Педагогическое мероприятие по народному творчеству - Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Путешествие с детьми по датам народного календаря «В гостях у бабушки Матрены»
Педагогические ориентиры:
Образовательные: - Продолжать знакомить детей с праздниками народного календаря, с элементами русского народного быта.
- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.
- Развивать воображение, память.
Развивающие: - Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.
- Учить детей объяснять приметы и пословицы.
- Учить объяснять значения сложных слов: «листогной», «полузимник».
- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; брусника – брусничный пирог
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность.
Воспитательные: - Приобщать детей к русскому фольклору.
- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным
Оборудование: ноутбук, проектор, картины с изображением зимы и осени, избушка, печка, горшок, ухват, крупа, ягоды, яблоки, капуста, шапочка кота, магнитофон, музыкальные диски.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какое время года было до зимы? Давайте вспомним, какой был последний месяц осени?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Вспомните, как в народе называли ноябрь?
Дети: Листогной.
Воспитатель: Что значит это слово?
Дети: Деревья уже сбросили листву, идут дожди. Опавшие листья гниют.
Воспитатель: А еще как называют ноябрь?
Дети: «Ледень».
Воспитатель: Почему так называют?
Дети: Водоемы льдом сковывает.
Воспитатель: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?
Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.
Воспитатель: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Расскажите, какая погода стоит в ноябре? А помогут вам в этом волшебные картины. Посмотрите на картину, и расскажите, что вы видите?
Дети:
1. Облетели последние листья на деревьях.
2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.
3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.
4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.
Воспитатель: На Руси в ноябре много было народных праздников. И один из таких праздников мы сейчас с вами вспомним. В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают. В конце ноября на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день. В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое «железные горы»
Дети: Это небо, тучи.
Воспитатель: По погоде этого дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима. Иней в этот день сулил морозы, а туман – оттепели. О потеплении говорили и гуси, вышедшие на лед в поисках открытой воды. Значит, лед растает. А что значит такая примета: «Если Матрена на белом коне приедет, то острую зиму привезет».
Дети: Если пойдет снег, то начнется настоящая зима.
Воспитатель: Про это день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?
Дети: С Матрениного дня зима начинается.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас ребята, отправиться в деревню в гости к бабушке Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры, петь песни, водить хороводы. Готовы? А для того, чтобы отправиться в путешествие, давайте с вами станцуем и споём.
Песня: « На горе то калина»
И под эту же музыку дети идут парами к избушке бабушки Матрёны.
Воспитатель: Кажется, мы пришли. Вон виднеется уже изба бабушки Матрены (слайд). Что такое изба?
Дети: Это дом в деревне.
Воспитатель: Из чего его строили?
Дети: Из дерева, из бревен.
Выходит бабушка Матрена.
Дети: Здравствуй бабушка. Вот пожаловали к тебе в гости.
Бабушка Матрена: Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут бабушка Матрена. Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!
(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)
1 реб. Здравствуй гостья Зима!
Просим милости к нам
Песни Севера петь
По лесам и степям.
2 реб. Есть раздолье у нас
Где угодно гуляй.
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
3 реб. Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша Русская кровь
На морозе горит!
Бабушка Матрена: Какие вы ребята молодцы. Порадовали бабушку. Ну, а теперь проходите в избу. Тепло ли вам ребятки в моей избе?
Д: Да.
Бабушка Матрена: А это Печка-Матушка мне помогает.
Ребенок рассказывает стихотворение.
Ой ты печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, напеки
Обогрей, освети.
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Бабушка Матрена: Печка всем в доме правит. Если холодно то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами. Посмотрите, что лежит у меня на столе (капуста, яблоки, черника, брусника). Какие пироги получаются с этой начинкой? Матрена раздает продукты детям, У тебя что (капуста) значит пирог какой? – капустный.
Дети:
Пирог с капустой – капустный пирог; а еще можно сказать пирог с капустой.
А с брусникой – брусничный пирог; пирог с брусникой.
А с яблоками – яблочный пирог; пирог с яблоками.
А с черникой – черничный пирог; пирог с черникой.
Песня: «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять».
Бабушка Матрена.
Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята. (Матрена показывает детям крупу в тарелках). Какая у тебя крупа?
Дети: Греча.
Бабушка Матрена:
Значит какая получится каша из этой крупы?
Дети: Гречневая каша.
Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.
Бабушка Матрена: Молодцы! А в чем кашу готовят?
Дети: В горшке. (детям показывают горшок)
Бабушка Матрена: А чем достают горшок из печи
Дети: Ухватом
Бабушка Матрена:
Показывает ухват. А сейчас, ребята, вас зову на веселую игру, а называется она «Горшки». (Дети играют в игру)
Воспитатель: Не скучно тебе, бабушка жить одной?
Бабушка Матрена: Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете.
Звучание голосов домашних животных в грамзаписи.
Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает.
Бабушка Матрена: Ребята всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные.
Дети: это домашние животные.
Бабушка Матрена: Какие вы знаете жилища домашних животных?
Где живут курицы – курицы живут в курятнике, птичнике.
А свиньи – свиньи живут в свинарнике,
А корова – коровы живут в коровнике,
А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.
А где живут лошади – лошади живут на конюшне.
Бабушка Матрена: А сейчас давайте вспомним названия детенышей этих животных и назовем всю семью:
Бык-корова-теленок,
Жеребец –Кобыла - жеребенок,
Баран-овца-ягненок
Боров-свинья-поросенок
Петух-курица-цыпленок
Кот-кошка-котенок,
Вместе с котиком-котом в хоровод мы пойдем.
Хоровод «Кот на печку пошел»
(дети идут в хороводе, в центре сидит «кот»)
Кот на печку пошел
Горшок каши нашел
Горшок каши горяч
Не дается хоть плач (останавливаются «кот варит» кашу)
Уж я пряники люблю
Уже я пряники стужу
Остужу-угощу
Вас отведать приглашу (Дети идут в центр круга и обратно, притопывая)
На печи калачи,
Как огонь горячи
Пряники пекутся
Коту не даются. («Кот» перекладывает из руки в руку «горячие» пряники»)
Уж я пряники люблю
Уж я пряники стужу
Остужу-угощу
Вас отведать приглашу (садится спит)
Мыши раз про то узнали,
Мигом пряники забрали.
Кот проснулся в самом деле!
Мыши пряники все съели. (Дети крадутся, хлопают в ладоши. Будят кота – убегают, кот их ловит) .
Бабушка Матрена: Какие вы молодцы, ребята! Повеселили бабушку. Я вам за это вкусные гостинцы собрала.
Воспитатель: Спасибо тебе, бабушка за гостинцы. Нам у тебя очень понравилось. Мы обязательно придем еще раз. А сейчас нам с ребятами пора возвращаться в детский сад.
Бабушка Матрена: До свиданья, ребята. Встречайте Зимушку Русскую и меня Матренушку Зимнюю не забывайте! .
Дети вместе с воспитателем под музыку «На горе то калина» уходят из зала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kolendar.docx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у бабушки Матрены
Цель: Познакомить детей с народной игрушкой – матрешкой. ...
«В гостях у бабушки Матрены». НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) в средней группе
Программные задачи-учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос«Сколько? »- формировать умение составлять пр...
В гостях ку бабушке Матрены
Закрепление понятие семья....
Спортивный праздник "В гостях у бабушки Матрены"
Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста...
Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»
Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...
Родительский клуб «За руку с семьей» Встреча № 1 «В гостях у бабушки Матрены: «Милости просим, гости дорогие!»
Нравственно-патриотическое воспитание — ключевой аспект формирования личности, направленный на развитие любви к Родине, уважения к её истории, культуре и традициям, а также на воспитание граждан...