Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у гжельских мастеров»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему
Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа – детский сад № 662
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
Конспект
непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«В гостях у гжельских мастеров»
Язева Людмила Владимировна,
воспитатель.
Санкт-Петербург
Кронштадт
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………….2
- . Описание целевой аудитории мероприятия……………………….2
- . Условия проведения мероприятия…………………………………2
- . Целевые установки мероприятия ………………………………… 3
- . Планируемые результаты………………………………………….. 3
- Ход образовательной деятельности …………………………………. 4
- Список литературы …………………………………………………….. 7
1.Пояснительная записка
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет ручной творческий труд мастера. Наши задачи направлены на воспитание художественной культуры детей, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Ребята учатся создавать красоту своими руками. Во время знакомства с народно прикладным искусством не только формируется эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного творчества, но и развиваются трудовые умения и навыки, обогащается их внутренний мир. Знакомя с гжельской росписью, ребята учатся изображать элементы росписи, самостоятельно составлять композиции различной сложности, создавать сувениры, поделки своими руками. Актуальность программы: Актуальность обусловлена следующими факторами: - целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка; - обращение к народным промыслам способствует нравственно- эстетическому воспитанию ребенка; - необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание нод знакомит детей с народными промыслом, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.
- Описание целевой аудитории мероприятия
Участники дети подготовительной к школе группы ГБОУ начальной школы-детского сада №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек.
- Условия проведения мероприятия
За несколько дней до проведения данного мероприятия воспитатель с детьми пишет письмо гжельским мастерам с просьбой о том, чтобы встретиться с ними, больше узнать о гжельской росписи.
Предварительная работа: беседа о гжельском промысле, рассматривание узоров гжели, цветов, бордюров, изучение нанесения основных мазков гжельской росписи, заучивание песни « Ах, какая гжель!» .
Демонстративное оборудование и материалы: мультимедиа проектор, презентация, гжельская посуда и игрушки, аудиозапись песни « Ах, какая гжель!», русские народные мелодии.
Оборудование для изобразительной деятельности детей: изделия для росписи ( посуда из соленого теста, раскраски, тарелочки из картона ), гуашь синего цвета, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, влажные салфетки, ватные палочки, подставки для кисточек.
- Целевые установки мероприятия
Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.
Задачи:
Образовательные:
-Способствовать расширению представлений о характерных особенностях гжельской росписи.
-Продолжать знакомить детей с историей появления гжельской росписи, с процессом изготовления гжельской росписи и посуды, гжельским промыслом.
Развивающие:
-Продолжать развивать художественно-эстетическое восприятие; умение создавать узоры по мотивам гжельской росписи.
-Продолжать развивать декоративное творчество детей.
-Развивать чувство цвета и композиции.
-Продолжать развивать коммуникативные умения, эмоциональный контакт между детьми.
Воспитательные
-Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание и уважение к творчеству других детей, чувство взаимопомощи и взаимопонимания друг друга.
-Формировать интерес к изучению народной культуры, чувства единства с русским народом, его традициями.
- Планируемые результаты
В результате работы дети:
- Получают представление об особенностях гжельской росписи.
- Узнают об истории появления гжельской росписи, с процессом изготовления гжельской посуды, гжельским промыслом.
- Умеют создавать композицию на предметах (силуэтах) разной формы, самостоятельно расписывать изделие.
- Учатся работать как самостоятельно, так и в коллективе.
-Начинают овладевать приемами изучаемой росписи , умением использовать характерные элементы узора(капельки ,точки , штрихи , линии, цветы).
- Приобщаются к исконно русскому творчеству , и даже испытывают себя в роли гжельских мастеров.
- Получают возможность развивать эстетический вкус, фантазию, воображение.
- Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная игра .Давайте поздороваемся друг с другом ладошками. (дети по кругу приветствуют друг друга со словами приветствий, прикасаясь ладошками к ладошкам рядом стоящего). В это время входит почтальон с сумкой и достает красивый конверт украшенный узорами гжельской росписи и показывает его детям.
Воспитатель с детьми удивленно смотрят на конверт.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый конверт! Как вы думаете, откуда пришло письмо?
Дети: От гжельских мастеров.
Воспитатель: Верно, пришел ответ на ваш ответ на ваше письмо к гжельским мастерам. Вспомните, о чем мы писали в нашем письме?
Дети: В письме мы просили рассказать нам о появлении гжельской росписи, показать какие бывают изделия , о процессе их изготовления.
Воспитатель: Давайте прочитаем ответ. (зачитывает ответ)
« Дорогие ребята, мы, гжельские мастера-умельцы, приглашаем вас к себе в гости. Мы расскажем вам о нашем промысле, о том, как появилась гжельская роспись, приглашаем вас посмотреть на изделия невиданной красы».
Хотите отправиться в гости?
Дети: да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Сегодня мы совершим увлекательное и познавательное путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, в г. Гжель и увидим с вами гжельский фарфоровый завод. А в этом мне поможет мой волшебный клубочек.
Кидаем клубочек, дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и говорят: « Раз, два, три, клубочек волшебный в Гжель нас приведи».
Слайд « Речка»
Воспитатель: Посмотрите на экран. Скажите куда мы попали?
Дети: на речку.
Воспитатель: Как мы уже знаем, узоры на всех изделиях выполнены синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Как вы думаете? ( ответы детей). Мастера рассказывают, что этот цвет подарила река Гжелка и синие полевые цветы .А еще есть сказка-легенда. « Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую и решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы-травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Слайд « Город»
Воспитатель: Здесь живут удивительные люди - народные мастера. Из белой глины они создают настоящие чудеса. А как они создают ? Кто знает ? ( ответы детей) Процесс росписи всегда происходит только в ручную, поэтому каждое изделие уникально.
Слайд « Мастера»
Воспитатель: Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, « поют» птицы. Кто знает, какие изделия изготавливают в г. Гжель?
Дети: чайники, вазы, сувениры, игрушки.
Слайд « Гжельские изделия»
Воспитатель: Посмотрите, какие они красивые. Расскажите , что вы видите? ( ответы детей) . Какие еще изделия вы встречали? ( ответы детей) , Какие узоры видите на изделиях? ( ответы детей ). А вы хотели бы научиться также расписывать любые изделия ? ( ответы детей ). Хотите поиграть с гжельскими цветами? (после того как дети сказали : «да.» воспитатель проводит физминутку).
Физминутка.
Наши синие цветы распускают лепестки. ( дети соединяют ладошки , пальцы отводят назад)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.( дети шевелят пальчиками )
Наши синие цветы закрывают лепестки. (ладошки и пальчики опять соединяют )
Воспитатель: А сейчас мастера покажут узоры гжельской росписи .
Слайд « Узоры»
Воспитатель: Давайте рассмотрим основные узоры гжельской росписи , которыми мы будем украшать изделия. Какие элементы росписи нарисовали нам мастера?
Дети: капельки, точки, травинки, цветы…
Воспитатель: штрихи, линии, бордюры, капельки, былинки. Давайте прорисуем узоры в воздухе (дети берут в руки воображаемую кисть и изображают узоры, которые видят на слайде), проговаривают названия узоров вместе с воспитателем.
Молодцы! Пришло время применить полученные знания на деле. Приглашаю вас в гжельскую мастерскую, где вы в роли мастеров будете расписывать изделия. Вы можете выбрать изделия для росписи . У нас есть раскраски, тарелочки из картона, кухонная посуда из соленого теста. После того как дети выбрали изделия воспитатель предлагает вспомнить правила работы с кисточкой.
Ответы детей: аккуратно, пользоваться подставкой для кисточки , салфетками , отжимать кисточку, не ставить локоть на рисунок и т. д.
Дети приступают к работе под музыку.
Воспитатель наблюдает за процессом, осуществляет индивидуальный подход, личностно- ориентированный подход, подбадривает, подсказывает. Когда дети закончили расписывать изделия воспитатель предлагает детям рассмотреть все работы, дать возможность увидеть красоту гжельской росписи.
Итог образовательной деятельности ( рефлексия)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какую сине- голубую сказку вы создали. Какое настроение было у вас, когда вы расписывали изделия? (ответы детей).
Продолжите предложение: «Если бы я был гжельским мастером , я бы…..( ответы детей ).
Воспитатель: Прекрасно! А где мы можем сейчас применить наши изделия?
Ответы детей: отправить на выставку, подарить, отнести посуду в группу для игр.
Воспитатель: Пришло время возвращаться в детский сад. Давайте возьмем клубочек, закроем глаза и скажем слова: « Раз, два, три, клубочек в детский сад нас верни».
Список литературы
- Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Учебное пособие по кистевому рисунку Гжели. М.: Народное образование. 1996. -112 с.
- Вохринцева С. Гжель. Учимся рисовать / Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2003.
- Вохринцева С. Учимся рисовать. Гжель 2/ Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2005.
- Вохринцева С. Учимся рисовать. Гжель 3/ Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2005.
- Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов/сост. Г.Г. Виноградов. М: 1990 – 175 с.
- «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжель» / Рабочие тетради по основам народного искусства: Изд-во «Мозаика-синтез»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".
Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Методическая разработка. Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "В гостях у горного гнома"
Методическая разработка. Цель: Познакомить детей с горными породами и минералами....
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы в рамках психологического сопровождения перехода на новый образовательный уровень на тему: путешествие в сказку «Два жадных медвежонка» для детей подготовительной к ш
Цель: продолжать формировать у детей математические представления, внимание, мышление, речь....
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»
Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»
Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по социально-коммуникативному развитию Тема: «Зайка в школу собирался»
конспект занятия с использованием элементов сказкотерапии...