Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий шахматного турнира
«Белая ладья»
Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
- Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
- Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
Предварительная работа:
- Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны судий требованиям.
- Выбрать состав жюри и арбитров, назначить ответственного за награждение.
- Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.
- Подготовить место в группе детского сада для проведения шахматного турнира.
Атрибуты: костюм для шахматной королевы, 2 свитка, 1 колокол, коробка для шахматной королевы, 12 сувениров, 2 диплома, 12 грамот, 3 протокола для жюри, 3 ручки, 7 шахматных наборов, 1 напольная доска, 1 настенная доска, 1 презентация, 1 бочонок, 1 комплект напольных шахматных фигур, гимн РФ, 6 столов и 12 стульев для детей.
Правила шахматного турнира:
- Шахматный турнир «Белая ладья» будет состоять из 7 игр: игра №1 «Загадки от девочки клеточки», игра №2 «Заморочки из бочки», игра №3 «Темная лошадка», игра №4 «Волшебный мат», игра №5 «Два шахматных войска», игра №6 «Шахматный задачник, игра №7 «Шахматная партия».
- Все 6 игр будут засчитываться в зачет командам сразу всеми участниками команд или по одному представителю от каждой команды в зависимости от задания. После 6 игр жюри решит какое место заняла команда в шахматном турнире «Белая ладья».
- После чего «Шахматную партию» начинают играть сразу все участники. Судьи следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, они определяют победителей.
- Шахматная партия играется между участниками команд только один раз, поэтому в грамоте прописывается победитель или участник шахматного турнира «Белая ладья».
Ход турнира:
Ведущий. Здравствуйте уважаемые гости, дети. Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – сегодня наши дети участвуют в шахматном турнире «Белая ладья».
Для приветствия участников и открытия соревнования к нам прибыл почетный гость.
(Под музыкальное сопровождение входит Шахматная королева со свитком от шахматного короля.)
Шахматная королева. Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать кто я вам необходимо отгадать загадку. Послушайте внимательно.
С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)
Шахматная королева. Правильно, молодцы. Я Шахматная королева! Пришла к вам, чтобы открыть соревнования.
Шахматы одна из самых древних игр, которая появилась в Индии и оттуда они начали свой путь по всему миру. Шахматы считаются волшебной игрой, ведь их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов. Об этой игре есть замечательные стихотворения.
Шахматы – игра сильнейших!
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику Всем раздает!
Ведущая. Сейчас юные шахматисты из детского сада «Сказка» прочтут стихи.
(Дети из подготовительной группы выходят и читают стихи.)
Ребенок – Арсений.
Вся в квадратах — белых, черных —
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных —
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют —
Гениальная игра!
Ребенок – Ярослав.
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея. Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони
И пехота хоть куда!
Ребенок – Алеша.
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
Ведущая. Молодцы! А сейчас команды построились возле своих стульчиков. Шахматная королева откроет шахматный турнир «Белая ладья».
(Шахматная королева разворачивает свиток и читает послание Шахматного короля.)
Шахматная королева. Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир «Белая ладья» открытым.
Сегодня две команды сразятся в честном бою на шахматных досках, на напольной шахматной доске, выполнят все задания шахматного короля. Самые смышленые, умные из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед!
(Звучит гимн России и Шахматная королева уходит.)
Ведущий. Представляем команды. Слово команде «Индийские Слоны»:
В шахматной учусь я школе, Строгий тренер мной доволен. Проиграть я не боюсь: Все умнее становлюсь. Я пока и не гроссмейстер, И не чемпион страны, Но играю каждый день, Заниматься мне не лень.
Капитан нашей команды «Индийские слоны» – ...
Ведущий. А теперь познакомимся с командой «Неутомимые Кони»:
В шахматном учусь кружке, Тренирую память, волю: В дождь, и в ветер, и в мороз Выхожу я бегать кросс. Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть —
Сильным шахматистом можно стать!
Капитан нашей команды «Неутомимые Кони» – Кокорева Мирослава.
Ведущий. Ребята, сегодня вы будите участвовать в шахматном турнире и поэтому правила этики вы должны соблюдать. Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам необходимо поднять руку, после чего к вам подойдет один из арбитров (Попков Владимир Алексеевич, Баконина Марина Владимировна и Митичкина Валентина Павловна) и вы тихонько скажите свою проблему.
– А оценивать вашу смекалку и ум будет уважаемое жюри:
________________________________________________________________
Всем все понятно.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра№1 «Загадки от девочки клеточки».
– Ребята, сейчас я задам каждой команде по одной «Загадки от девочки клеточки», а ваша задача внимательно слушать, затем поднять руку и назвать отгадку. Всем все понятно. Тогда слушаем внимательно.
Первая загадка для команды «Индийские Слоны». Слушайте внимательно.
1.На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон. (Ферзь)
– Следующая загадка для команды «Неутомимые Кони».
2. Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен…(Шах)
Предоставляется слово жюри.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №2 «Заморочки из бочки».
– Ребята, сейчас я буду подходить по очереди к каждой команде, а вы будите вытаскивать из бочки вопрос, а я затем буду вам читать его. Всем все понятно. Тогда я подхожу первой к команде «Индийские Слоны».
1. Что интересного вы знаете о пешке? (Правильно пешка не является фигурой.)
2. Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых? (Одинаково)
3. Кто ходит также как слон и ладья? (Ферзь)
4. На каких горизонталях стоит черная армия? (7; 8;)
Предоставляется слово жюри.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №3 «Темная лошадка».
(Приглашается по одному представителю от команды.) (П. Ярослав)
– Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к настольной шахматной доске, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к настенной шахматной доске. По моему сигналу оба участника будут делать вилку конем. Всем все понятно. Тогда выполняем задание.
Предоставляется слово жюри!
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №4 «Волшебный мат».
(Приглашается по одному представителю от команды.) (А. Арсений)
– Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к настенной шахматной доске, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к напольной шахматной доске. По моему сигналу участнику команды «Индийские Слоны» необходимо сделать мат в один ход ферзем, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо сделать линейный мат двумя ладьями. Всем все понятно. Тогда выполняем задание!
Предоставляется слово жюри!
(Физкультминутка выполняется по очереди со всеми командами.)
Физкультминутка – «Тайны шахматной доски»:
В понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали.
Во вторник вы по вертикали в классики играли.
В среду вы по горизонтали танцевали.
В четверг вы шахматные улицы перечисляли.
В пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.
А в субботу отдыхали.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №5 «Два шахматных войска».
(Приглашается все участники команд.)
– Участники команд «Индийские Слоны» выстраиваются в ряд возле напольной шахматной доски там, где стоит черное войско, а участники команд «Неутомимые Кони» выстраиваются в ряд возле напольной шахматной доски там, где стоит белое войско. Сейчас по моему сигналу Команде «Индийские Слоны» шахматные фигуры будет подавать Попков Владимир Алексеевич, а команде
«Неутомимые Кони» будет подавать Митичкина Валентина Павловна. Задача команд как можно быстро и точно поставить фигуры на свои места. Всем все понятно, тогда на старт внимание марш!
Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.
Предоставляется слово жюри.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №6 «Шахматный задачник».
(Приглашается по одному представителю от команды.) (К. Мирослава)
– Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к напольной шахматной доске там, где стоит черная шахматная армия, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к напольной шахматной доске там, где стоит белая шахматная армия. По моему сигналу участнику команды «Индийские Слоны» необходимо сделать длинную рокировку, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо сделать короткую рокировку. Всем все понятно. Тогда выполняем задание!
Предоставляется слово жюри.
(Звенит колокол)
Ведущий. Игра №7 «Шахматная партия».
Чтобы в шахматы играть,
Надо все законы знать:
Как поставить доску нам,
По каким ходить полям,
Где ладья стоит, где слон,
Где король воссел на трон.
Пойми, не враг-противник твой,
И в правилах, заметьте-ка,
Чтоб честно биться за доской,
Раздел такой есть – этика.
Ведущий: Ребята, играя шахматную партию, правила этики мы должны соблюдать. Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам необходимо поднять руку, после чего к вам подойдет арбитр и вы тихонько скажите свою проблему; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой.
(Начинаются соревнования. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.
В конце шахматного турнира появляется «Шахматная королева со свитком.)
Шахматная королева: Вот и подошел к концу Шахматный турнир «Белая ладья» и я передаю слово уважаемому жюри.
(Судья объявляет какое место заняли команды и награждает капитанов команд дипломами, затем награждает грамотами детей за участие и победу.)
(После чего Шахматная королева разворачивает свиток и читает послание Шахматного короля.)
Шахматная королева. Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир «Белая ладья» закрытым. От имени Шахматного короля! За участие в шахматном турнире «Белая ладья» награждаю вас памятными сувенирами.
(Шахматная королева вручает сувениры и сладкие призы.)
Шахматная королева. Ребята, пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится турнир по шахматам. До свидания!
(Под музыкальное сопровождение Шахматная королева уходит и на этом шахматный турнир «Белая ладья» заканчивается.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Районного Методического Объединения для педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования на тему: «Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»
laquo;Реализация ФГОС. Технология проблемного обучения в разных видах детской деятельности»...
Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа
Представленная программа направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...
« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.
Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего ко...
Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...