Конспект проведения фольклорного календарного праздника «Сороки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чугунова Ольга Леонидовна

Цели:  Понимать традиции окружающего мира.

            Обогатить опыт детей знаниями о  фольклорных традициях     русского народа, знакомить с традициями и историей проведения праздника  « Сороки», расширять представление о жизни в старину.

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение  к  окружающей природе,  любовь к птицам.

Создавать у детей праздничное настроение при знакомстве с русским фольклором,  воспитывать уважительное отношение  к русскому народному творчеству, традициям и обычаям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_soroki.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБОУ г. Москвы «Школа №2083»

Конспект проведения фольклорного календарного праздника «Сороки»

для детей старшей группы

Подготовила и провела: воспитатель: Чугунова Ольга Леонидовна          март 2015 г.

Цели:  Понимать традиции окружающего мира.

            Обогатить опыт детей знаниями о  фольклорных традициях     русского народа, знакомить с традициями и историей проведения праздника  « Сороки», расширять представление о жизни в старину.

Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение  к  окружающей природе,  любовь к птицам.

Создавать у детей праздничное настроение при знакомстве с русским фольклором,  воспитывать уважительное отношение  к русскому народному творчеству, традициям и обычаям русского народа.

Дети проходят парами в зал с бумажными птицами, свистульками, лентами, расходятся через центр по одному, встают полукругом.

Вед:

В каждом селе в старину устраивали посиделки, посвященные народным праздникам. Были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. И мы сегодня  празднуем  День встречи  весны праздник «Сороки». Считалось, что 22 марта из дальних стран прилетают 40 разных птиц и  в числе первых-– жаворонок, поэтому праздник называется  «Жаворонки», или «Сороки». В этот день –день становится равен ночи, поэтому праздник еще называют днем весеннего равноденствия. Накануне праздника ловили птиц, а в праздник выпускали их в поле. Выбегали с ними на высокое место, закликали весну.

Раньше в старину говорили: «На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается»

«Прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволи»

(дети садятся на стульчики)

Звучит аудиозапись пения птиц.

Появляется  Авдотья-Плющиха.

Авдотья: Здравствуйте детушки,

                  Мои малолетушки

                  Я-Авдотья-весновка,

                  К вам в гости пришла.

                 И с собою весну

                 В  гости к вам позвала.

                 Разморозила землю своим я теплом,

                 Сплющила снег, побежал он ручьем.

                 В народе про меня давно все знают,

                 Мой праздник в марте отмечают.

                 И верят приметам:

                 Что если на Авдотью солнышко светит,

                 Значит погожее будет лето.

                 А если на Авдотью –снег,-

                 То будет урожай!

                 А если Авдотья красна-

                 То весну встречай!

Первыми из теплых стран возвращались кулики да жаворонки, которые несут на крыльях весну.

В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Так и говорили: «Как птицы прилетят, так и тепло пойдет». Давайте и мы сейчас повесим  на дерево своих птичек да загадаем самые заветные желания.

(дети вешают птиц на дерево). А еще в этот день проводили веселые игры, хороводы.

А теперь давайте поиграем в игру: «Карусель»

Авдотья: «Давайте же весну встречать, Жаворонков закликать»

Дети произносят заклички:

  1. Жавороночек прилети,

        Студену зиму унеси,

         Жавороночек принеси

         Весну - красну на своем хвосту.

         Жавороночек, прилети к огням

         Принеси ты нам тепла, летечка.

         Жавороночки летите в поле,

         Несите здоровье:

         Первое - коровье, второе - овечье, третье- человечье!

     2.   Жаворонушки, мои матушки,

         Прилетите ко мне,

         Принесите вы мне

         Весну красную, лето теплое.

         С сохой, с бороной

         И с кобылой вороной.

         С жеребеночком - вороненочком!

    3.      Жавороночек на проталинке

         Распевает, распевает.

         Он зовет себе, он зовет себе

         Весну красную, Весну красную.

         Не лежать снежкам во чистом поле

         Растопиться, растопиться,

         Во сине море, во сине море

         Укатиться, укатиться.

4.    Жаворонки - жавороночки,

         Прилетите к нам.

         Принесите нам лето теплое,

         Унесите от нас зиму холодную,

         Нам холодная зима  надоскучила,

         Руки-ноги отморозила.

Авдотья: В марте зима уходила неохотно. Заморозки  были  частым явлением, поэтому мороз было принято закликать, заговаривать. Для этого пекли колобки, выбрасывали их на улицу за окошко, приговаривая:

         «Мороз – красный нос,

           Вот тебе хлеб и овес.

            А теперь убирайся

            Подобру-поздорову.

(дети выбрасывают колобки за окошко, приговаривая закличку.)

Авдотья:  Раньше старики-крестьяне верили, на чье поле жаворонки опустятся первыми, того ждет богатый урожай.

А тому, кто первым услышит пение  жаворонков  от всей деревни  дарили булку-птицу.

(Проводится народная игра: «Ай, птица, что за птица!»)

Авдотья: Праздник  «Сороки» славяне праздновали всегда и встречать его требовалось в особой чистоте. Поэтому  в  дом  приносили талую воду, этой водой обливали стены, давали ее ослабленным за зиму животным, чтоб они выздоравливали. Считалось, что если в этот день снег тает так, что вол может досыта напиться, то и весна будет хорошая, дружная. А еще в этот день пекли жаворонков - печеных птичек, их съедали, головки отдавали маме, приговаривая:

«Как жаворонок высоко летал, Так чтоб и лен твой высокий был!»

Эти обряды проводились для того, чтоб живительные силы природы коснулись всех: и людей и животных.

Звучит звукозапись голосов птиц.

Авдотья: Дети, а каких весенних  птиц вы еще знаете?

-Грачей!

-А какие пословицы о грачах вы знаете?

Дети: Герасим-грачевник грачей пригнал,

            Увидел грача- весну встречай!,

            Грач во дворе- весна на дворе!,

            Коли грачи прямо на гнездо летят,-

            Дружная весна будет1,

            Если грачи сели в гнезда, через 3 недели можно выходить на          

            посев.

Авдотья: А давайте грачей зазывать!

             Грачи-перелетушки, прилетите к нам  ГУ !

             Весну ясную принесите к нам      ГУ !    

Появляются дети-грачи, исполняют песню «Грачи-киричи»

              Грачи-киричи, вы чьи, вы чьи,

               Мы весны, вы весны!

               Мы красны, мы красны.

Авдотья: Грачи, вы не знаете, где весну- красну  искать?  

Грачи:    Надо солнышко позвать,

                Ведь оно должно все знать.

                Красно солнышко пригреет,

                Станет всем еще теплее.

Дети:      Солнышко, солнышко,

                Красное ведрышко,

                Выгляни из-за горы,

                Да до вешней поры.  

Авдотья:  Красны девицы, да добры молодцы,

                   Собирайтесь, наряжайтесь,

                   На    гулянье отправляйтесь!

(Звучит песня: «Выходили красны девицы». Девочки  танцуют, мальчики  играют на ложках, в конце песни мальчики встают на колено,  девочки их обходят по кругу, взяв за руку.)

Дети: «На гулянье мы идем,

в гости солнышко зовем!»

Ребенок: Приди, приди, солнышко,

солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей!,

Засвети, обогрей

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Под музыку появляется Солнышко.

Грачи: «Видело ль ты, Солнышко весну- Красну?»

               Встретило ли красное ты свою сестру?

Солнце:  Да она уже близко, уже повсюду тает снег и бегут журчащие  ручейки.

Проводится игра-хоровод: «Ручеек»

 Авдотья:  Дети, а давайте будем с вами весну звать , да  

                    приаукивать!  Может она быстрее нас так услышит!        

Дети:         Ау, ау, аукаем!

                   Весну приаукиваем:

                   Март, март –солнцу рад,

                   Апрель, апрель отпирает дверь,

                   Май, май, сколько хочешь гуляй! Ау !

Исполняется песня- хоровод : «Ой, бежит ручьем вода»

Дети:         Приди к нам, весна, с радостью,

                   С великой милостью,

                   Со льном высоким, с корнем глубоким,

                   С хлебом обильным,

                    С рожью зернистой,

                    С пшеничкой золотистой

Под пение птиц выходит весна.

Весна:         Знаю, ждут меня повсюду,

                      Всем на свете я нужна.

                      Приношу я радость людям,

                      А зовут меня- весна!.

                      На луга, поля, дубравы,

                      Щедро лью тепло и свет

                      Чтоб росли хлеба и травы

                       А сады усыпал свет.

                       Я  весна -красна, к вам на праздник пришла,

                       Ветку вербы принесла!

Авдотья: Дети, с давних времен существует поверье что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу и красоту тем, кто его коснется. А распустившиеся почки вербы считались полезными, особенно, когда хлестали ею детей.

Авдотья: Дети, а какие пословицы вы знаете про вербу?

               -  Верба синя бьет несильно,

              -  Верба красна бьет напрасно,

              -   Верба бела бьет за дело,

                 -Верба-хлест бьет до слез!

Авдотья: Весна, а что это у тебя за коромысло такое?

Весна: Коромысло не простое. Видите на нем 2 ведерка. В одном темном - темная ночь  живет. В другом, светлом - белый день. Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше день начинает расти.

Дети: Весна - красна, как же долго мы тебя ждали.

Авдотья: А теперь давайте петь и веселиться!

Становитесь- ка,  ребята, в  хоровод, песню спойте «Как у наших у ворот».

Песня: « Как  у наших,  у ворот» (с движениями).

Авдотья: А сейчас погрейте ушки,

                  Пропоем мы вам частушки.

Авдотья: Молодцы, ребята. Хорошо умеете веселиться. А теперь примите от меня угощение. Вот вам пирожки-жаворонушки Угощайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения музыкально-спортивного праздника « Мама, папа, спортивная семья», ко Дню «Любви, семьи и верности»

Летний спортивный  праздник, провдимый  совмесно с  интруктуром и музыкыкальным руководителем....

Практико-ориентированная работа Роль музыкального руководителя в организации и проведении фольклорно-экологических праздников для детей 5-7 лет в ДОУ

Методические реомендации для музыкального руководителя в процессе организации и проведении фольколорно-экологических праздников для детей 5-7 лет....

«Методические рекомендации к проведению народных календарных праздников».

В дошкольном возрасте происходит становление личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию....

Конспект проведения фольклорного календарного праздника «Федул – ветреник»

ЗАДАЧИ:1.Формировать у детей знания о русской народной культуре.2. Развивать художественно-эстетические способности детей, средствами музыкального фольклора.3.Обеспечить взаимодействие всех субъектов ...

Традиционный чувашский фольклорный календарный праздник «Улах»

Фольклорный праздник как средство приобщения к культуре чувашского народа...

план-конспект проведения музыкально-спортивного праздника "Детство - это я и ты"

Итоговое мероприятие проводилось в рамках краткосрочного недельного проекта "Счастливое детство", посвященного 1 июня - Международному дню защиты детей...