Интегрированное занятие «Русская ярмарка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_yarmarka.docx | 33.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Русская ярмарка»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении;
вызвать у детей интерес к истории русского народа;
систематизировать знания о народных промыслах, умение работать различными изобразительными материалами;
обогащение и расширение словаря: кокошник, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники;
развивать чувство ритма, правильного интонирования мелодий в русских народных танцах;
развивать логическое мышление, воображение, внимание, вычислительные навыки, применять взаимосвязи цены, количества, стоимости;
воспитывать живой интерес к устному народному творчеству, эмоциональному восприятию его.
Действие начинается с выставки поделок изготовленных детьми и родителями.
Скоморохи встречают гостей и приглашают гостей посетить нашу выставку.
1скоморох: Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Всех вас выставка зовет!
2скоморох: Эй, не стойте у дверей,
Подходите к нам скорей!
На выставку, на выставку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Продолжается действие в групповой.
Ведущие: Дуняша и Матрена , в русских костюмах в избе (столы, сундук, кувшины и т.д.), дети.
Дуняша: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие, желанные. Хочу быль сказывать. С давних пор на Руси был обычай устраивать веселые ярмарки, на которые съезжался народ из разных деревень и городов. Чем там только не торговали: расписной посудой и сладостями, тканями яркими и плодами! Здесь можно было купить и коня доброго, и балалайку звонкую. Ребята, а что вы знаете о ярмарках?
Ответы детей.
Матрена: Верно. Ярмарка - это настоящий праздник. Здесь люди веселятся, поют да пляшут, шутят да на каруселях катаются. Вот и мы с вами отправимся на веселую ярмарку.
Дуняша: Матрена, готова ли ты ехать на ярмарку?
Матрена: Матрешка вот готова, а ложки да тарелки расписать не успела! Не поможете мне в этом деле? (на столе лежат ложки и тарелки).
Дуняша: И я тесто поставила, пирог испекла, а вот баранки и печенье не готовы еще. Соленое тесто для игрушек – безделушек, а сдобное для выпечки.
Работа детей на месте (расписываем ложки, тарелки, лепят пряники да печенье).
Дуняша: Ай да молодцы! Ставим противень в печь.
Матрена: Все красиво расписали посуду.
Игра-физ. минутка: «Индюк». Ещё игра - забава, поиграем мы на славу.
Ребенок в шапочке индюка.
Вот индюк, хозяин важный, - ходят важно, поднимая высоко колени,
взмах руками как крыльями.
Грудь его, как крепкий щит - грудь выставляют вперед, показывают рукой.
Глаз его всегда горит. - высоко поднимают голову.
Если громко он болбочет - наклон туловища вперед, головой вверх- вниз.
Запугать кого-то хочет
-Я хозяин хоть куда, - пружинка вправо- влево.
-Все ко мне, сюда, сюда! - зазывает рукой.
Входит Петрушка:
Петрушка: Давайте знакомиться
Меня зовут Петрушка-
Веселая игрушка!
Собирайся народ, наша ярмарка идет!
Для потехи, для забавы
Веселитесь все на славу!
Всех приглашаю на ярмарку:
На людей посмотрим - себя покажем.
Матрена: Мы готовы!
Дети и гости проходят в зал. Дети выполняют под музыку ритмичные движения.
Петрушка: Ярмарка открывается-
Представленье начинается!
Реклама (на интерактивной доске идет ролик ярмарки, дети читают в это время стихи)
1реб.: Эй , народ честной, удачливый
На нашу ярмарку заворачивай!
2реб.: Иди в ряды торговые, товары выбирай,
Приди домой с обновою, носи и вспоминай!
3реб.: Приходи, народ честной,
Старый, средний, молодой!
Покупай и продавай!
Денег нет - тогда меняй!
4реб. : Наша ярмарка большая
И чего здесь только нет!
Всех на ярмарку зовем,
Мы игрушки продаем!
Дуняша: Вы, ребята, выходите!
Вы, девчата, выходите!
Попляшите для гостей,
Чтобы было веселей!
Сценка «Ваня милый, где ты был?»
1дев.: Рома милый, где ты был?
1мал.: Был я у портного
Заказал себе жилет
Сшить по моде новой!(показывает жилет)
2дев.: Ваня милый, где ты был?
2мал.: Я к сапожнику ходил.
У него из чёрной кожи
Я ботиночки купил! (показывает ботиночки)
3дев.: Коля милый, где ты был?
3мал.: А я к шляпнику ходил!
Шляпу я с цветком купил! (показывает шляпу!
1дев.: Мы девчонки - невелички,
Под платочками косички!
2дев.: В сарафаны нарядились
И в веселый пляс пустились!
3дев.: Приглашаем на кадриль
Потанцуйте с нами!
Танец «Русский» (вся группа)
Петрушка: Тары- бары - растабары,
Вот хорошие товары!
Не товар, а сущий клад!
Все товары нарасхват!
Дети становятся за прилавки.
1реб.: Продаются самовары,
Продаются вилы, сани!
2реб.: Пудра и румяна
Для Веры и Оксаны!
3реб.: Ленты, кружева, платки-
Что угодно для души!
4реб.: А я ложки вырезаю.
Ложки всем нужны, я знаю,
Слава нашим ложкарям!
Заиграйте в ложки нам!
Игра на музыкальных инструментах- ложках.
1реб.: Снежно - белая посуда
Важно с Севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Яркими, красивыми!
Ах, это гжельская посуда!
2реб.: Вот для матушки платок
Посерёдочке цветок.
Ему каждый будет рад!
Хохлома, хохлома,
Золотая кутерьма!
Все девочки: Поторгуемся, ребята?
Может что приобретем?
Все мальчики: Поторгуемся, девчата!
Заодно для всех споем!
Матрена: Какая ярмарка обходится без задорных частушек!
Частушки.
1. Эй, девчонки - хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
3. Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть!
4. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Все: Мы пропели вам частушки
И скажите от души.
Хороши частушки наши-
И мы тоже хороши!
Матрена: Все ярмарки славятся каруселями. У нас тоже есть карусель, покатаемся на ней.
Дуняша: Закружили, завертели колесо у карусели. Становитесь дружно в круг.(берутся по 2 за ленту, поют)
Игра «Карусель»
Дети: Еле- еле, еле- еле,
Закружились карусели.
Весело, весело!
Всем нам ехать весело.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!
Входит медведь и поводырь.
Поводырь: Расступись народ честной!
Идет медведюшка со мной.
А ну-ка, мишка,
Поклонись народу,
Покажи свою науку!(медведь кланяется)
Поводырь: Покажи, Миша, как девица румянится?
А как дед Евсей плясать идет?
А шапку сбей!
А вы, дети, сможете?
Игра «Сбей шапку».
Дуняша: игра «Плетень»
Матрена: Весь товар у нас на славу:
Ложки, дудки, бубенцы.
Расторгуем все товары!
Подходи! Налетай!
Товар разбирай!
Пришло время продавать и покупать!
Дуняша: Но прежде чем идти и покупать, надо наши лавки открыть. А для этого нужно вспомнить скороговорки. Говорить нужно правильно, тогда лавка и откроется.
Скороговорки.
1коробейник: Всё сегодня нарасхват:
Яблоки садовые, пряники медовые.
Всё для вас, набирай про запас!
За один пучок - плати пятачок!
2коробейник: Ложки деревянные,
Матрешки расписные,
Покупайте, выбирайте,
Расторгуем все товары-
Налево и направо!
Идёт торговля. Покупают и гости, и дети.
1. Все мы лавки посмотрели
И купили, что хотели!
2. И узнали мы о том,
Как устроен русский дом.
3. Славься мастерами Русь,
Навсегда, на все века!
4. Мы гордимся стариной,
Стала нам она родной!
Дуняша: Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Матрена: Каравай мы вам подносим,
Кланяясь, отведать просим!
(Все дети кланяются)
Ведущая: а сейчас мы всех приглашаем отведать нашего чая.
Проект «Русская ярмарка»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи: познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении;
вызвать у детей интерес к истории русского народа;
систематизировать знания о народных промыслах, умение работать различными изобразительными материалами;
обогащение и расширение словаря: кокошник, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники;
развивать чувство ритма, правильного интонирования мелодий в русских народных танцах;
развивать логическое мышление, воображение, внимание, вычислительные навыки, применять взаимосвязи цены, количества, стоимости;
воспитывать живой интерес к устному народному творчеству, эмоциональному восприятию его.
Проблема:
Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине, народным традициям, уважение и восхищение народными умельцами.
Предварительная работа:
*рассматривание иллюстраций и готовых изделий разных мастеров;
*чтение потешек, стихов, сказок о различных видах народного творчества;
*просмотр слайдов с различными видами росписей в современном мире;
*беседы о различных видах росписей, их историей зарождения;
*дидактические игры «Собери матрешку», «Назови роспись», «Угости кошечку»;
*слушание народной музыки, разучивание народных песен, частушек, хороводов;
*разучивание пословиц, поговорок о мастерах;
*разучивание народных подвижных игр: «Карусель», «Плетень», «Сбей шапку», «Каравай»
Предполагаемый результат
*создание альбомов по декоративно-прикладному искусству;
*оформление выставки детского творчества;
*оформление выставки работ детей и родителей;
*открытое интегрированное занятие «Русская ярмарка»
Планирование работы:
Работу строили по блокам: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, связь с социумом.
Работу с детьми мы планировали по образовательным областям деятельности:
область развивающей среды;
область искусства,
научно-исследовательская область, область музыкального развития,
область математики,
область развития речи,
область игры.
Область развивающей среды:
В уголке ИЗО собран материал по народному творчеству. Дети рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам. Ребята могут посмотреть альбомы с различными видами росписей, сравнить их, поработать с раскрасками по образцу и самостоятельно создать свой рисунок.
Детей привлекает уголок ряженья, здесь они могут перевоплотиться в разных
сказочных героев. Мы стараемся, чтобы дети почувствовали радость творчества, приобщить их к истокам народного творчества
Научно-исследовательская область:
Дети наглядно обследовали готовые изделия народно-прикладного искусства (матрешки, ложки, чайники, тарелки и др.) Они узнали, из какого материала изготовлены, чем они похожи и чем отличаются. Рассматривая иллюстрации, книги, определяем сходство и различия росписей, узнаем место их создания.
Область искусства:
На занятиях по изо проводим работу от простого к сложному. Сначала знакомимся и рисуем элементы, затем учимся расписывать как плоские предметы, так и объемные (ложки, тарелки). Дети лепили из глины, соленого теста дымковские игрушки, баранки, калачи, затем их самостоятельно расписывали. В группе
мы создали выставку детских творческих работ. Здесь мы старались, чтобы дети, усвоив навыки, смогли самостоятельно составить узор, расписать игрушку.
Область игры:
Игра - это и радость, и познание, и творчество. Дети очень любят играть, выполнять утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, на занятиях проводить самостоятельно физминутки с элементами народных игр, участвовать в народных играх «Карусель», «Сбей шапку», «Каравай», «Плетень».
Область речевого развития:
Воспитатели с детьми проводили беседы по народным промыслам, заучивали пословицы, поговорки, потешки, заклички, считалки, стихи, читали сказки о том, как зародился тот или иной промысел. Дети любят показывать спектакли в кукольном театре.
Активизировали и обогатили речь детей новыми словами : сарафан, картуз, скоморохи, ярмарка, коробейники, чугун, люлька.
Область математики:
Дети считали народные игрушки, сравнивали их по цвету, размеру, форме. Изучив состав числа, продавали изделия народных умельцев, изучали монеты разного денежного достоинства.
Область музыкального развития:
Дети с удовольствием посещают музыкальные занятия. Они слушают народную музыку, разучивают народные песни, частушки, водят хороводы, учат народные танцы, с удовольствием играют на народных музыкальных инструментах. Ребята активно принимали участие в праздниках «Посиделки», «Белая береза», на которых они знакомили всех присутствующих с народными обычаями, традициями, играли в игры. На праздник они пришли в народных костюмах : сарафанах, кокошниках, косоворотках, картузах.
Работа с родителями:
Благодаря совместной работе с родителями организовали развивающую среду, создали выставки поделок, рисунков. Родители для детей приготовили костюмы в народном стиле. Родители стали откликаться на просьбы детей, проявлять повышенный интерес к занятиям по народному творчеству, участвовать в сборе материала.
Связь с социумом:
Воспитатели с детьми посещали библиотеку, музей, принимали участие в выставках народного творчества. Работы детей и их родителей выставлялись на выставке, посвященной дню станицы.
Итог работы:
Дети стали проявлять живой интерес к предметам народного быта. Уровень их творческих способностей значительно вырос. Они самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах.
Таким образом, знакомство с историей народного быта и традициями, помогает развивать не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.
Мы рады тому, что народная культура пришла к детям тогда, когда их глаза и уши, ум и сердце готовы воспринимать, думать, творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие"Разноцветная ярмарка"
Приобщить детей к прошлому и нстоящему нашей культуры...
Интегрированное развлечение "Русская ярмарка"
Досуг на основе русского народного творчества...
Конспект занятия «Русская ярмарка».
Конспект занятияТема: «Русская ярмарка»....
Конспект интегрированного занятия "Ах, ярмарка!"
Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет)...
Интегрированное занятие "Тульская ярмарка"
Интегрированное занятие "Тульская ярмарка"...
Конспект интегрированного занятия "Весёлая ярмарка"
Интегрированное занятие с воспитанниками старшей группы....
Конспект интегрированного занятия "Русская ярмарка"
Представлен материал по расширению представлений детей о русских народных промыслах....