Конспект проведения фольклорного календарного праздника «Федул – ветреник»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Чугунова Ольга Леонидовна

ЗАДАЧИ:

1.Формировать у детей знания о русской народной культуре.

2. Развивать художественно-эстетические способности детей, средствами музыкального фольклора.

3.Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса –дети-воспитатели-родители для успешного социально-личностного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_prishel_fedul_teplom_podul.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ г. Москвы «Школа №2083»

Конспект проведения фольклорного

календарного праздника

«Федул – ветреник»

для детей средней группы

Подготовила и провела:

Воспитатель: Чугунова Ольга Леонидовна

Апрель 2014 г.

ЗАДАЧИ:

1.Формировать у детей знания о русской народной культуре.

2. Развивать художественно-эстетические способности детей, средствами музыкального фольклора.

3.Обеспечить взаимодействие всех субъектов образовательного процесса –дети-воспитатели-родители для успешного социально-личностного развития детей.

Дети входят в зал и становятся полукругом.

Вед: На деревьях скоро лопнут почки

          И появятся листочки,

          Во дворе растает снег

          И начнут ручьи свой бег.

          Кто скажет, кто знает

          Когда это бывает?

          Сегодня здесь, Весну встречаем

          И с поклоном приглашаем

          Всех, кто любит веселиться

          И смеяться и резвиться.

Вед: Вот и наступила весна! Давайте назовем ее приметы.

(дети называют приметы весны)

Песня «Ой бежит ручьем вода»

Вед: Весну встречают несколько раз 1- раз в конце зимы, начале марта - праздник Масленица-прощание с зимой, встреча с Весной. Издавна на Руси люди ходили друг к другу в гости, устраивали игры, гулянья, катание на санях и лошадях, устраивали прыжки через костер, пекли блины. Делали чучело Масленицы, сжигали его – символ торжества над  стужей и холодом.2-й раз весну встречали в конце марта, на праздник «Сороки». В это время поют заклички, ждут прилета первых весенних птиц- грачей, скворцов. Взрослые пекут птиц, а дети весь день с ними бегают, зазывая Весну.

Позовем гонцов Весны, где вы, милые певцы?

( дети произносят заклички)

Жаворонки, прилетите!

Красно лето принесите,

-А зиму-то унесите

Нам зима-то надоела,

Как хуже горькой редьки

Надоела, уморила,

Ножки, ручки отморозила!

Сидит бабушка под печкой

Шьет мешочки, кладет уголечки,

Печет кренделечки.

(Во время проговаривания закличек дети выполняют движения: поднимают руки, взмахивают кистями рук, скрестив руки на груди, вытягивают их вперед, покачивая головой вправо-влево, похлопывают по коленям, складывают «угольки» в ладошки, пекут пироги).

Вед:  А  3-ий раз встречали Весну в апреле, когда цветет верба, и все радуются теплу.

Дети: Пришел Федул-теплом подул.

Ветреник Федул теплячком подул.

До Федула дует Северок, а с Федула теплынью тянет!

А как называется праздник, который отмечали 18 апреля?

Дети: Федул-ветреник.

Вед: Правильно. На Федула растворяли окна, чтобы впустить тепло. А с первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам. По поверью кто в этот день первым услышит сверчка, тот приманит к себе тепло.

Вед: Весною вся природа оживает

И русская березка нам кивает

Вокруг березки мы пойдем,

Хоровод наш заведем.

(девочки водят хоровод  «Березка»),садятся на места.

Вед: А как весело –то живется на родной сторонушке с песнями да переплясами.

Как гармонь-то заиграет,

Всех танцоров увлекает.

Всякий молодец на свой образец!

(Исполняется танец мальчиков с балалайками, р.н.песня «Светит месяц»)

Выбегают скоморохи:

1.Как при сказочном царе, при Горохе

Шли веселою гурьбой скоморохи.

Нес Иван большой барабан.

А  Игнат-крепкий канат.

Что за славный денек!

Собирайся народ

Кто частушки поет?

(девочки исполняют частушки)

Скоморохи: А загадки вы отгадывать умеете?

1.Пушистая вата

Плывет куда-то;

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

2.В лесу, у пня

 Суета, беготня

Народ рабочий

Весь день хлопочет;

Из лесного сора

Строит себе город.

3.Белые горошки

 На зеленой ножке.

Скоморохи: Ох, и ловкие ребятки,

Отгадали все загадки.

   Входит Федул.

Федул: Здрасьте!

Вед: А кто ты такой, как тебя зовут, величают?

-Федул я.

Вед: А что ты такой недовольный?

Федул: Будешь тут недовольный, все меня дразнят: «Федул-губы надул»

Вед: Не обижайся, Федул, лучше поиграй с нами.

(проводится  игра  «Федул»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре-Федул.

Дети:

«Эй, Федул, что губы надул?

Ты не злись, не злись, а ребятам улыбнись (грозят ему пальцем)

Ты немножко попляши, что нам делать, прикажи! Дети хлопают, Федул под музыку пляшет , а потом дает задания: присесть, почесать за ухом, попрыгать и т . д.)

Федул: А еще меня  называют Федул-ветреник.

Когда я сильно дую над морем, то направляю рыбаков к рыбному месту в  море и у них бывает большой улов.

Проводится игра: «Рыбаки и рыбки»  ( 5 детей встают в круг , поднимают руки вверх, образуя сеть .Остальные-рыбки .Они пробегают под руками ребят, соединив ладошки и покачивая ими вправо, влево.

«Рыбки, рыбки, приплывайте,

В наши сети попадайте.

Плавайте туда-сюда,

Не уйти вам никуда.» (Дети опускают руки  меняются-кто был рыбаком- стал рыбкой, сеть увеличивается)

Федул: Молодцы, повеселили меня. Мне пора. Пойду подую возле лесов и полей.

Скоморохи:

Наш оркестр играет песни-

Песни Родины моей,

Ах, на свете нет чудесней,

Песни русской, веселей!

(Дети играют в оркестре р.н. песню «Ах, вы, сени».)

Входит  Весна и Солнышко.

-Я Весна, Весна красная

Пришла к вам с радостью, с милостью;

Со льном высоким, с корнем глубоким,

 С хлебом обильным.

Весна: Давайте же изгоним  последний стужи след из наших душ и обратимся к солнцу!

Все: Солнышко- солнышко

Красное ведрышко,

Высоко взойди,

Далеко посвяти.

На темные лесочки, на сырые борочки.

На речку, на поля,

На синие моря,

На зеленый огород,

На весь народ!

Солнце:

Я Солнышко лучистое

Тепло и свет несу

Улыбки возвращаю вам

И каравай дарю!

Все Спасибо ,Солнышко!

Вед: Мы Весну встретили

Танцевали и играли,

Нам с Весной было весело,

И она осталась с нами.

(Весна раздает детям угощение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкально-спортивного праздника « Мама, папа, спортивная семья», ко Дню «Любви, семьи и верности»

Летний спортивный  праздник, провдимый  совмесно с  интруктуром и музыкыкальным руководителем....

Практико-ориентированная работа Роль музыкального руководителя в организации и проведении фольклорно-экологических праздников для детей 5-7 лет в ДОУ

Методические реомендации для музыкального руководителя в процессе организации и проведении фольколорно-экологических праздников для детей 5-7 лет....

«Методические рекомендации к проведению народных календарных праздников».

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию....

Конспект проведения фольклорного календарного праздника «Сороки»

Цели:  Понимать традиции окружающего мира.            Обогатить опыт детей знаниями о  фольклорных традициях     ру...

Сценарий весеннего развлечения «Федул-Ветреник»

Музыкальное развлечение для детей старшего возраста с элементами фольклора...

Традиционный чувашский фольклорный календарный праздник «Улах»

Фольклорный праздник как средство приобщения к культуре чувашского народа...

план-конспект проведения музыкально-спортивного праздника "Детство - это я и ты"

Итоговое мероприятие проводилось в рамках краткосрочного недельного проекта "Счастливое детство", посвященного 1 июня - Международному дню защиты детей...