« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Штельма

 

Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего коллектива и единства требований, предъявляемых детям.

Один из видов взаимодействия учителя-логопеда,воспитателей и педагога дополнительного образования – интегрированные занятия.

На базе нашего МКДОУ №4 г.Сим открыт шахматный кружок « Белый слон»,который ведет педагог дополнительного образования центра внешкольной работы «Радуга» Кабанова Ольга Владимировна. По своей направленности он является социально- педагогическим.

Цель: поэтапное развитие способности ребенка действовать в «уме», тем самым подготовить ребенка к успешной учебе в школе , посредствам игры в шахматы.

Дети старшего дошкольного возраста посещают кружок 2 раза в неделю во второй половине дня. Длительность занятия – 30 минут.

Мы предлагаем вашему вниманию интегрированное видеозанятие с участием узкого специалиста (учителя-логопеда) и педагога  доп.образования.

Эффективное занятие – это занятие, на котором выполнена поставленная цель и задачи, достигнут определенный результат. На этих занятиях педагог и ребенок становятся единомышленниками одного общего дела: педагог – учит, ребенок хочет научиться.

   Для проведения эффективного занятия необходимо учитывать особенности детей (уровень усвоения материала, отношение к занятию, темп работы, подготовленность детей, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности). И особенности педагога (настроение, деятельность, коммуникативность, эмоциональность,  уверенность в своих знаниях,  профессиональная компетентность,  умение импровизировать,  умение организовать,  умение выбрать методы, подобрать средства).

Необходимо соблюдать требования к занятиям (Общедидактические и специальные требования).

Внедрённая в коррекционный процесс интегрированная образовательная деятельность позволяет детям активизировать, закреплять и обобщать полученные знания в процессе занятия-развлечения, где постоянно сменяются виды детской деятельности.Структура  интегрированный занятий должна быть продумана, материал из разных областей логически связан на всех этапах изучения темы. Решаются коррекционные ,образовательно-воспитательные задачи и задачи по развитию двигательной активности детей.Структура занятий такова ,что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые упражнения и задания:дидактические и развивающие игры, упражнения для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей  координации движений ,совершенствования артикуляционной и тонкой моторики,а также дыхательные и голосовые упражнения и задания для развития фонематического восприятия.На интегрированных занятиях нужно рационально сочетать статические и динамические нагрузки. Это особенно важно для детей с ТНР, ведь им необходимы частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала.

Мы как учителя-логопеды групп для детей с ТНР и педагоги дополнительного образования ,взаимодействуя друг с другом ,убедились в эффективности и результативности таких занятий.Они приносят детям с нарушениями речи несомненную пользу. Объединяя в  нужной пропорции элементы развития речи,познания ,двигательного развития в одно интегрированное занятие,мы можем удержать внимание детей максимально,причём детей разного темперамента и способностей,поскольку любой ребёнок найдёт в занятии близкие для себя интересы.У детей расширяется объём двигательных умений и навыков,ориентировка в пространстве,развиваются внимание,память,мышление.Дети получают возможность в процессе игры обобщить и закрепить полученные в процессе НОД знания.

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятель

Целевая аудитория: дети  подготовительной  к  школе логопедической  группы.

1.Тема интегрированной непрерывной образовательной деятельности:  «Поможем шахматному королевству»

2.Программное содержание:

Цель: Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
 

Задачи:
Коррекционно - образовательные:


1. Учить детей применять полученные знания о шахматных  фигурах.
2. Учить детей решать простые шахматные задания.

Коррекционно - развивающие:


1. Развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
2. Развитие  мышления, памяти, внимания, наблюдательности, воображения.
3. Уточнение и развитие словаря по теме.
4. Развитие артикуляционной и тонкой моторики.
5. Развитие общей моторики и координации речи с движением.
6. Развитие фонематического слуха и восприятия.
7. Развитие речевого  дыхания и голоса.

Коррекционно – воспитательные:


1. Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми.
2. Создавать положительный эмоциональный настрой.

3. Прививать интерес и любовь к шахматной игре.

 

Оборудование:
Конверты  с письмами, проектор, ноутбук, презентация, аудиозапись, магнитная шахматная доска, демонстрационные шахматные фигуры, напольная шахматная доска, настольная шахматная доска, «волшебный мешочек» с шахматными фигурами.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Оргмомент

Логопед. Раз,2,3,4,5 –становитесь в круг играть! (

( Дети встают в круг вместе с педагогами. Звучит лирическая музыка.)

Логопед. Настал новый день. Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры ! Мы приветливы и ласковы! Мы здоровы! Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть и доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох 3 раза)

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня, а поможет нам это сделать волшебный цветочек. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его друг другу, обращаясь по имени и желая доброго дня.

( Добрый день, Юля! И т. д.)

- Добрый день всем!

                                      

Педагог. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы совершим путешествие в шахматное королевство.(слайд) Из шахматного королевства поступил сигнал о бедствии (SOS). Там объявился злой волшебник Звол.

- Вы знаете, что он сделал?

(Предположение детей)

- Да, ребята он заколдовал шахматную доску! А ещё он спрятал посылку, которая была адресована нашему детскому саду.

- Расскажите, пожалуйста, сможем ли мы играть без доски?

(Ответы детей)

- Почему?

(Ответы детей)

- Дети, давайте поможем шахматным фигурам избавиться от Звола и найти нашу посылку.

 

                                Логопедическая зарядка

 

Логопед. Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, чётко говорить, запоминать, размышлять.

 

А) Самомассаж лица

Ручки растираем и разогреваем
Лицо теплом своим умываем.
Грабельки «сгребают» все плохие мысли.
Ушки растираем вверх, вниз
Тянем вниз за мочки
Перебегаем пальцами на щёчки
Щечки растираем, чтобы надувались
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнём их мягко, не задев руками.
Уголками губ мы щечки растираем,
А потом от носа мы к губам стекаем.
Губки пожуём мы, шарики надуем
И губами  вправо, влево потанцуем.
Под губой язык лежит, кулачок в него стучит.
Под другой губой лежит и другой кулачок стучит.
Тянем подбородок и его cщипаем.
А потом по шейке ручками стекаем.

 

Б) Упражнения для шеи и плеч

 

Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз).

Это, мама, не каприз!

Вправо – влево, вправо - влево (повороты головы направо – налево)

Посмотри как королева!

Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)

Нужно нам, так нужно нам.

Головою покрутить (вращение головой)

Не забыть, не забыть.

И незнайками побыть (пожимание плечами):

Плечи вверх и опустить.

И плечами повращать (вращение плечами вперед – назад)

Нужно плечики размять.

Вперед – назад, вперед - назад (плечи вперед , плечи назад)

И все дела пойдут на лад!

 

В) Дыхательные упражнения:

 «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

« Воздушный шарик»

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх(«надуваем шар»).Задержать дыхание. «Сдуть шарик» ,выдыхая воздух порциями (ха-ха-ха),руки опускаются в такт выдоху рывками. Задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх.  Задержать дыхание. Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз(ха!)

Г) Развитие мелкой и артикуляционной моторики. 

Д) Проговаривание звуковых  рядов  с  жестами.

Звук О – пальцы обех рук образуют  «колечки» из большого и указательного пальца.

Звук А – ладони перед грудью сложить домиком, большие пальцы соприкасаются.

Звук У- руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг к другу.

Звук И – руки медленно разводятся в стороны.

 

 

 

                                          Основная часть

 

Педагог.

- А как же нам попасть в это королевство?

(предположительные ответы детей)

- Может нам оставили какой-нибудь знак?

(на зеркале висит загадка)

Через фигуры, через клетки.

Как буква «Г» - его скачок?

(конь)

- Молодцы, ребята. Это действительно конь. Посмотрите, а что с ним рядом? (письмо)

1письмо: Вы должны пройти лабиринт- ход конем и узнать, где лежит второе письмо.

(решение диаграммы)

- Как ходит конь?

(ответы детей)

- Ребята, будьте внимательны, не ошибитесь, а то нам никогда не найти второе письмо!!

- Прошли лабиринты? Молодцы! На каком адресе остановился конь?

- H8

- Молодцы, давайте посмотри, что написано в этом письме?

Логопед. Вот мы и нашли 2 письмо:  Пусть темнота и  нету света – узнай фигуру: та иль эта?

 «Волшебный мешочек» (дети по очереди на ощупь отгадывают шахматную фигуру на определенный звук).

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!

(сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!

(пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке,

(сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?

(разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!

(ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!

(указательный палец)

А ладья упряма,
Ходит только прямо!

(раскрытые ладошки скользят по столу
вперёд)

Все фигуры встали стеной,

(выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

 

Педагог. А вот и 3 письмо: Кроссворд

  1.  Как называется Шахматное сражение между двумя соперниками? (партия)
  2. Кто двигается также как слон и ладья? (ферзь)
  3. Как называется угроза королю? (шах)
  4. Гладкий люблю я расчищенный путь, только на шаг могу шагнуть?  (король)
  5. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали? (ладья)

 

 

 

П

А

Р

Т

И

Я

Е

Р

З

Ь

  

Ш

А

Х

   

К

О

Р

О

Л

Ь

А

Д

Ь

Я

  

- Что же у нас получилось за слово?

(ПЕШКА)

- Ребята, а что вы знаете о пешке?

(Ответы детей)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В путешествие вновь спешим.   

 

Педагог. Ребята, посмотрите  здесь новое послание.

4 письмо: Вам никогда не добраться до Шахматного королевства, вокруг вас болото!!!    

- Что же мы знаем о болоте?

(ответы детей)

- Правильно, там есть кочки и мы пойдем по ним. Есть подсказки! Надо выбрать одного из вас кто сможет пробраться к следующему письму.

- Надо идти с поля Е1. 3 поля вперед, 3 вправо, 3 вперед, 2 влево, 1 вперед.

- Молодец, дошел. А как же ему дойти до нас? Надо прочитать письмо в обратном порядке.

                                             

 Логопед. Ребята, посмотрите – ка ,появились лягушки .Они предлагают нам спеть песенку гласных звуков, чтобы  наши голоса были звучными и громкими. (дети пропевают ряды гласных звуков)

 

5 письмо: Вам  нужна волшебная палочка .Чтобы получить  ее, отгадайте загадки. 

  1. Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

      По чину нам положен один короткий шаг.

      Зато назад не может нас передвинуть враг.

  1.  Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

      Только прямо хожу, как зовут, не скажу.

  1. Не живет в зверинце, не берет гостинца.

      По косой он ходит, хоботом не водит.

  1. Прыгнет он – подковы звяк.

      Необычен каждый шаг,

      Буква Г и так и сяк. 

  1. Видимо, она упряма, если ходит только прямо.

     Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

    Так от края и до края может двигаться она.

     Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.

Педагог. Молодцы! Вот мы и в Шахматном Королевстве.

- Давайте подойдем к Шахматной доске и расколдуем её  с помощью волшебной палочки.

Снимаем ткань.  Посмотрите  все  фигуры перепутаны.

- Давайте, поможем фигурам встать на место.

Игра «Расставь фигуры» – правильная расстановка фигур в первоначальное положение.

- А теперь проверим, правильно ли мы расставили фигуры.

Игра «Доскажи словечко»

По краям доски Ладьи встали, как две башни.

Дальше для погони красавцы Кони.

Рядом с конями Слоны, для охраны они.

А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.

А с ним и Король.Перед ними стена восемь Пешек, как одна.

                                                       Итог

Логопед. Молодцы ,ребята! Вот и закончилось наше путешествие. Все задания мы выполнили, помогли  шахматным фигурам избавиться от

Злого волшебник Звола и нашли посылку.Что же там? (детям раздается угощение )

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_forumu_chel-sk_2019.pptx341.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Сим Ашинского района Челябинской области « Эффективность и результативность совместной деятельности учителя –логопеда и педагогов дополнительного образования» Сим 2019

Слайд 3

Тема : « Поможем шахматному королевству» Цель : Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре

Слайд 4

Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Учить детей применять полученные знания о шахматных фигурах. 2. Учить детей решать простые шахматные задания. Коррекционно - развивающие: 1. Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. 2. Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. 3. Уточнение и развитие словаря по теме. 4. Развитие артикуляционной и тонкой моторики. 5. Развитие координации движений. 6. Развитие фонематического слуха и восприятия. 7. Развитие дыхания и голоса. Коррекционно –воспитательные: 1. Воспитывать партнерские отношения между детьми и взрослыми. 2. Создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься шахматами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»

ull;       В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...

Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...