Конспект развлечения на тему: «Весну встречаем. С использованием русских народных игр.» для детей логопедической подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Ёлочка».
Конспект развлечения
на тему: «Весну встречаем. С использованием русских народных игр.»
для детей логопедической подготовительной группы
Воспитатель: Балакина Е.В.
г. Елец. Март 2015г.
Программное содержание:
Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе с приходом весны. Учить соблюдать правила игры в народных играх. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Развивать ловкость, внимание детей во время игры. Воспитывать добрые чувства и стойкий интерес к народным традициям, эмоционально разгружая и повышая настроение детей. Активизировать словарь детей.
Словарная работа: закличка, про-тальник, водолей, травень.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно- эстетическое развитие.
Материалы и оборудование: венок, две веточки-искусственные, платочек, колокольчик, шапочки –солнышки и жаворонок, музыкальное сопровождение.
Хор развлечения.
Здравствуйте гости дорогие, красны девицы, добры молодцы и малы ребятушки!
Сегодня по старой традиции, мы собрались весну встречать, отдохнуть, да в игры поиграть. Праздновали встречу весны всегда.
В старину-то мало было ученых. Зато простой народ много наблюдал, замечал, свои знания в песенках и поговорках детям передавал. Раньше верили, чтобы весна пришла скорее, надо её позвать, покликать.
Закличками называются особые детские песенки, адресованные природным стихиям. С помощью закличек дети общаются с природой, обращаются к ветру, солнцу, дождю, снегу, грому и т.д. это очень древние произведения устного народного творчества, которые использовались детьми с незапамятных времен. Распевая хором такие песенки, дети просят у природы солнечной погоды, стихания бури, дождя или исполнения других аналогичных желаний. Закличка – это не просто произнесенное вслух стихотворение. Это мелодичная песенка, которая сопровождается выражением определенных чувств, соблюдением ритма и интонации. Заклички считаются традиционными песенками. Чаще всего их поют сразу несколько детей. В закличке необязательно обращение к природным стихиям. Бывают заклички о насекомых и животных, растениях и т.д.
Дети закликали весну, забирались повыше на забор, на крышу сарая. Давайте и мы позовём весну.
Упражнение «Весна красна» (хором).
Весна, весна красна!
Приди, весна, с радостью! (ходьба по кругу)
С великой милостью: (смена направления движения)
Со льном высоким, (остановиться, руки вверх, подняться на носочки)
С корнем глубоким, (присесть, опустить руки)
С хлебами обильными. (стоя на месте, покачиваться из стороны в сторону)
Воспитатель. Весна благодатная, долгожданная.
Игра: «Матушка весна».
Выбирается Весна. Двое детей с зелёными ветками образуют ворота.
Все дети говорят:
Идёт Матушка – весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришёл,
Всех детей провёл;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
- А уж как пришёл май
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведёт за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
(Цепочку размыкать нельзя).
Воспитатель. Март – первый месяц весны. В народе его называли март- про- тальник. Ещё лежит снег, но солнышко с каждым днём пригревает всё сильнее. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Поэтому март ещё называют «Утром весны», «утром года», «солнечником».
Давайте солнышко позовём.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей.
Подставьте ладошки к солнышку. Тепло вам?
Воспитатель.
Вот и солнышко проснулось,
Стало жарче припекать,
Потянулось, улыбнулось,
Всех детей зовёт гулять.
Вместе с солнышком вставай
И в игру скорей сыграй.
Русская народная игра «Солнышко – ведёрышко»
Гори солнце ярче,
Летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки дети ведут хоровод, а на две другие делают поклон солнышку. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих - они просыпаются.
В марте есть чудесное природное явление. День равен ночи. Это явление называется «весеннее равноденствие».
Двадцать второго марта - день весеннего равноденствия. Этот день считался началом весны.
Воспитатель. За мартом апрель наступает
Издавна в народе говорят: «Апрель –водолей!» Дни в апреле длиннее и теплее. Пробуждается природа, прольются первые весеннее дожди.
1-й ребенок. Дождик, дождик,
Веселей!
Капай, капай,
Не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
2-й ребенок. Радуга-дуга,
Пролей дождя!
Из ведра-лагуна
На леса, на луга.
3-й ребенок.
Дождик, дождик, поливай!
Будет славный урожай!
И рябина, и калина,
И веселый хоровод
Красных девиц у ворот.
Воспитатель. А уж солнышко припекло, припекло.
И по всюду золото разлило, разлило.
Ручейки на улице всё журчат, всё журчат.
А детишки всё спешат, всё спешат.
Русская народная игра «Ручеёк».
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара взявшись за руки, поднимает их
вверх ( образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе.
Воспитатель. Ребята, а кто ещё радуется приходу весны?
(Звучит фонограмма – пение птиц)
Приглашаю вас, ребята
Я в весенний лес гулять
Будем вместе веселиться,
Прыгать, бегать и играть!
Упражнение для развития силы голоса, речевого дыхания.
- На полянку мы пришли,
И на солнышко глядим.
А на ней среди цветов
Слышно много голосов…
Птица к дереву летит,
Громко крыльями шуршит ш-ш-ш-ш.
Воспитатель.
Одними из первых возвращались из тёплых стран Жаворонки.
Русские поэты складывали о жаворонках стихи, композиторы посвящали свои сочинения жаворонкам.
Издревле на Руси люди звали жаворонка своими закличками, чтобы приблизить наступление весны. Давайте и мы споем заклички.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите зиму холодную.
Нам зима наскучила,
Руки ноги отморозила.
На Руси не только пели и играли, а пекли "жаворонков" из теста. Таким птичкам вставляли глазки из изюма или ягод. Любящие бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали "жаворонков" на палочки и начинали окликать Весну.
Русская народная игра «Жаворонок».
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребёнок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. В конце песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится жаворонком. Игра повторяется.
За апрелем – май наступает. Май в народе называют месяцем зелёной травы. Май – травень.
В мае начинаются весенние работы на полях, в огородах и садах. А у нас ещё больше возможности в мае погулять.
Тысячи игр на празднике нашем!
Играем, шумим, поём и пляшем!
В играх не зевай – смелость, ловкость проявляй!
Я предлагаю вам поиграть в игру: «Горелки с платочком».
Русская народная игра «Горелки с платочком»
Участники игры стоят парами друг за другом. Впереди – водящий он держит над головой платочек).
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
(Дети последней пары бегут в вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.)
Воспитатель. Издавна на Руси хороводы водили. Гармошка заиграет, глаза засияют, щёки запылают и в круг. И вас ребята я приглашаю в хоровод.
. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»
Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются.
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.
Воспитатель. И рада бы весна на Руси вековать, да кончается май и начинается лето. А о лете мы поговорим в следующий раз.
Весна принесла вам много подарков:
Солнышко ясное, птиц хоровод.
Травушка муравушка вас в сад позовёт,
На лужок, на простор,
Да за праздничный стол. (Дети проходят в группу на чаепитие)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вечера - развлечения на тему « Весну встречать! Жаворонков заклинать!» (Клуб бабушек).
Цель: познакомить с традициями русского народа.Образовательные задачи:• развивать знания детей об окружающем.•...
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...
Сценарий развлечения "Русские народные игры" в старших и подготовительных группах ДОУ.
Сценарий спортивного развлечения для старших и подготовительных групп ДОУ. Тематика: "Русские народные игры"....
Конспект на тему: чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".( В подготовительной группе.)
Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе
развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....