Интегрированное занятие «Весенние голоса»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Керимова Людмила Александровна

Развитие музыкальных способности детей, формирование эстетического вкуса дошкольников через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 89»

Интегрированное занятие

 «Весенние голоса»

Участники: дети старшей группы

Конспект разработали:

Музыкальный руководитель: Плокидина Е.В.

Воспитатель по изодеятельности: Керимова Л.А.

Воспитатели: Смагина О.В., Большакова Е.В.

Образовательные области:

  • познавательная
  • речевая
  • художественно-эстетическая
  • социально-коммуникативная

Цель: Развитие музыкальных способности детей, формирование эстетического вкуса дошкольников через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись)

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить умение находить самостоятельно характерные признаки весны, чувствовать и передавать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове, картине.
  2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, загадок, пении песен.
  3. Вызвать желание у детей различать оттенки настроений, смену характера

музыки; передавать настроение, характер музыки в пении, в движениях.

Развивающие:

  1. Формировать у детей певческие умения и навыки, развивать ладовысотный и метроритмический слух, слуховое воображение, ориентирование в пространстве;
  2. Развивать речевую активность детей: Активизировать словарь дошкольников по теме «Весна»; обогащать новыми словами: чарует, пробуждение, проталина, ледоход;
  3. Развивать эмоционально-волевую сферу дошкольников, творческое воображение детей, способность и умение передавать образ через разные виды деятельности (музыкально-ритмическую и изобразительную).
  4. Развивать навыки в рисовании: строить композицию, работать с палитрой, использовать разные техники в изображении.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку, поэзию.  
  2. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.

Оборудование и материалы:

  • проектор, презентация «Весенние приметы», «Песня жаворонка»;
  • музыкальный центр, аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Песня жаворонка», «Подснежник»; А.Вивальди «Весна»;
  • кубики, ритмические карточки, подснежники, сугробы, музыкальные инструменты.
  • мольберты
  • гуашь
  • палитра

Предварительная работа:

Обогащение и активизация словаря: проталины, капель, ледоход;

Рассматривание репродукций картин, изображающих весенний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему весны.

Чтение стихотворений о весне, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен.

Ход  деятельности

Этапы и длительность

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Орг.

момент.

(1 мин.)

М.Р. – здоровается с детьми (Восходящая мелодия – здравствуйте, ребята – дети отвечают – Здравствуйте (нисходящее трезвучие)

– Доброе утро, мои дорогие.

Я рада видеть вас всех. У меня сегодня с утра замечательное настроение, а, чтобы у всех, было прекрасное настроение, я предлагаю вам интересное путешествие. А куда – вы догадайтесь сами (звучит пение птиц) Правильно, в весенний лес.

Дети входят в зал лёгкими поскоками, встают в круг.

2.Мотив.

Основная часть

Воспитатель

Презентация зимнего леса

– Ребята! Я приглашала вас в весенний лес, а куда мы попали? Не желает зима уходить, задумала она обмануть молодую Весну, но я знаю, как победить Зиму, надо вспомнить весенние приметы. И сейчас мы послушаем первую загадку.

Презентация – солнышко.

- Вот и солнышко выглянуло! Посмотрите, какие у него теплые лучи, давайте улыбнемся ему, погреем руки. Но весной погода переменчивая, солнышко, то ярко светит, то его тучки заслоняют. От этого и настроение меняется: то оно веселое (музыка звучит в мажоре, то грустное (музыка звучит в миноре).

Проводится игра «Солнышко» (весело или грустно).

- Все-таки солнышко осталось на небе! Стало солнышко припекать всё сильнее и сильнее.

И послало солнышко свои лучики в каждый уголок нашего леса.

Послушайте следующие загадки.

(Дети отгадывают – презентация: сосулька, капель, проталинка)

- Послушайте музыкальную загадку

(Презентация -  подснежник)

-Какая была музыка? (нежная, спокойная)

Послушайте следующую загадку:

- Ручейки бегут и поют, и у каждого своего голоса. А потом ручейки сливаются в реку, и голос у них становится один.

Проводится игра «Ручейки и речка».

- Замечательная у нас получилась речка, с красивым голосом!

А сейчас послушайте музыкальную загадку, о ком расскажет музыка?

-Правильно, музыка рассказала нам о жаворонке

(Презентация – жаворонок)

А какая была музыка по настроению? (весёлая, радостная) Но не только жаворонок хочет вернуться домой. Чтобы все птицы поскорее вернулись, дятел послал им телеграмму (на мольберте устанавливают ритмические карточки)

Вы знаете, что звуки бывают по длительности, какими? (долгими и короткими)

 Давайте возьмем кубики и поможем дятлу.

Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»

Дятел сел на толстый сук,

Тук да тук.

Всем друзьям своим на юг,

Тук да тук,

Телеграммы срочно шлет,

Туки-туки- тук,

Что весна уже идет.

Туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг,

Туки-тук, туки-тук,

Что подснежники вокруг,

Туки-тук, туки-тук,

Дятел зиму зимовал,

Тук да тук,

В жарких странах не бывал,

Тук да тук.

И понятно, почему

Скучно дятлу одному!

- С вашей помощью телеграмма быстро дошла до перелетных птиц. А какие птицы получили телеграмму, вы назовите сами.

- Птицы с громким щебетанием возвращаются домой, полетели ласточки занимать свои гнёздышки, скворцы, грачи (Звучит музыка А.Вивальди «Весна»)

-Запели птицы на все голоса.

Распевку «Весну зовём» по голосам

- Теперь, чтобы весна поскорее пришла, попробуйте угадать, мелодию какой песни я вам сейчас исполню?

(Звучит мелодия песни «Ждём весну»)

- Посмотрите на нашу подсказку, вспомним слова нашей песенки (картинка-подсказка на мольберте)

- Дятлу так понравилась ваша песня, что он захотел вам помочь. Чтобы песня получилась ещё красивее – он будет – отгадайте кем?

загадка

-правильно. Будьте внимательны, кому показывает дирижёр, те птички и поют (ласточки, скворцы, грачи)

- Вам понравилось, как вы спели песню? (Ответы детей.) И мне понравилось. А теперь давайте посмотрим, какая у нас получилась картина!

Рассматривают картину

-За окошком песенка целый день слышна. 
Кто придумал песенку? Солнце и весна! 
Что за волшебница Весна! Откуда в ней так много силы? 
Едва очнувшись ото сна, одна природу пробудила. 
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила, 
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила. 
Потом, как будто дирижер, она учила петь капели, 
И их веселый, звонкий хор поет которую неделю.

Посмотрите, остался последний сугроб, посмотрим, что же здесь под снежным покрывалом? (инструменты)

-Треугольник есть и ложки, бубны, палочки, гармошки. Если все их сразу взять, дружно вместе заиграть... Буду я тут дирижером, кто же вы? Ответьте хором...

Дети. Оркестр!

Давайте наполним наш зал весенними звуками.

Оркестр – «Весенние голоса»

Входит в зал Весна – руководитель Изо.

Ты весь мир обогреваешь. И усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, а зовут тебя все ...
 (Солнце)

  • Музыкант поочередно берет мажорные и минорные трезвучия. Одновременно с их звучанием дети растопыривают ладошки (солнышко светит) или сжимают их в кулачок (тучка закрыла солнышко). Игра заканчивается мажорным звучанием музыки.

Дети- лучики встают врассыпную

Рад весне братишка Саша,

И собака рада Жулька.
На припёке, с крыши нашей
Утром свесилась … (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)

Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки, на снегу… (проталинки)

Слушают отрывок произведения «Подснежник» П.И.Чайковского

  • Я раннею весной, родился под сосной.
    И к Маме-Речке я бегу
    Тропинку вытаю в снегу.
    Ручей.

Дети - ручейки, по сигналу педагога берут звук голосом – у каждого ребенка свой звук. Педагог – речка (двигается змейкой, пробегая около детей, ручейки стекаются в речку - поют в унисон) Бегут за речкой и садятся на стульчики.

Слушают произведение «Песня жаворонка» П.И.Чайковского

Ответы детей

Дети берут из-под стульчиков кубики. Стучат кубиками в ритм стихам

Дети называют перелётных птиц

Дети рассаживаются по подгруппам по типу голоса - высокие, средние, низкие.

Дети поют по голосам распевку, заканчивают все вместе

Дети называют песню.

Дети исполняют песню.

Дети отгадывают загадку про дирижёра.

Дети исполняют песню «Ждём весну» по голосам.

Дети встают и поворачиваются лицом к экрану.

Дети выбирают инструменты по приметам весны.

3.Рассматривание картин русских художников.

Воспитатель по изобразительной деятельнос

ти

- Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Художникам, поэтам и композиторам тоже очень нравится это время года, и они посвящают ему свои произведения.

- Посмотрите на картину и придумайте ей название. Автор назвал свою картину "Грачи прилетели", а написал эту картину великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов.

Посмотрите внимательно на картину, и рассмотрите её.

6.Рассматривание картины.

- Какое время года изобразил на картине "Грачи прилетели" Алексей Кондратьевич Саврасов.

-Докажите, что это весна.

-Какая это весна, ранняя или поздняя?

-Почему вы решили, что это ранняя весна?

-Найдите в картине приметы ранней весны.

-Какие стихи русских поэтов вы вспоминаете, глядя на картину А. К. Саврасова? Подберите отрывки стихов, которые подходят к этой картине.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

Ф.И. Тютчев "Весенние воды".

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

А.Н. Плещеев "Весна".

Снег уже не тот

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед ...

С.Я.Маршак "Весенняя песенка".

Черные проталины

На полях видны...

И.Токмакова "Весна".

Игра «Вспомни и назови»

 Кто самый внимательный?

 - Вспомните небо на картине. Какое оно? (отв. детей)

На картине небо затянуто тучами. Какими тучами? (На картине А.Саврасова "Грачи прилетели" небо затянуто темными тучами).

- Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? (Отв. детей) Земля ещё покрыта снегом. Каким снегом? (отв. детей)

- Расскажите о березах на переднем плане картины. Какие они? (отв. детей)

Какие они ещё? (Впереди согнулись старые, корявые березы).

- Что происходит на березах? (На березах хозяйничают и громко кричат грачи). Что ещё делают грачи? Где были грачи? (Отв. детей)

- Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы? (Около старой корявой березы расхаживает грач). Какой грач?

- Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка). Какая постройка?

- Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

(Здесь спокойно, тихо. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков).

- Что вы видите за деревянными постройками? (За деревянными постройками - белокаменный собор).

- Что вы чувствуете, глядя на картину Грачи прилетели? (отв. детей).

      Светает рано по утрам

Проталины и тут, и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?     (весна)

Беседа по картине. Обсуждение, диалог, игра на внимание.

9. Художественная деятельность.

Воспитатель по изо

Анализ

- А теперь я вам предлагаю стать художниками и в своих картинах передать образ весны с помощью цвета, чтоб ваши картины были все разные по настроению и характеру. Вспомните все, о чём мы с вами говорили, какая бывает весенняя погода, каким бывает снег и постарайтесь нарисовать весенний пейзаж и придумать название своей картине.

- Оцените свои работы: Кто считает, что его картина закончена, свою работу повесит около солнца. Кто считает, что ему необходимо закончить работу или что-то исправить, разместит около подснежника. Кто считает, что он не справился или всё изменил бы, повесит около тучки.

- Как вы считаетесь, мы справились с заданиями сегодня?

Выполнение работ

Оценка детьми своих работ

10.Итог

Воспитатель

- О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? Зачем искусство людям? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое. С какими трудностями вы столкнулись? Какое у вас настроение, после увиденного и услышанного?

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, подарите своё хорошее настроение другим людям.

Оценка деятельности всего занятия



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Весенний КВН"

Иттегрированное занятие по окружающему миру "Весенний КВН". Проводилось итоговое занятие весной из-за этого и получило такое название. Я использовала различные дидактические игры, вставила в виде зада...

Конспект интегрированного занятия "Весенний лес"

Занятие рассчитанно на среднюю группу дошкольного учреждения...

Интегрированное занятие "Весеннее пробуждение"

Интегрированное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, проводилось в рамках городского семинара  по преемственности "Детский сад - школа" (по освоению образовательных обла...

Интегрированное занятие « Весенняя сказка»

Тема НОД: « Весенняя сказка» Интегрируемые образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура»Программное со...

Конспект интегрированного занятия «ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей  группе по рисованию и ознакомлению с окружающим миром.Закреплять умения детей  рисовать солнышко круговым движением кисти и прямыми ...

Сценарий интегрированного тематического занятия «Весенние голоса» для младше-средней группы. Май 2022 г.

Сценарий интегрированного тематического занятия «Весенние голоса»для младше-средней группы.         Май 2022 г....