«В гостях у Гжельской мастерицы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_gzhelskaya_masteritsa_21.03.16.docx | 39.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №2083»
СП «Ерино» ДО «Сказка»
Образовательное событие
в старшей группе
на тему:
«В гостях у Гжельской мастерицы»
Подготовила и провела:
воспитатель старшей группы
ГБОУ Школа №2083 ДО «Сказка»
Перегудова Юлия Николаевна
22 марта 2016 г.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.
Программные задачи:
Художественное – эстетическое развитие.
Продолжая знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении гжельского узора, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Продолжать воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к труду мастеров и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность.
Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.
Познавательное развитие. Развивать воображение и творческую активность детей. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (зрение, слух). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Речевое развитие. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении (керамика,масленка)
Физическое развитие. Повышение умственной и физической работоспособности, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений при выполнении их под музыку. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.
Предварительная работа:
Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур; дидактические игры " Придумай узор"; чтение загадок, потешек, заучивание стихотворений о гжельской керамике; постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.
Оборудование и материал:
- Проектор, мультимедийный экран, музыкальная установка;
- иллюстрации картинок с изображением гжельской керамики на слайдах;
- гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами
- два мольберта;
- силуэтные заготовки посуды из белого картона;
- гуашь (синяя, белая);
- кисти;
- подставки для кисточек.
- баночки с водой
- салфетки;
Ход события
Дети под музыку заходят в музыкальный зал
Воспитатель:
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Солнце поднимается
Солнце согревается
Просыпается земля
Вместе с ней и я!
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?
Сегодня, мы совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку.
Почему она так называется, сейчас поймем.
Расскажу вам сказку (слайд № 1):А вы мне поможете!?
Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №2). Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.
Стал каждый мастер свое умение показывать (слайд №3). Один мастер слепил(что,как вы думаете?) чайник. И свою деревню запечатлел, а на крыше домик стоит, красуется.
При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд № 4).
А этот совсем необычный, невиданный! Со сценкой из сельской жизни (слайд №5).
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал(что?) масленку (слайд №6). На спине кита вылеплен сказочный город с башенками. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.
Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он(?) сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (слайд№7)
Гжельские мастера большие фантазеры. Одни(что?) чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные (слайд №8).
Лепили гжельские мастера(?) животных и птиц (слайд №9). Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!
(слайды № 10 - 14)
Делают в Гжели и(?) часы (слайд №15). Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку кукушка забралась. Так и кажется, сейчас будет куковать.
У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения (слайд №16).
Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №17).
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка? (Ответы детей)
(Играет музыка и в зал заходит мастерица) - А вот и мастерица пришла, словно из сказки!
Мастерица: Проходите, посмотрите какая у меня на столе красивая посуда.
Сине-белая посуда?
Расскажи-ка: ты от куда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
- Догадались, какая это роспись (Ответы детей).
Мастерица: Да, перед вами выставка работ гжельских мастеров. А что вы знаете о гжельском промысле? (Ответы детей)
Воспитатель: Ваня расскажи нам стихотворение о Гжели.
Ваня: Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье - ГЖЕЛЬ!
Воспитатель: Полина нам тоже подготовила стихотворение.
Полина: Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
Воспитатель: В России очень много самых разнообразных глиняных промыслов и у каждой из них свои особенности. Русский народ богат своей фантазией, умелыми мастерами, которые делают своими руками прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству.
- Есть даже такая русская пословица:
«Всему можно научиться – важно не лениться» Мастерица наша тоже не ленилась, сколько красивых изделий изготовила.
Мастерица: У меня очень много работы. Не успеваю сервиз расписать, а я на ярмарку народных промыслов свои изделия хочу отвезти.
Воспитатель: Дети, поможем Мастерице? (Ответы детей)
- Мы с вами тоже попробуем расписать посуду.
Мастерица:
- Выбирайте посуду – шаблоны, которую вы хотели бы расписать.
Проходите в мою мастерскую и садитесь.
- Сегодня вы мастера гжели. Приступайте к работе.
(Дети рисуют на шаблонах по мотивам гжельской росписи)
В это время звучит русская народная музыка или играет фортепиано.
По окончанию работы воспитатель обращается к детям:
Ребята, давайте пока подсохнут наши узоры покажем гостям наш танец «Гжельские напевы»
Готовые работы вывешиваются и рассматриваются. Обсуждается рисунок
который выбрал ребенок
Воспитатель: Давайте полюбуемся. Молодцы на славу потрудились!
Какая красивая посуда получилась, так и хочется восхвалить ее стихами.
Русская жемчужина
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия – море красоты.
Воспитатель: Аня, расскажи стихотворение!
Аня: Что может быть прекрасней Гжели?
Её фарфоровых изделий.
И чайников, и самоваров, кружек,
И блюд, забавнейших игрушек?
Лепных поделок расписных
Горшков, чашек чудных?
Своими мы руками
Готовили их сами!
Мастерица:Спасибо Вам!Для дальнейшего творчества я хочу подарить вам волшебные трафареты!
Воспитатель:Прощаемся с гостями
Ой, вы гости дорогие!
Отдохнули вы по-праву?
Мастерам воздали славу?
Что узнали, не забудем
Долго - долго помнить будем
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе " В гости к гжельским мастерам"
Занятие интегрированное. Детям очень понравилось. Занятие сопровождалось показом слайд - шоу ....
«В гостях у кубанских мастериц»
Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у кубанских мастериц» ставит целью познакомить детей с народными промыслами Кубани (петриковская роспись), традициями кубанского быта, развивать ...
КОНСПЕКТ взаимодействия воспитателя и воспитанников подготовительной группы в области "Художественное творчество. Аппликация". Тема: "В гостях у гжельской Мастерицы".
_________________________________________...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у гжельских мастеров»
Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении....
Презентация к методической разработке « В гостях у гжельских мастеров»
Презентация к методической разработке "В гостях у гжельских мастоеров"...
Развлечение "В гости к Гжельской мастерице"
Фрагмент развлечения в рамках проектной деятельности "Народные промыслы " в старшей группе...
"В ГОСТЯХ У НАРОДНОЙ МАСТЕРИЦЫ"
Цель: Развитие интереса к народному декоративно - прикладному искусству «Золотая хохлома».Задачи:1.Познакомить детей с хохломской росписью.2. Научить выделять элементы узор хохломской...