки» (для детей младшей группы) с использованием игровых технологийК О Н С П Е К Т организованной образовательной деятельности на тему: «Урожай для Зайки» (для детей млад
К О Н С П Е К Торганизованной образовательной деятельности на тему:«Урожай для Зайки»(для детей младшей группы)с использованием игровых технологий...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в средней группе на тему «О чем расскажет осенний листок»
Данное занятие познакомит детей с нетрадиционной техникой изображения деревьев – «печатание листочками», способствует развитию образных представлений, творческих способностей детей....
Конспект организованной образовательной деятельности «Украсим ковер башкирским орнаментом»
Систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве башкир....
Образовательные ситуации "Что расскажет компас"
Предложены конспекты про пространственные отношения и ориентровке по компасу для детей старшего дошкольного возраста....