«В гостях у Гжельской мастерицы»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Перегудова Юлия Николаевна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_gzhelskaya_masteritsa_21.03.16.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №2083»

СП «Ерино» ДО «Сказка»

Образовательное событие

в старшей группе

на тему:

«В гостях у Гжельской мастерицы»

Подготовила и провела:

воспитатель  старшей группы

ГБОУ Школа №2083 ДО «Сказка»

Перегудова Юлия Николаевна

22 марта  2016 г.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Программные задачи:

Художественное – эстетическое развитие.

Продолжая знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении гжельского узора, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Продолжать воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к труду мастеров и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность.

Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

Познавательное развитие. Развивать воображение и творческую активность детей. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (зрение, слух). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Речевое развитие. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении (керамика,масленка)

Физическое развитие. Повышение умственной и физической работоспособности, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений при выполнении их под музыку. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.

Предварительная работа:

Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур; дидактические игры " Придумай узор"; чтение загадок, потешек, заучивание стихотворений о гжельской керамике; постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.

Оборудование и материал:

- Проектор, мультимедийный экран, музыкальная установка;

- иллюстрации картинок с изображением гжельской керамики на слайдах;

- гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами

- два  мольберта;

- силуэтные заготовки посуды из белого картона;

- гуашь (синяя, белая);

- кисти;

- подставки для кисточек.

- баночки с водой

- салфетки;

Ход события

Дети под музыку заходят в музыкальный зал

Воспитатель:

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Солнце поднимается

Солнце согревается

Просыпается земля

Вместе с ней и я!

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

 Сегодня, мы совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку.

Почему она так называется, сейчас поймем.

Расскажу вам сказку (слайд № 1):А вы мне поможете!?

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №2). Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек.

Стал каждый мастер свое умение показывать (слайд №3). Один мастер слепил(что,как вы думаете?) чайник. И свою деревню запечатлел, а на крыше домик стоит, красуется.  

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд № 4).

А этот совсем необычный, невиданный! Со сценкой из сельской жизни (слайд №5).

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал(что?) масленку (слайд №6). На спине кита вылеплен сказочный город с башенками. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он(?) сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница (слайд№7)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни(что?) чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные (слайд №8).

Лепили гжельские мастера(?) животных и птиц (слайд №9). Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, гордый конь и задира кошка. Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза!

(слайды № 10 - 14)

Делают в Гжели и(?) часы (слайд №15). Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку кукушка забралась. Так и кажется, сейчас будет куковать.

У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения (слайд №16).

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №17).

Воспитатель:  Понравилась вам сине-голубая сказка? (Ответы детей)

(Играет музыка и в зал заходит мастерица) - А вот и мастерица пришла, словно из сказки!

Мастерица: Проходите, посмотрите какая у меня на столе красивая посуда.  

Сине-белая посуда?

Расскажи-ка: ты от куда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

- Догадались, какая это роспись (Ответы детей).

Мастерица: Да, перед вами выставка работ гжельских мастеров. А что вы знаете о гжельском промысле? (Ответы детей)

Воспитатель: Ваня расскажи нам стихотворение о Гжели.

Ваня: Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Не виданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье - ГЖЕЛЬ!

Воспитатель: Полина нам тоже подготовила стихотворение.

Полина: Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

Воспитатель: В России очень много самых разнообразных глиняных промыслов и у каждой из них свои особенности. Русский народ богат своей фантазией, умелыми мастерами, которые делают своими руками прекрасные изделия. Но даже самый умелый и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел, но смог научиться своему мастерству.

- Есть даже такая русская пословица:

«Всему можно научиться – важно не лениться» Мастерица наша тоже не ленилась, сколько красивых изделий изготовила.

Мастерица: У меня очень много работы. Не успеваю сервиз расписать, а я на ярмарку народных промыслов свои изделия хочу отвезти.

Воспитатель: Дети, поможем Мастерице? (Ответы детей)

- Мы с вами тоже попробуем расписать посуду.

Мастерица:

 - Выбирайте посуду – шаблоны, которую вы хотели бы расписать.

Проходите в мою мастерскую и садитесь.

- Сегодня вы мастера гжели. Приступайте к работе.

(Дети рисуют на шаблонах по мотивам гжельской росписи)

В это время звучит русская народная музыка или играет фортепиано.

По окончанию работы воспитатель обращается к детям:

Ребята, давайте пока подсохнут наши узоры покажем гостям наш танец «Гжельские напевы»

Готовые работы вывешиваются и рассматриваются. Обсуждается рисунок

который выбрал ребенок

Воспитатель: Давайте полюбуемся. Молодцы на славу потрудились!

Какая красивая посуда получилась, так и хочется восхвалить ее стихами.

                        Русская жемчужина

                        Нас чаруешь ты.

                        Синяя фантазия – море красоты.

 

Воспитатель: Аня, расскажи стихотворение!

Аня: Что может быть прекрасней Гжели?

Её фарфоровых изделий.

И чайников, и самоваров, кружек,

И блюд, забавнейших игрушек?

Лепных поделок расписных

Горшков, чашек чудных?

Своими мы руками

Готовили их сами!

Мастерица:Спасибо Вам!Для дальнейшего творчества  я хочу подарить вам волшебные трафареты!

Воспитатель:Прощаемся с гостями

Ой, вы гости дорогие!        

Отдохнули вы по-праву?

Мастерам воздали славу?

Что узнали, не забудем

Долго - долго помнить будем

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе " В гости к гжельским мастерам"

Занятие интегрированное. Детям очень понравилось. Занятие сопровождалось показом слайд - шоу ....

«В гостях у кубанских мастериц»

Непосредственно образовательная деятельность «В гостях у кубанских мастериц» ставит целью познакомить детей с народными промыслами Кубани (петриковская роспись), традициями кубанского быта, развивать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у гжельских мастеров»

Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении....

Презентация к методической разработке « В гостях у гжельских мастеров»

Презентация к методической разработке "В гостях у гжельских мастоеров"...

Развлечение "В гости к Гжельской мастерице"

Фрагмент развлечения в рамках проектной деятельности "Народные промыслы " в старшей группе...

"В ГОСТЯХ У НАРОДНОЙ МАСТЕРИЦЫ"

Цель: Развитие интереса к народному декоративно - прикладному искусству «Золотая хохлома».Задачи:1.Познакомить детей с хохломской росписью.2. Научить выделять элементы узор хохломской...