Музыкальное развлечение " Путешествие по Воронежу"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Хорина Елена Викторовна

Данный материал будет полезен для воспитателей сраршего дошкольного возраста при ознакомлениии воспитаников с историей и традициями города Воронежеа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Душа ребёнка святостью чиста,

Жива, и радостна от любви внимания, 

Она светла, наивна и проста,

И вдохновенно ищет понимания.

Душа ребёнка близкими живёт —

Учась в семье гармонии и братству,

Она Судьбы дорогу познаёт,

Что приведёт её когда-то к счастью.

Душа ребёнка лёгкая как пух,

Она красива и стремится к Богу. 

Ты укрепи его ранимый дух, 

И укажи на Истины дорогу.

Елена Ольховик

«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать»

М.А. Шолохов

Ни для кого не секрет, что система современного образования претерпевает значительные изменения. К сожалению, большинство детей сегодня, не знает, кто такой Иосиф Сталин и Михаил Горбачев, когда была Великая Отечественная Война, что такое «Смутное время» и почему Петр Первый «прорубил окно в Европу». А между тем, эти и другие исторические  вопросы являются главнейшей ступенью в формировании такой категории, как патриотическое воспитание. Многие взрослые не осознают всей значимости этой категории. Все знают, что дети – наше будущее, будущее всей страны. А какое будущее ждет страну, в которой никто не будет знать истории своего государства? Очень и очень печальное! Поэтому нужно сегодня задумываться о том, какое патриотическое воспитание получают наши дети.

Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты, познаваемого, мы зароняем в сердцах детей, искорку любви к родному краю. Патриотизм – это не только знание истории, это знания о стране во всех сферах, будь то биология, экология, география, это знание обычаев и традиций страны и уважение к ним. Патриотическое воспитание было бы неполным без еще одной детали. Важно формировать у детей сострадание. В нашем жестоком мире так мало людей, умеющих пожалеть, посочувствовать и оказать реальную помощь и поддержку тем, кто в этом нуждается. Нужно донести эти истины до малышей в доступной для их возраста форме и тогда окружающий нас мир будет чуточку добрее и искреннее.

Игровых технологии, способствует развитию инициативы,  творческих способностей детей. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Цель: - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма;

Образовательные:

  1. - воспитание любви к Отечеству, к городу в котором живем, гордости за её культуру,

Развивающие:

  1. - развивать инициативность, самостоятельность и ответственность воспитанников;
  2. - закреплять умение детей согласовывать движение с речью;
  3. - совершенствовать умения детей двигаться под музыку в соответствии с темпом, ритмом, характером, в соответствии с текстом;

Воспитательные

  1. – развитие нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств воспитанников,
  2. сохранение и поддержка индивидуальности и творческого потенциала ребёнка,
  3. - формирование социальной позиции участника, созидателя общественной жизни;
  4. - формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.

Ресурсное обеспечение:

Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае

Фотографии улиц родного города

Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания, архитектурные ансамбли, памятники.

Слайды, фильмы о памятных местах «Воронежа», 

Запись песен «Я по травке шла», «Комаринская»,  в исполнении Марии Мардасовой, «Дай Бог мира и счастья России», «Воронежская кадриль» в исполнении Государственного Академического Воронежского народного хора им. Массалитова,

мультфильм «Котёнок с улицы Лизюкова» Мосфильм 1988г.

Фильм-экскурсия «Весь Воронеж» 2013г. Режиссура, сценарий - В. Запорожец;

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.

Познавательное развитие - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Речевое развитие - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие - развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Предполагаемый результат:

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного  города.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми, с сверстниками.

Проявление внимания и уважения к пожилым людям, оказание посильной помощи.

Предварительная работа:

  • С педагогами:

-подготовить подробную информацию, альбомы, иллюстрации, презентацию «Путешествие по Воронежу»;

  • С детьми:

-беседы с детьми о родном городе;

-рассматривание альбома и иллюстраций;

Виды совместной деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы осуществления деятельности: организованная образовательная деятельность (развлечение), хороводная игра,  решение проблемных ситуаций, задания, музыкальная деятельность (исполнение на ложках).

Оборудование: экран, мультимедийная установка, презентация «Воронеж – музыкальный», колонки, ноутбук, костюм моряков – 6 шт., народный костюм для мальчиков по числу детей в группе, сарафаны  по числу детей в группе, ложки деревянные – 20шт, рисунки для оформления выставки «Мой любимый Воронеж», шары для оформления зала, цветы, вазы.

Содержание: Дети  совершают экскурсию на волшебном вагончике по родному городу, раскрывая странички истории Воронежа  - музыкального.

Ход развлечения:

Под инструментальную музыку «Яблонька» Владимирова дети входят в музыкальный зал (на экране слайд №1)

Ведущий: Как велика моя земля!

Как широки просторы

Озера, реки и поля,

Леса, и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга

Когда в одном краю весна —

В другом — снега и вьюга.

Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где человек родился, вырос, где живет).

Ребята, Россия – это наша большая Родина, а еще у каждого человека есть своя маленькая Родина (слайд № 2).

— Как вы думаете, для нас, что является малой Родиной? С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?

Ответы детей.

Ведущий: Молодцы! Давайте уточним. Родина начинается с родного дома, где живет семья каждого из нас. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем — это тоже Родина, о своем дворе, улице, где мы встречаемся с друзьями, о своем городе. Все это — наша Родина.  Вы любите путешествовать? Я предлагаю сегодня   совершить прогулку,  а вот что нам поможет путешествовать, попробуйте отгадать:

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам,

Ходят разноцветные дома.

Что ж, дружочек, отгадай,

Только это не трамвай.

Вдаль по рельсам быстро мчится…

Из  избушек вереница.

(слайд №3 под музыку «Зеленький вагончик» танец детей).

Ведущий: Вот и первая остановка. Есть своя родная земля у ручья и у журавля. (слайд № 4)

  1. й ребенок:

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

–Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

2-й ребенок:

В центре матушки России(Слайд № 5)

По велению Петра

Колыбель большого флота

Заложили мастера.

На брегах равнинной речки

Много дуба и сосны,

Зазвенели дружно пилы,

Застучали топоры.

Город рос за домом дом.

Славой русских корабелов

Был отмечен Батька-Дон.

Так родился град Воронеж.

Ведущий: У каждого человека есть любимый город, для нас это Воронеж, со своей историей и традициями -  Танец «Этот город самый лучший (Слайд 6)

Ведущий: У каждого города есть своя история, свои традиции, посмотрите как складывались традиции нашего города (слайды от № 7)  

Ведущий: Сегодня наш город, один самых красивых городов России, (песня  «Гимн Воронежу»  Музыка и слова: С. Гребенников слайды от № 8 по слайд № 14).

Ведущий: А нам пора продолжать наше путешествие (слайд № 15 имитация движений за ведущим)

Ведущий: (слайд № 16) Ребята у каждого города есть свои символы. А какие вы знаете символы Воронежа?

(Ответы детей)

Ведущий: Да самый знаменитый наш символ это корабли Петра Великого.

(слайд № 17).

1-й ребенок: 

Этот город средь вольных степей

Мне дороже столичных объятий.

Петр Великий не спал здесь ночей,

Штурм готовя отживших понятий.

2-й ребенок: 

Царь кувалдою тут махал.

Сам ковал якоря для фрегатов.

Вслед за ним и народ наш встал,

Чтоб сразить в битвах всех супостатов.

3 - й ребенок: 

Мы отдали своим кораблям

Дух воронежский, чтоб побеждали.

Мы пробились к заветным морям,

Где Андреевский флаг не ждали.

4- й ребенок:

Говорят пусть:

Всего канитель...

То, что было – кровь и работа...

Мой Воронеж, ты – колыбель

Легендарного русского флота!

Ведущий: Внимание на экран  о строительстве Русского флота нам расскажет,  корреспондент Роман Поляков (слайд № 18).

Ведущий: Моряки это наша - гордость, они и Родину защищали, и песни слагали и танца нам дарили. Вот и наши моряки нам покажут свою удаль в своем танце (Танец «Яблочко»  слайд № 19)

Ведущий:  Спасибо нашим морякам, а нам пора продолжать наше путешествие, готовы? Тогда в путь  (слайд № 20).

Ведущий: Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка «Люди, которые прославили наш город»  (слайд № 21).

Душа народа – это его песни в них мы узнаем традиции, чаянья нашего народа. На Воронежской земле издавна бытует подлинно русская песенная традиция, передаваемая из поколения в поколение. Государственный академический Воронежский русский народный хор является визитной карточкой Воронежского края. Яркая и самобытная программа хора знакомит зрителей с подлинными жемчужинами народного творчества.

Родоначальником народного хорового пения на профессиональной сцене и организатором первого в России народного хора стал Митрофан Ефимович Пятницкий (18641927), знаток певческого искусства, знаменитый «собиратель» русских песен.

Митрофан Ефимович Пятницкий, известный российский музыкант, основатель народного хора, родился в Таловском районе Воронежской области 21 июня 1864 года. Он ездил по деревням и селам центральной России, слушал народных певцов. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Митрофана Пятницкого. Пятницкий был настолько покорен народными исполнителями, что у него появилась мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинном виде, так, как она звучала веками.

В начале прошлого столетия М.Е. Пятницкий собрал из крестьян Воронежской губернии первый народный хоровой коллектив, и русские песни зазвучали в концертных залах столицы (слайд № 22).

В 1988 году в Воронеже был торжественно открыт памятник М.Е. Пятницкому. Он находится в скверике, справа от Дома офицеров, на проспекте Революции.

В Воронеже есть улица, названная в честь Пятницкого. Она берёт своё начало от транспортной развязки перед Чернавским мостом и заканчивается у Проспекта Революции (слайд № 23).

Воронежский хор стал достойным продолжателем этих традиций (слайд № 24).

Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова – профессиональный народный коллектив, многократный лауреат всероссийских, всесоюзных и международных фестивалей, смотров и конкурсов. Был основан в 1943 году. На протяжении многих десятилетий с успехом представляет зрителям концертные программы, основанные на уникальных традициях южно-русского воронежского песенного и танцевального фольклора (слайд № 25).

Благодаря творчеству русского народного хора в нашем крае сохраняются традиции народные игры, давайте вспомним одну из них.

Подвижная игра «Гори, гори,  ясно» (слайд № 26)

Правила:

Количество игроков: четное

Играющие, выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5—6 от первой пары, спиной к ним.

Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

— Дин - дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Ведущий: Мария Николаевна Мордасова – народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Исполнительница русских песен и частушек. Руководила частушечной группой Воронежского хора (слайд № 27).

Собирательница, исполнительница многих песен, частушек и припевок (свыше 300). «Главная заслуга Мордасовой,  – состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала её многообразную красоту и жизненную силу….» Послушайте Частушку в исполнении Марии Николаевны «Я по травке шла…» (слайд № 28).

24 мая 2005 года в Воронеже состоялось торжественное открытие «Музея-квартиры М.Н. Мордасовой» (слайд № 29 - 30).

В экспозиции показан творческий и жизненный путь певицы. Выставлены предметы быта, произведения искусства, концертные костюмы, письма, фотографии, документы, записи песен и частушек, музыкальные инструменты.

Для того чтобы русская песня жила и дальше нам нужно бережно относится к ней, давайте вместе с Марией Николаевной постараемся исполнить русскую народную песню «Я по травке шла» (Игра на народных инструментах под песню Мордасовой слайд № 31).

Ведущий: спасибо нашим музыкантам,  а нам пора продолжить наше путешествие дальше (слайд № 32).

Ведущий: Веселый наш вагончик привез нас на следующую остановку, попробуйте догадаться к кому мы приехали в гости: (слайд № 33).

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род!

На охоту вышел …

Сегодня мы приехали в гости не к простому коту, а герою мультфильма. Кот Василий стал первым мультипликационным героем, которому в России установили памятник. И третьим в мире. В 2005-м котенок с улицы Лизюкова даже занял 3 место на всероссийском конкурсе «Забавный памятник» (слайд № 34).

Воронежские аниматоры совместно с «Союзмультфильмом» приступили к съемкам продолжения «Котенка с улицы Лизюкова». В основу сценария легла история, написанная автором первого мультфильма Виталием Злотниковым. Студия Wizart планирует работать над продолжением известного мультфильма о приключениях кота Василия.. В начале 2017 года мультфильм собираются представить на открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале.  А сейчас давайте посмотрим на нашего знаменитого кота (Слайд 35).

Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

До новых встреч! (Слайд 36).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект музыкального развлечения "Путешествие к ежику"

Методическая разработка музыкального развлечения для детей средней группы...

Музыкальное развлечение "Путешествие с птицами"

Представление педагогического опыта в форме совместной деятельности с детьми подготовительной группы....

Физкультурно-музыкальное развлечение "Путешествие в природный мир Кузбасса"

Развлечение содержит много приемов: игровые сетуации; психодинамическую медитацию; релаксации; упражнения; подвижная  игра; сетуационная игра; общеразвивающие упражнения....

Музыкальное развлечение "Путешествие по музыкальной стране"

- Вот мы проснулись, умылись, попили молоко. А сейчас, ребята, поедем путешествовать по музыкальной стране.                          ...

Спортивно-музыкальное развлечение "Путешествие в страну знаний!"

Конспект спортивно-музыкального развлечения с детьми 6-7 лет...

Физкультурно-музыкальное развлечение "Путешествие в сказку"

Развлечение, формирующие у дошкольников интерес к физической культуре....

Интегрированное музыкальное развлечение "Путешествие на планету "Мириады музыкальных знаний"

Сценарий развлечения рекомендован для детей подготовительной к школе группы...