Сценарий шахматного турнира "Белая ладья" для педагогов дополнительного образования
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Баконина Марина Владимировна

Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий шахматного турнира

«Белая ладья»

Цель – создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 

Задачи: 

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку. 
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации. 
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством. 

Предварительная работа: 

  • Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны судий требованиям. 
  • Выбрать состав жюри и арбитров, назначить ответственного за награждение. 
  • Подготовить музыкальное сопровождение для турнира. 
  • Подготовить место в группе детского сада для проведения шахматного турнира.

Атрибуты: костюм для шахматной королевы, 2 свитка, 1 колокол, коробка для шахматной королевы, 12 сувениров, 2 диплома, 12 грамот, 3 протокола для жюри, 3 ручки, 7 шахматных наборов, 1 напольная доска, 1 настенная доска, 1 презентация, 1 бочонок, 1 комплект напольных шахматных фигур, гимн РФ, 6 столов и 12 стульев для детей.

Правила шахматного турнира:

  • Шахматный турнир «Белая ладья» будет состоять из 7 игр: игра №1 «Загадки от девочки клеточки», игра №2 «Заморочки из бочки», игра №3 «Темная лошадка», игра №4 «Волшебный мат», игра №5 «Два шахматных войска», игра №6 «Шахматный задачник, игра №7 «Шахматная партия».
  • Все 6 игр будут засчитываться в зачет командам сразу всеми участниками команд или по одному представителю от каждой команды в зависимости от задания. После 6 игр жюри решит какое место заняла команда в шахматном турнире «Белая ладья».
  • После чего «Шахматную партию» начинают играть сразу все участники. Судьи следят за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, они определяют победителей.
  • Шахматная партия играется между участниками команд только один раз, поэтому в грамоте прописывается победитель или участник шахматного турнира «Белая ладья».


Ход турнира:

Ведущий. Здравствуйте уважаемые гости, дети. Сегодня знаменательный день в нашем детском саду – сегодня наши дети участвуют в шахматном турнире «Белая ладья».

Для приветствия участников и открытия соревнования к нам прибыл почетный гость.

(Под музыкальное сопровождение входит Шахматная королева со свитком от шахматного короля.)

Шахматная королева. Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать кто я вам необходимо отгадать загадку. Послушайте внимательно.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

В клетках справа, в клетках слева

Короли и королевы.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. (Шахматы)

Шахматная королева. Правильно, молодцы.  Я Шахматная королева! Пришла к вам, чтобы открыть соревнования.

Шахматы одна из самых древних игр, которая появилась в Индии и оттуда они начали свой путь по всему миру.  Шахматы считаются волшебной игрой, ведь их чары испытали на себе почти все великие люди всех времен и народов. Об этой игре есть замечательные стихотворения.

Шахматы – игра сильнейших!

Для ума заряд дает.

Волю, стойкость воспитает,

Логику Всем раздает!

Ведущая.  Сейчас юные шахматисты из детского сада «Сказка» прочтут стихи.

(Дети из подготовительной группы выходят и читают стихи.)

Ребенок – Арсений.

Вся в квадратах — белых, черных —

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных —

Деревянные войска.

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют —

Гениальная игра!

Ребенок – Ярослав.

Ты, дружок мой, без опаски,

Без смущения вступай,

Словно в мир чудесной сказки,

В черно-белый этот край.

Что? Змея. Драконы

Вас не ждут здесь? Не беда.

Тут зато лихие Кони

И пехота хоть куда!

Ребенок – Алеша.

Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,

Мчатся поперек и вдоль,

И, совсем как в сказке, важный

Восседает тут Король.

Здесь герои в каждом войске,

И выходит рать на рать

Хитроумно и геройски воевать и побеждать!

Ведущая.  Молодцы! А сейчас команды построились возле своих стульчиков. Шахматная королева откроет шахматный турнир «Белая ладья».

(Шахматная королева разворачивает свиток и читает послание Шахматного короля.)

Шахматная королева. Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир «Белая ладья» открытым. 

Сегодня две команды сразятся в честном бою на шахматных досках, на напольной шахматной доске, выполнят все задания шахматного короля. Самые смышленые, умные из вас выйдут победителями. Желаю вам успехов, удач и побед!

(Звучит гимн России и Шахматная королева уходит.)

Ведущий.  Представляем команды. Слово команде «Индийские Слоны»:

В шахматной учусь я школе, Строгий тренер мной доволен. Проиграть я не боюсь: Все умнее становлюсь. Я пока и не гроссмейстер, И не чемпион страны, Но играю каждый день, Заниматься мне не лень.

Капитан нашей команды «Индийские слоны» – ...

Ведущий. А теперь познакомимся с командой «Неутомимые Кони»:

В шахматном учусь кружке, Тренирую память, волю: В дождь, и в ветер, и в мороз Выхожу я бегать кросс. Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть —

Сильным шахматистом можно стать!

Капитан нашей команды «Неутомимые Кони» – Кокорева Мирослава.

Ведущий.  Ребята, сегодня вы будите участвовать в шахматном турнире и поэтому правила этики вы должны соблюдать. Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам необходимо поднять руку, после чего к вам подойдет один из арбитров (Попков Владимир Алексеевич, Баконина Марина Владимировна и Митичкина Валентина Павловна) и вы тихонько скажите свою проблему.

– А оценивать вашу смекалку и ум будет уважаемое жюри:

________________________________________________________________    

 Всем все понятно.  

(Звенит колокол)

Ведущий.  Игра№1 «Загадки от девочки клеточки».

Ребята, сейчас я задам каждой команде по одной «Загадки от девочки клеточки», а ваша задача внимательно слушать, затем поднять руку и назвать отгадку. Всем все понятно. Тогда слушаем внимательно.

Первая загадка для команды «Индийские Слоны». Слушайте внимательно.

    1.На шахматной доске —

       Сильнейший он.

      «Плывет», ну, как ладья,

      И «топает», как слон. (Ферзь)

Следующая загадка для команды «Неутомимые Кони».

   2. Это есть не пораженье,

   Не фиаско, и не крах,

   А всего лишь нападенье –

   Королю объявлен…(Шах)

Предоставляется слово жюри.

(Звенит колокол)

Ведущий. Игра №2 «Заморочки из бочки».

 – Ребята, сейчас я буду подходить по очереди к каждой команде, а вы будите вытаскивать из бочки вопрос, а я затем буду вам читать его. Всем все понятно. Тогда я подхожу первой к команде «Индийские Слоны».

1. Что интересного вы знаете о пешке? (Правильно пешка не является фигурой.)

2. Каких клеток больше на шахматной доске, черных или белых? (Одинаково)

3. Кто ходит также как слон и ладья? (Ферзь)

4. На каких горизонталях стоит черная армия? (7; 8;)

Предоставляется слово жюри.

(Звенит колокол)

Ведущий.  Игра №3 «Темная лошадка».

(Приглашается по одному представителю от команды.) (П. Ярослав)

Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к настольной шахматной доске, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к настенной шахматной доске. По моему сигналу оба участника будут делать вилку конем. Всем все понятно. Тогда выполняем задание.

Предоставляется слово жюри!

(Звенит колокол)

Ведущий.  Игра №4 «Волшебный мат».

(Приглашается по одному представителю от команды.) (А. Арсений)

Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к настенной шахматной доске, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к напольной шахматной доске. По моему сигналу участнику команды «Индийские Слоны» необходимо сделать мат в один ход ферзем, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо сделать линейный мат двумя ладьями. Всем все понятно. Тогда выполняем задание!

Предоставляется слово жюри!

(Физкультминутка выполняется по очереди со всеми командами.)

 Физкультминутка – «Тайны шахматной доски»:

В понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали.

Во вторник вы по вертикали в классики играли.

В среду вы по горизонтали танцевали.

В четверг вы шахматные улицы перечисляли.

В пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.

А в субботу отдыхали.

(Звенит колокол)

Ведущий. Игра №5 «Два шахматных войска».

(Приглашается все участники команд.)

Участники команд «Индийские Слоны» выстраиваются в ряд возле напольной шахматной доски там, где стоит черное войско, а участники команд «Неутомимые Кони» выстраиваются в ряд возле напольной шахматной доски там, где стоит белое войско. Сейчас по моему сигналу Команде «Индийские Слоны» шахматные фигуры будет подавать Попков Владимир Алексеевич, а команде

«Неутомимые Кони» будет подавать Митичкина Валентина Павловна. Задача команд как можно быстро и точно поставить фигуры на свои места. Всем все понятно, тогда на старт внимание марш!

Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?

Ответы детей. 

Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.

Предоставляется слово жюри.

(Звенит колокол)

Ведущий. Игра №6 «Шахматный задачник».

(Приглашается по одному представителю от команды.) (К. Мирослава)

Участнику команды «Индийские Слоны» необходимо подойти к напольной шахматной доске там, где стоит черная шахматная армия, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо подойти к напольной шахматной доске там, где стоит белая шахматная армия. По моему сигналу участнику команды «Индийские Слоны» необходимо сделать длинную рокировку, а участнику команды «Неутомимые Кони» необходимо сделать короткую рокировку. Всем все понятно. Тогда выполняем задание!

Предоставляется слово жюри.

(Звенит колокол)

Ведущий. Игра №7 «Шахматная партия».

Чтобы в шахматы играть,
   Надо все законы знать:
   Как поставить доску нам,
   По каким ходить полям,
   Где ладья стоит, где слон,
   Где король воссел на трон.

Пойми, не враг-противник твой,

И в правилах, заметьте-ка,

    Чтоб честно биться за доской,

    Раздел такой есть – этика.

Ведущий: Ребята, играя шахматную партию, правила этики мы должны соблюдать. Нельзя мешать противнику думать, нельзя разговаривать, нельзя подсказывать; по любым вопросам необходимо поднять руку, после чего к вам подойдет арбитр и вы тихонько скажите свою проблему; перед началом игры надо пожать руку противнику, а в конце поздравить с победой.

 (Начинаются соревнования. Во время соревнования арбитры наблюдают за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.

В конце шахматного турнира появляется «Шахматная королева со свитком.)

Шахматная королева: Вот и подошел к концу Шахматный турнир «Белая ладья» и я передаю слово уважаемому жюри.

(Судья объявляет какое место заняли команды и награждает капитанов команд дипломами, затем награждает грамотами детей за участие и победу.)

(После чего Шахматная королева разворачивает свиток и читает послание Шахматного короля.)

Шахматная королева. Властью, данной мне Шахматным королем, объявляю шахматный турнир «Белая ладья» закрытым. От имени Шахматного короля! За участие в шахматном турнире «Белая ладья» награждаю вас памятными сувенирами.

(Шахматная королева вручает сувениры и сладкие призы.)

Шахматная королева. Ребята, пора прощаться. Я снова появлюсь у вас, как только в вашем прекрасном детском саду состоится турнир по шахматам. До свидания!

(Под музыкальное сопровождение Шахматная королева уходит и на этом шахматный турнир «Белая ладья» заканчивается.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования на базе форсайт-центра «Тьюторский центр для методического обеспечения педагогов дополнительного образования и координации деятельности образовательных организаций, реа

Представленная  программа направлена на развитие  научно-технического и творческого по­тенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам инженерно-технического конструиро...

« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего ко...

Дополнительная общеразвивающая программа робототехники «Трансформер» Педагога дополнительного образования Козачок Ирины Николаевны

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. Поэтому необходимо развивать научно-технический и творческий потенциал личности дошкольника через обучение элементарным ос...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...