Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

"Масленница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_maslennitsa.docx14.63 КБ
Файл kuzbass.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

  1. Познакомить детей с народным календарём, с русскими народными играми.
  2. Закрепит навыки лепки фигур из снега
  3. Развивать навыки управления своей деятельностью, развивать фантазию и умение импровизировать по ходу игры.

Материал:

- набитая синтепоном голова, платки, прутья, бумажный сарафан для «Масленицы,

- гимнастические палки (2 шит)

- канат,

-меховой хвост,

- солнышки из цветной бумаги.

Педагог предлагает детям проводить зиму и встретить весну.

Педагог: Какое сейчас время года, ребята? Какой русский праздник мы будем встречать в следующее воскресенье? (ответы детей). Правильно, встречать мы будем один из самых важных и любимых русских праздников - Масленицу.  В воскресенье вы со своими родителями пойдете на гулянья, а сегодня мы начнём с вами веселиться!  В давние времена принято было делать чучело Масленицы и наряжать его в девичий наряд, проводить вокруг него масленичные развлечения. А вот и чучело! (чучело педагог ставит в сугроб). Давайте вокруг нашей Масленицы  будем водить хоровод!

Едет Масленница дорогая,

Наша гостья годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

Ребята нам пора переходить к играм. А ведь раньше у детей не было игрушек, и они сами и себе придумывали. Чтобы вы сделали из палочек? (ответы детей)

Конечно, на них можно скакать, как на лошадке.

Игра «Займи пустое место»

Дети, взявшись за руки, идут вокруг  Масленицы, педагог идёт с закрытыми глазами навстречу со словами:

Купи, тятя, мне коня,

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

По окончании слов все останавливаются, детям напротив которых оказался педагог, вручают палочки. Они по команде скачут «на лошадках» вокруг Масленицы, стараясь быстрее вернуться на свободное место.

Педагог: Хорошо, с «лошадками» мы поиграли, а если взять канат, что можно сделать? (ответы детей)

Перетягивание каната.

Педагог: (достаёт искусственный хвост). А если дедушка внучку дарил хвост лисы или волка, то это был лучший подарок!

Игра «Хромой волк»

          Ребята убегают, а хромой волк догоняет.

          Педагог: Хорошо мы с вами поиграли, а без чего не обходится ни один   народный праздник? (без частушек и игр).

Пение Частушек.

Игра «Карусель».

Педагог: Вот и подходит к концу наш праздник. По обычаю чучело сжигают, а пепел от него разбрасывают по земле, чтобы был хороший урожай.

Сжигание чучела.

Во время сжигание детям раздаются солнышки.

Педагог: Ребята, от Масленицы у нас в руках зажглись солнышки, они напоминают о последнем дне масличной недели, который называется Прощёным воскресеньем. Люди просят друг у друга прощение за нанесённые обиды. Это очень хороший древний обычай, не стоит о нём забывать. Давайте и мы обнимемся в знак прощения наших обид.

Возвращение в детский сад, угощение блинами.



Предварительный просмотр:

"Наш родной Кузбасс"

Цель:

 Формирование представления детей о малой Родине - о родном городе.

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. 

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с малой родиной;
2. Расширять представления детей о родном крае, формировать первоначальные представления об истории родного края;

3.Формировать представление о том, что наш край называется Кузбассом.

4.Познакомить детей с богатством недр родной Кузбасса и славой своего региона – углём – чёрным золотом.

5. Воспитывать патриотические чувства к своей малой родине;

Материалы и оборудование:

  • глобус
  • карта России
  • макет «Мой Кузбасс»
  • макет «Природное богатство Кузбасса – уголь»
  • ноутбук для презентации
  • альбом «Кузбасс шахтёрский край»
  • столы для экспериментов (4)
  • фартуки (по счёту детей)
  • кусочки каменного угля (по 2 на каждого ребёнка)
  • лупы (по счёту детей)
  • одноразовые стаканчики с водой. (по счёту детей)
  • влажные салфетки
  • бумага (картон)

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций и  макета «Мой  Кузбасс», заучивание стихов, потешек, пословиц, рассматривание герба и географической карты Кемеровской области.

Мотивация

Воспитатель:

Ребята, скажите, что такое у меня в руках (ответ)

Правильно – это глобус, или макет нашей планеты Земля.

На глобусе много морей и океанов, разных стран, но самая удивительная и любимая - наша Родина. А как называется наша родина? (ответ)

А где ещё можно увидеть изображение России?(ответ)

Давайте подойдем к карте. (карта России)

Карта какой страны перед нами?

А почему она разноцветная (синий цвет - …, зеленый и коричневый - …)

А кто знает, где живем мы с вами? (ответ)

Как называется наш край? (ответ)

Если дети не сказали про КУЗБАСС = объяснить, КОРОТКО

Откуда это слово- Кузбасс? Нашу область называют Кузбассом, потому что в самом центре ее расположен Кузнецкий угольный бассейн, принесший славу нашему краю. Этот край богат главным богатством Кузбасса - каменным углем.

Воспитатель читает стихотворение:
Кому - то снится южный берег Крыма.

Кого - то манят пальмы и моря.

А мне Сибирь, как мать - неповторима.

Здесь отчий дом, здесь родина моя

Кузнецкий край - жемчужина Сибири.

Кузнецкий край - горняцкая земля.

Народ Кузбасса - мощь его и сила,

Богатство недр и хлебные поля.

Мне по душе сибирская природа,

Ее просторы, реки и луга,

Напевный говор русского народа

И летний зной, и зимние снега.

Беседа

Ребята, давайте присядем на стульчики.

У каждой области есть свои символы. Какой главный символ у Кузбасса? (ответ - уголь, показатьсинонимы-определения: черное золото, богатство края, мощь и могущество кемеровской области)

А кто занимается добычей черного золота Кузбасса? (ответ)

Какая главная профессия в угольном крае, промышленности?

Рассматривание макета  «Природное богатство Кузбасса – уголь»

Презентация

Ребята, а сейчас я предлагаю поближе познакомиться с профессией шахтер (просмотр альбома  «Кузбасс шахтёрский край»)

Сейчас мы с вами немного побудем шахтерами

Физминутка

Крепильщики, забойщики, (Дети шагают на месте)

Профессий много здесь, (Делают большой круг руками)

Откатчики, проходчики, (Изображают “богатырей”)

Вам всем сегодня честь! (Размахивают руками над головой)

Воспитатель: Ребята, в моём сундучке лежит необычный камень

– слушайте загадку:

С виду неприглядный камень, 
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять, 
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки – 
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет, 
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. Хотите поближе познакомиться со свойствами угля?

 Сейчас мы познакомимся с некоторыми свойствами угля. Для этого нам нужно пройти в лабораторию (экспериментальную зону), а стало быть, наденем СПЕЦОДЕЖДУ (одевается вместе с детьми).

Сейчас с вами мы станем юными исследователями.

 Дети берут кусочки угля, рассматривают их.

Воспитатель. Какого цвета уголь?

Дети. Он чёрный, блестящий.

Воспитатель. Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твёрдый как камень.) Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый?

Дети. Пробовали надавить на него или сжать в руке.

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт. Уголь рассыпался на несколько мелких кусочков. Какой вывод можно сделать?

Дети. Каменный уголь твёрдый, но не прочный.

Воспитатель. Что будет, если провести углём по листу бумаги? (На бумаге останется чёрная линия.) Возьмите кусочек сухого угля.

Попробуйте углём провести линию на листе бумаги. 

Что вы видите?

Дети. Углём можно рисовать.

Попробуйте что-нибудь нарисовать. Солнышко, дом,  облако.

Молодцы. (вытерли руки, сняли одежду)

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите (ответы детей).

Дети. - Он слоистый.

Воспитатель. - Каменный уголь - это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Уголь утонул. Почему?

Дети. Он тяжёлый.

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети. Уголь чёрный, блестящий, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски. Уголь оставляет след (пачкает), он слоистый. Уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других. А самое главное и ценное свойство угля – он горючий.

Воспитатель:

 Ребята, наши исследования закончились 

Рефлексия.

Что сегодня вам запомнилось, понравилось на занятии?

 Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (Выслушиваю ответы детей). Что для вас было самым интересным? 

Умницы, вы многое запомнили, ваши ответы меня очень радуют. Занятие наше окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...