Мой край родной
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Авторский сценарий фольклорного праздника для подготовительной группы. Сценарий без музыкальных приложений, с рекомендациями по музыкальному материалу и движениями к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_rodnoy_stsenariy.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника «Мой край родной»
для подготовительной группы детского сада
Автор: Сироткина Татьяна Сергеевна
Музыкальный руководитель
ГБДОУ Детский сад Центрального района СПб
«Радуга»
Цель: Приобщение детей к культуре и быту своего народа, воспитание интереса к музыкальному творчеству, традициям и истории его.
Задачи:
- привитие любви к культурному наследию своих предков, воспитание чувства патриотизма
- ознакомление с национальным колоритом музыкального материала
- развитие образного, творческого начала через доступные детям формы – песню, танец и игру
- формирование вокальных и двигательных навыков
Ход праздника:
Дети входят в зал "в ролях" (парочками, поодиночке, друг за другом, изображая лавочников, покупателей, зазывал и проч. )
Один из детей: Подходи, честной народ!
Прянички сладкие:
С черникой, с брусникой, с медком!
Чай попить вечерком!
Один из детей: Зачем Вам пряники?
Есть бублики сладкие!
Кушать удобно,
Да и дух бесподобный!
Один из детей: Не оставьте без внимания -
Карамельки, петушки!
Доставайте кошельки!
Диалог:
- Федот, а Федот, куда идешь?
- На ярмарку!
- Федот, а Федот, за чем идешь?
- Сапоги покупать!
- Федот, а Федот, а старые где?
- Рыбу удил, в реке утопил!
- Федот, а Федот, вот тебе новые!
Ходить - не стоптать, только петь, да танцевать!
Исполняется танец "Каблучок" (все дети)
Можно использовать любую плясовую.
Первая часть танца: исходное положение – дети стоят колонной по-центру. Далее, на каждый такт музыки, поочередно выпрыгивают в разные стороны – из центра влево или вправо, через поворот, в конце разводят руки, ставят ногу на носок и тянутся одной рукой к носку (выпад), затем на притопывающем шаге двигаются назад и становятся в две колонны по бокам. После каждого «выпрыгивающего» из центральной колонны ребенка, остальные продвигаются чуть вперед (чтобы не стоять на месте). Последний ребенок из колонны делает выпад и присоединяется к остальным.
Вторая часть танца: исходное положение – две колонны по бокам (лицом к зрителям). Дети продвигаются вперед колоннами на топающем шаге. Потом «направляющие» ведут за собой колонны, направляясь друг к другу. Поравнявшись друг с другом, образуют пару, берутся за руки (ладонь к ладони одной руки, образуя «воротики») и проходят вперед (спиной к зрителям). Остальные дети также выстраиваются парами и идут вслед за ними. Получается цепочка из пар. «Направляющие», дойдя до стены, останавливаются и ждут остальные пары. После – пара направляющих движется под сомкнутыми руками остальных пар, один из направляющих свободной рукой подхватывает руку одного ребенка из последующей пары и ведет за собой в воротики. Тоже самое проделывает последующая пара (напоминает игру «В ручеек»). Пройдя все «воротики», направляющий двигается и ведет остальных по кругу.
Третья часть танца: Исходное положение – из круга. Дети двигаются по кругу. Затем, направляющий отпускает руку одного из детей, тем самым, ведя за собой остальных. Направляющий доходит до «первой линии», далее – ведет за собой детей «по линии», боком к зрителям. В этот момент, четвертый ребенок отпускает руку пятого ребенка (получается линия из четырех детей). Пятый и последующий дети останавливаются и ждут своего выхода. Первая четверка поворачивается на линии к зрителям и делает поклон в русском стиле. Затем медленно отходит на вторую линию. На первую линию выходит вторая четверка детей. Делает то же самое. Затем, первая четверка перемещается на третью линию, вторая – на вторую, и выходит третья четверка, и т.д.
Танец заканчивается общим русским поклоном.
После исполнения танца, остаются девочки, выходят с венками в руках. На слова воспитателя - "пускают венки по воде" (можно использовать видеофайл - спускание веночков на воду)
Воспитатель: Ты, река моя, реченька,
Ты течешь-течешь, не колыбнешься...
Матка-река, не гаси свечу,
Матка-река, нагони волну,
Матка-река, принеси с собой
Вести добрый, мысли светлые...
Матка-река.....
Девочки исполняют песню "Со вьюном я хожу" (четыре куплета)
В песне используются движения: ходьба по линиям, выбрасывание рук, повороты.
Один из детей: Эй, девицы, что сидите?
К нам на ярмарку идите!
Тут и товары, и развлечения,
И разные вкусные угощения!
Один из детей: Ой, посмотрите, собрался народ!
Снова корову Игнат продает!
Тяжко товаром таким торговать -
Деньги никто не спешит потерять!
Воспитатель: На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
Один из детей: Хозяин, продашь нам корову свою?
Игнат: Продам! Я с утра с ней на рынке стою!
Один из детей: Не много ли просишь, старик, за нее?
Игнат: Да где наживаться! Вернуть бы свое!
Один из детей: Уж больно твоя коровенка худа!
Игнат: Болеет, проклятая. Прямо беда!
Один из детей: А много ль корова дает молока?
Игнат: Да мы молока не видали пока...
Воспитатель: Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
Паренек: Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Воспитатель: Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком
Покупатель: Корову продашь?
Паренек: Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель: Да так ли! Уж выглядит больно худой!
Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель: А много ль корова дает молока?
Паренек: Не выдоишь за день - устанет рука.
Воспитатель: Старик посмотрел на корову свою
Игнат: Зачем я, Буренка, тебя продаю? -
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!
Все раскланиваются и уходят
Один из детей: Ой, глядите, Барин! Барин-то, Боярин!
Важно шагает, кушаком пол заметает!
На дрозда похож!
Может, с нами в пляс пойдешь?
Все дети исполняют песню-игру "Скок-скок"
Исходное положение – дети выстраиваются двумя колоннами, лицом друг к другу
Скок-скок-скок-скок (одна колонна идет на другую, доходят до середины)
Скок-скок-скок-скок (вторая колонна повторяет движения первой)
Молодой дроздок (первая колонна отходит назад, в линию)
Молодой дроздок (вторая повторяет движения первой колонны)
По водичку пошел (две колонны разом сходятся, образуя пары, тянут друг к другу руки и смыкают их)
Молодичку нашел (покачивают сомкнутыми руками)
Молодиченька-невеличенька (размыкают руки, поворачиваются к зрителям и качают головами)
Мальчики кричат: Звонко! Громко!
Девочки кричат: Выбирай!
После этого идет проигрыш и направляющие разводят свои колонны в разные стороны, и проходят в глубь зала, образую полукруг. Остается только с краю «Дроздок», которого заранее выбрали. Дети продолжают петь
Дроздок, дроздок, выходи на мосток (грозят пальчиком)
Выбирай себе пока иль подружку, иль дружка (разводят руки в разные стороны)
«Дроздок» идет внутри полукруга, выбирает себе пару. Они танцуют в русском стиле под музыку, а дети хлопают.
Игра может проводится несколько раз.
Воспитатель: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком...
1-ая: Кабы я была царица..
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир
2-ая: Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна
3-я: Кабы я была царица,
То с рассвета до заката
Танцевала б до упада.
Позвала бы ложкарей,
Чтобы было веселей!
Мальчики исполняют «Танец Ложкарей»
Музыка и движения – по выбору музыкального руководителя
«Тсссссс»…..Появляются девочки с куклами (игрушками)
1-ая: Котик, котик-коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать,
Мою деточку качать!
2-ая: Баю-баюшки-баю,
Колыбельную пою!
Спи-усни, спи-усни,
Сладкий сон тебя возьми!
3-я: Ай-люли, ай-люли,
Прилетели журавли!
Сказывали сказки, закрывали глазки,
Колыбель качали, тихо запевали…
Девочки исполняют «Колыбельную» (Все дети подпевают)
Музыка и текст – по выбору музыкального руководителя
«Тсс»…Девочки уходят
Идут двое спинами, сталкиваются
- Привет, Фома!
- Привет, Ерема!
- Откуда идешь?
- А..из того дома!
- А, что в том доме?
- В гостях бывал,
Да, людей заморских видал!
- Да, зачем тебя туда звали?
- Очень даже по важному делу:
Учил их вести русскую беседу,
Да, танцам нашим их обучал!
Ох, замаялся! Так устал!
- Да, ты, наверное, заливаешь?
- Не веришь мне? Ну, как знаешь!!!
Сейчас я тебе докажу и спляшу!
Танец заморских гостей!
Все дети исполняют Танец на новый лад «Калинка»
Музыка – по выбору музыкального руководителя
Первая часть танца: дети стоят двумя колоннами, лицом к зрителям. Потом, в такт музыке, двигаются через поворот по направлению друг к другу, хлопают в ладоши друг с другом до логического завершения фразы. Затем, меняются местами на высоких шагах и отпрыгивают друг от друга спиной «в линии». В конце фразы – выкидывают руку в бок и поворачиваются (в линии). На припеве: девочки делают шаг внутрь из линий (получается 4 линии) и все поворачиваются лицом к зрителям. Мальчики выбрасывают ноги вперед, размахивая в такт руками, и в конце фразы – на выбросах отходят назад, преобразую полукруг. Девочки из двух линий перестраиваются на круг, идет по кругу, делая «качалочку».
Вторая часть танца: Девочки продолжают идти по кругу (уже без «качалочки»), мальчики замыкают на шагах второй (внешний) круг вокруг круга девочек. В конце фразы – все останавливаются, мальчики делают шаг назад (образуя большой круг). Движения первого припева повторяются (в двух кругах)
Третья часть танца: мальчики и девочки попеременно сходятся и расходятся к центру круга, в конце фразы выстраиваются парами. На припеве – кружатся парами по кругу.
В конце танца к Ереме подбегает девочка и говорит (считается):
Белки, белки играли в горелки!
Одна убежала, другая упала,
Третья – спряталась в дупле.
А, водить опять тебе! (убегает)
Проходит песенка-игра «На горе-то калина»
Исходное положение - круг
На горе-то калина, (идут по кругу)
Под горою малина.
Ну, что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!
Там девицы гуляли, (мальчики останавливаются, девочки проходят между ними по кругу)
Там красные гуляли.
Ну, что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!
Калинушку ломали, (останавливаются напротив пары, двигают локтями)
Калинушку ломали,
Ну, что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!
Во веночки вязали, (идут парами в кругу)
Во веночки вязали.
Ну, что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!
На дорожку бросали, (сходятся-расходятся в парах)
На дорожку бросали,
Ну, что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!
Один из детей: Скоро сказка сказывается,
Ладно дело ладится.
Мы и петь мастера, танцевать – мастера,
И играть – матера, да, домой уже пора!
Балалайка, заиграй-ка, всех на танец приглашай-ка!
Исполняется финальный танец «Барыня»
Движения – по выбору музыкального руководителя
В конце танца дети мальчики становятся на колено, выбрасывают руки вверх, девочки стоя выбрасывают руки вверх. Все кричат одновременно «Все!»
Под аплодисменты зрителей, дети выходят из музыкального зала
Список используемой литературы:
- С. В. Михалков «Как старик корову продавал»
- А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане»
- Русские народные игры и потешки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....