Образовательные ситуации "Что расскажет компас"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предложены конспекты про пространственные отношения и ориентровке по компасу для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_situatsii_chto_rasskazhet_kompas.docx | 596.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме «Компас»
Цель: Формирование представлений об ориентировании. Ознакомление с компасом, его строением.
Задачи:
Познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас, и как им правильно пользоваться.
Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.
Оборудование и материалы:
Компасы (по количеству детей), карта, глобус, планшет.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, всего есть четыре стороны света: восток, запад, север и юг. Вероятно, вы уже слышали эти названия. Только вот как определить, какая из них где находится? Для начала, вам нужно проснуться пораньше утром и пойти посмотреть, как восходит солнышко. Каждый день оно поднимается в одном и том же месте. Эта сторона света называется восток. Напротив востока находится запад. Там солнышко заходит. А теперь встань так, чтобы твоя правая рука показывала на восток. В этом случае левая рука будет указывать на запад. Таким образом, ты будешь смотреть прямо на север, а спина будет обращена на юг.
Можно ориентироваться по солнцу, по звездам, по деревьям в лесу, даже по муравейнику и по мху на деревьях.
«Стороны света» (М. Погарский, А. Щепин)
В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад
Братья эти-страны света,
Ну, а дом их - вся планета.
Север - белый властелин,
Царь снегов, морозов, льдин,
Он на глобусе вверху,
Насылает нам пургу.
Дети показывают север, находят карточку со знаково-символическим
изображением севера и вместе с воспитателем, выделив пространственное положение севера, прикрепляют ее на карте.
Юг, его горячий брат,
Солнцу ласковому рад.
Но лишь вниз на полюс съедет,
Тут же вмиг заледенеет.
Дети выполняют аналогичные действия, выделяя пространственное
положение юга.
Справа брат Восток живет,
Там, где солнышко встает.
Ну, а Запад - брат ютится
Там, где солнце спать ложится.
(Показываю восток и запад) .
Воспитатель: А теперь представьте, что вы капитаны корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? (После нескольких попыток дети приходят к выводу, что нужен специальный прибор для определения направления движения).
Воспитатель: Действительно, есть такой прибор, который указывает направление сторон света. Он называется компас (слайд презентации). И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света.
Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас. Сначала послушаем рассказ одного мальчика.
Воспитатель: Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.
-Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.
А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой. Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.
Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.
-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.- Нужное направление подсказал мне компас.
Это он, наверное, про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал.
-Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.
-Историю про коробочку - компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.
Давным – давно, в древние времена, люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами. И вот древние ученые решили, что им надо как-то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света: юг, север, восток и запад. Если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.
-А ночью как по звездам ориентироваться?- спросил я.
-Очень просто - ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне –Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.
-Все ясно,- сказал я, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места, где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.
Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т. е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны, ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых, днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте, ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет, тучи разгонять не надо, улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки, путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться, всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие, расположенное в середине картонного кружка, разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас, который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.
Компас нам пригодится и на суше и на море. Предлагаю немного подвигаемся, представим, что мы в море.
Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель: Теперь давайте рассмотрим наш компас. Сейчас, я расскажу, как им пользоваться. Установите компас горизонтально, отпустите тормоз, если он есть. Стрелка установится напротив северного полюса. Поворачиваясь вслед за стрелкой, нужно встать лицом к северу. Сзади будет юг, слева - запад, справа - восток. Эти же стороны света указаны и на круговой шкале компаса.
Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети рассматривают компас, определяют части света.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться. Сначала выполним простые задания.
Нужно пойти на север, на юг, на восток, на запад.
Воспитатель: Теперь выполним более сложные задания. Заранее положить несколько предметов в разных местах на площадке и нескольким детям по очереди дать задание найти предмет, сопровождая командами: игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д. После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.
Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы детям:
Ребята, скажите, о чем мы сегодня говорили с вами и что нового вы для себя узнали?
Что такое компас, как он выглядит, опишите его.
Для чего используется компас
Куда показывает стрелка?
Какие четыре стороны света вы знаете?
Где по отношению к северу находится запад и восток?
Обобщающее занятие по развитию естественно-научных представлений для детей подготовительной группы.
ЗАДАЧИ:
Систематизировать знания детей о различных способах определения сторон света:
– по кроне дерева;
– по мху и лишайнику;
– по муравейнику;
– по годовым кольцам;
– по Полярной звезде;
– с помощью Солнца.
В ходе эксперимента познакомить детей со способом определения сторон света с помощью магнитной стрелки.
Продолжать знакомить детей со звёздным небом.
Сформировать представление о Земле как о большом магните.
Закрепить правила поведения в лесу.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Занятия: «Магнитные свойства предметов» – с элементами экспериментирования; «Магнит и его свойства» – с элементами экспериментирования.
Совместная деятельность: общение «Как не заблудиться в лесу», на прогулке – тренировка в определении сторон света с помощью компаса, экскурсия в парк для определения сторон света с помощью природных объектов и компаса.
Самостоятельная деятельность детей: опытно-экспериментальная деятельность с магнитами, с компасом; игры с магнитом.
Работа с родителями: можно предложить родителям:
– записать рассказы детей о том, как они определяли стороны света на экскурсии в парке,
– совместно с детьми: зарисовать способы определения сторон света,
– во время прогулок определить стороны света различными способами,
– изготовить игры с магнитами,
– можно пригласить родителей на обобщающее занятие.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
«книга сказок»
«волшебный клубочек»
плоскостное изображение солнца
глобус
модель компаса :компасы (по числу детей или на каждый стол)
магниты, блюдца с водой, кусочки скрепок (по числу детей)
фланелеграф: лиственные деревья с лишайником, муравейник – для определения сторон света, звёзды для созвездий Большой и Малой Медведицы, тучи
костюмы лешего и звёздочки
бумага для рисования, карандаши, мелки
для самостоятельной деятельности: магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитами
ДЕЙСИВУЮЩИЕ ЛИЦА — дети:
деревья /4–5 человек/;
Леший;
звёздочка;
Солнце.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: – Ребятки, садитесь на коврик. Сегодня мы заглянем в книгу сказок. Давно мы её не открывали. Интересно, что делают сейчас наши любимые сказочные герои?
Дети листают книгу, но там только чистые страницы.
Воспитатель: – Посмотрите, что с нашей книгой приключилось? Наверное, в сказочной стране стряслась беда и нужна наша помощь.
На последней странице дети вместе с воспитателем находят текст:
С нами стряслась беда.
Спешите на помощь сюда.
Волшебный компас у нас исчез,
В страхе живёт весь сказочный лес.
Гуси-лебеди вместо юга на север летят
И не знают, как им вернуться назад.
Перепутались сказки,
Без компаса их не спасти.
Отзовитесь, кто может на помощь прийти!!!
Воспитатель: – Жалко наших друзей – сказочных героев. Давайте попробуем им помочь. Но для этого нам надо отправиться в сказочный лес. Не боитесь заблудиться?
Дети (предполагаемый ответ): – Нет, не боимся.
Воспитатель: – Хорошо! Мы отправляемся в дорогу и поможем найти… А кто помнит, что пропало у сказочных героев?
Дети (предполагаемый ответ): – У сказочных героев пропал компас.
Воспитатель: – А для чего нужен компас?
Дети (предполагаемый ответ): – Чтобы определять направление сторон света: север, юг, запад, восток. Чтобы не заблудиться в лесу и найти дорогу домой.
Воспитатель: – Правильно, но нам надо торопиться, чтобы в сказке беды не случилось. Возьмём с собой волшебный клубочек и в путь. Чтобы попасть в сказочную страну, надо крепко закрыть глаза, три раза хлопнуть в ладоши и произнести волшебные слова:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка,
Чтобы сказочка с начала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал,
От неё не задремал.
Дети открывают глаза и видят деревья, перед ними на пеньке сидит печальный Леший. Воспитатель и дети здороваются с ним.
Воспитатель: – Скажи, пожалуйста, куда мы попали и кто ты такой?
Леший: – Вы стоите на опушке сказочного леса, а я – Леший. Только беда у меня. Заблудился, не могу дорогу в свою сказку найти.
Воспитатель: – Мы с ребятами о вашем горе узнали и на помощь поспешили. Пойдём с нами волшебный компас искать.
Леший: – Пойдём, может быть, и я вам в сказочной стране пригожусь.
Дети пытаются пройти между деревьями (деревья могут быть из фанеры, картона, но можно роль деревьев дать детям, используя при этом минимум атрибутов, например веточки), а те не расступаются, не пускают их в сказочный лес.
Леший: – Вы стоите на опушке хоть и сказочного, но ЛЕСА. Чтобы туда попасть, надо вспомнить правила поведения в лесу.
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Нельзя:
громко разговаривать, кричать;
включать музыку;
разорять гнёзда;
ломать ветки, сбивать грибы;
рвать цветы и т.д.
Деревья расступаются, звучит музыка леса.
Воспитатель: – А теперь попросим волшебный клубочек нам помочь:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Клубочек катится на полянку, где растут два дерева.
Воспитатель: – Давайте здесь поищем. (Дети ищут.) Нигде нет компаса. Но не забывайте, что в волшебном лесу он мог превратиться и в дерево и в камень. Давайте внимательнее посмотрим. Может быть, на этой полянке что-нибудь поможет нам определить стороны света?
Дети (предполагаемый ответ): – Деревья тоже могут показывать стороны света: где ветки длинные – там юг, а на северной стороне чаще растёт мох и лишайник. Под деревом спрятался муравейник, по нему тоже можно определить направление – на южной стороне он более пологий.
Леший: – Вот здорово! Теперь компас найден и в сказках всё пойдёт по - старому.
Воспитатель: – Не торопись. Этот компас не всегда тебе поможет.
Леший: – А это ещё почему? Кто мне может объяснить?
Дети (предполагаемый ответ): По веткам можно определить стороны света только у одиноко стоящего дерева. А лишайник растёт только там, где чистый воздух.
Воспитатель: – А давайте попробуем другой компас поискать, а клубочек нам поможет:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Где волшебный компас искать?
Звучит космическая музыка. Клубочек приводит детей к фланелеграфу с изображением звёздного неба. Звёзды закрыты тучами.
Воспитатель: – Клубочек привёл нас к звёздному небу. Наверно, мы должны поискать компас среди звёзд. Но небо закрыто тучами, что делать?
Появляется девочка-звёздочка: “Я могу вам помочь. Если вы станцуете со мной танец звёзд, то пронесётся ветер и прогонит тучи”.
Дети повторяют движения танца за звёздочкой. Пока они танцуют, тучи пропадают.
Воспитатель: – Дети, а вы узнали, что за созвездия появились на небе?
Дети (предполагаемый ответ): – Это созвездия Большой и Малой Медведицы.
Воспитатель: – А как вы это определили?
Дети (предполагаемый ответ): – Эти созвездия похожи на две перевёрнутые кастрюли или на два ковша. В созвездии Большой Медведицы можно найти две звезды: Мицар и Алькор. О них есть очень красивая легенда, а с помощью Алькора в старину проверяли остроту зрения. В хвосте Малой Медведицы есть очень яркая звезда – Полярная. С её помощью мореходы и путешественники находили дорогу.
Воспитатель: – Вот мы и нашли звёздный компас. Действительно, по Полярной звезде можно определить направление сторон света, но как это сделать?
Дети (предполагаемый ответ): – Полярная звезда всегда показывает направление на Север.
Леший: – Вот здорово! Теперь, даже ночью можно будет найти дорогу.
Воспитатель: – Звёзды на небе становятся не такими ярким, значит близок рассвет, а клубочек зовёт нас дальше... Мне кажется, что мы попали в гости к ещё одной звезде, самой близкой к нам, самой родной. Догадались, что это за звезда?
Дети (предполагаемый ответ): – Эта звезда называется Солнце.
Воспитатель: – Правильно. Посмотрите, солнышко только просыпается, протирает глазки, расправляет свои лучики (ребёнок с солнышком в руках медленно поднимается). Но мы отвлеклись. Нам надо найти компас. Как Солнышко может помочь определить направление сторон света?
Дети (предполагаемый ответ): – Утром Солнце встаёт на Востоке, а вечером заходит за горизонт на Западе.
Леший: – Вот теперь я знаю столько, что никогда не заблужусь. Я и всех сказочных лесных жителей научу определять стороны света.
Воспитатель: – Мы рады, что помогли, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад и тебя приглашаем. Мы научимся делать компас сами, чтобы ты и все сказочные герои не зависели от капризов погоды и экологии. Попросим клубочек нас проводить:
Нам клубочек подскажи,
Путь дорогу укажи.
Проводи нас обратно в детский сад.
Воспитатель: – Рассаживайтесь за столы. Чтобы самим сделать компас, давайте вспомним, как действует компас настоящий.
Используя глобус с выделенными полюсами и модель компаса, воспитатель напоминает детям, как действует настоящий компас: “Земля – большой магнит, а в компасе тоже есть магнит. Только он маленький, лёгкий – в виде
тонкой стрелочки, которая может свободно вращаться. К Северному полюсу Земли притянется южный полюс магнитной стрелки и наоборот. Теперь стрелочка будет показывать направление Север – Юг”.
Воспитатель: – У нас нет магнитной стрелочки, но её может заменить кусочек обычной скрепки. Но скрепка не магнит. Кто подскажет, как можно превратить её в магнит?
Дети (предполагаемый ответ): – Если скрепка полежит на магните, то тоже намагнитится.
Воспитатель: – А чтобы она могла свободно поворачиваться, мы используем блюдца с водой и кусочек плотной бумаги. Бумагу, как кораблик пустим в воду, а сверху аккуратно опустим стрелочку – скрепочку.
(Дети выполняют опыт одновременно с воспитателем.)
Посмотрите, как повернулась ваша стрелочка? Сравните ваши результаты. А теперь сравните результаты с показаниями настоящего компаса. Они совпадают?
Дети (предполагаемый ответ): – Да, показания компаса совпадают с направлением намагниченной стрелочки самодельного компаса.
Воспитатель: – Вот мы и познакомились ещё с одним способом определения сторон света. Давайте проверим, запомнил ли Леший всё, о чём мы сегодня говорили.
Леший пытается вспомнить, путается, дети помогают ему.
Воспитатель: – Давайте нарисуем для лешего и его друзей все способы определения сторон света, которые мы знаем, а потом отправим рисунки в сказочный лес.
Леший: – Мы будем очень ждать ваши рисунки. Они помогут многим сказочным героям вернуться в свои сказки. А мне тоже пора возвращаться. Не забывайте о нас, почаще навещайте, читайте волшебные сказки.
Дети садятся зарисовывать способы определения сторон света (если дети устали, можно предложить им выполнить это задание дома, вместе с родителями; таким образом, родители тоже привлекаются к совместной работе, в ходе которой рождаются интересные идеи, игры, пособия и т.д.), после чего переходят к самостоятельной исследовательской и игровой деятельности: на столах приготовлены магниты, предметы для намагничивания, игры с магнитом (в том числе и самодельные, выполненные детьми с помощью родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей первой младшей группы с элементами исследования «О чем расскажет дождик»
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей представлений о природных явлениях, о дожде....
Организация и реализация спортивно-образовательного проекта "Спортивный компас Балтики" Санкт-Петербург март 2017г
В презентации показаны основные этапы подготовки и проведения спортивно-образовательного проекта "Спортивный компас Балтики", реализованного ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб совместно с ...
Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент"
Организованная образовательная деятельность "Что нам расскажет орнамент"...
Развлечение, посвященное Дню Знаний,для разновозрастного коллектива детей дошкольных образовательных учреждений "Волшебный компас Старика Хоттабыча"
Данная разработка поможет музыкальным руководителям и воспитателям весело и красочно провести мероприятие, посвященное Дню Знаний. Специфика материала состоит в том, что не требуется предварительная п...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: «Сегодня нам Антошка все расскажет о картошке».
Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.Возрастная группа: старшая.Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирова...
Образовательные платформы – компас для родителей
Полезные интернет ресурсы для родителей...
Конспект СОД по парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фрёбеля до робота» «Компас» (старшая группа)
Конспект СОД по парциальной образовательной программе дошкольного образования «от Фрёбеля до робота» «Компас» (старшая группа)...