Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Знаем, помним, гордимся!»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Исаенко Елена Юрьевна

Обобщающая совместная образовательная деятельность по теме Великая Отечественная Война

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВОВ29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы на тему:

 «Знаем, помним, гордимся!»

С использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 Подготовила и провела:       воспитатель старшей группы  Исаенко Е. Ю.

 Цель:  Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.

Задачи:

 Образовательные:

- Систематизировать детские представления о ВОВ;

- Закреплять знания детей о защитниках Отечества, о Победе нашей страны в войне;

- Расширять и закреплять знания детей о детях-героях ВОВ.

- Закреплять навыки подбирать синонимы, признаки;

 Развивающие:

- Развивать мыслительную и речевую деятельность, умение вести диалог;

- Вызывать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны;

- Развивать слуховую память, зрительное внимание.

 Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, справедливости,  любви к своей Родине;

- Воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам ВОВ,  развивать уважение и доброжелательность к людям.

- Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.

 Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о героях ВОВ, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, загадывание загадок, прослушивание и пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми и родителями открыток  к  Дню Победы, рисование сюжетных картин, выставка книг на военную тематику, выставка детских работ;  показ презентаций «ВОВ», «Блокада Ленинграда», «Блокадный дневник Тани Савичевой», «Блокадные дневники», «Мы этой памяти верны»; экскурсия в Ленэкспо – Трехмерная панорама  «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», встреча с жительницей блокадного Ленинграда.

Демонстрационный материал:

 Иллюстрации  военных лет, фотографии женщин, детей во время ВОВ, аудиозаписи, детские работы на военную тематику.

Атрибуты:  

Георгиевские ленточки, наушники, микрофон или телефон, сумка медсестры, бинт, пилотка, халат медсестры, фуражка моряка, бинокль, Карта летчика, Сумка летчика, шлем  летчика, автомат, пилотки, плащи, письма- треугольники , вечный огонь, цветы-гвоздики, голубки, шары, солнышко из воздушных шаров, платья с крыльями для танца, «Снаряды» для эстафеты, «Мячи» для эстафеты, гимнастич. препятствия для подлезания.

Ход НОД

 Организационный момент.

Воспитатель:  - Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.  И мы с вами сегодня покажем как много мы знаем о той войне, победу в которой мы недавно отмечали. Присаживайтесь пожалуйста!  

  - Ребята, в какой стране мы живем? (В России).

 - Какой праздник недавно отмечала вся страна? (День Победы).

 Дидактическое упражнение: «Какими бывают слова»

 - Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?

 - Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». (Конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. п.)

 - А теперь  вспомните и назовите «веселые слова» (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т.п.)

 - Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).

 - А есть слово страшное — это слово «война».

 - Почему же слово «война» такое страшное? (Потому что гибнут люди, а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.)

Воспитатель:

 22 июня,

 Ровно в 4 часа,

 Киев бомбили, нам объявили,

 Что началася война.

-Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия  вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.

Вот какие звуки раздавались со всех сторон. (Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки.)

 - Понравились вам звуки войны? (Ответы детей.) Это страшные военные звуки.

Воспитатель:  а какая это была война? (Великая Отечественная война) Сколько лет она длилась? (4года)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто начал эту войну?  (Гитлер, фашисты)

В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Она призывала наших советских людей встать на защиту своей Родины.

Прослушивание песни «Священная война»

Воспитатель:

Солдаты шли на смертный бой, сражались, не жалея жизни.

 Многие ребята уходили на фронт прямо со школьной скамьи.

 Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телеграфисты, кого в разведчики.

Сценка  «Мы тоже воины»

Дети выходят и берут атрибуты к сценке стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины»

 Связист (ребенок сидит на стуле, на голове наушники, в руках микрофон или телефон) .

 Алло, Юпитер? Я – Алмаз,

 Почти совсем не слышу вас,

 Мы с боем заняли село.

 А как у вас? Алло! Алло!

 Медсестра (перевязывает раненного, сидящего на стуле, он стонет) .

 Что вы ревете, как медведь?

 Пустяк осталось потерпеть.

 И рана ваша так легка,

 Что заживет наверняка.

 Моряк (смотрит в бинокль на небо) .

 На горизонте самолет.

 По курсу – полный ход вперед!

 Готовься к бою, экипаж!

 Отставить – истребитель наш.

 Летчик (летчик рассматривает карту на планшете) .

Пехота здесь, а танки тут,

 Лететь до цели семь минут.

Понятен боевой приказ.

 Противник не уйдет от нас.

 Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) .

 Вот я забрался на чердак.

 Быть может, здесь таится враг?

 За домом очищаем дом.

Врага повсюду мы найдем.

Воспитатель:   Трудно было солдатам на фронте, но в минуты редкого отдыха вспоминали  они своих родных и любимых.

2 Мальчика

 Жди меня, и я вернусь.

 Только очень жди,

 Жди, когда наводят грусть

 Желтые дожди,

 Жди, когда снега метут,

 Жди, когда жара,

 Жди, когда других не ждут,

 Позабыв вчера.

Жди меня, и я вернусь,

 Всем смертям назло.

 Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: - Повезло.

Как я выжил, будем знать

 Только мы с тобой,-

 Просто ты умела ждать,

 Как никто другой.

 

Сценка «Печурка»

Песня «В землянке»

Воспитатель: А наши солдаты гнали захватчиков на запад.

Под Москвой, в Серебряном Бору,

Девушка стояла на посту,

Падал на шинель ее снежок,

Падал и взлетал ее флажок.

Наш водитель - парень молодой,

На прощанье ей махнул рукой.

Улыбнулась девушка в ответ,

И теперь покоя парню нет.

Сценка  «Шоферы» 

 мальчик – с рулем, девочка-регулировщица

Песня «Фронтового шофера»

(движения под музыку)

Воспитатель: Не только мужчины сражались за нашу Родину. Как вы думаете,  а что делали женщины на войне? (они работали медсестрами, работали на заводах, были летчицами, разведчицами, рыли окопы, рыли противотанковые рвы, делали снаряды на заводах, были снайперами.). 

Катя  нам расскажет стихотворение о своей прабабушке:

Моя прабабушка не воевала,

Она в тылу победу приближала,

У нас в тылу работали заводы,

Для фронта делали там танки, самолеты.

Снаряды делали и  пули отливали,

Одежду, сапоги изготовляли.

Для самолетов бомбы, ружья для солдат,

И пушки, и конечно провиант.

Воспитатель: А дети, что делали на войне? (они помогали в больницах, работали на заводах, помогали солдатам - были разведчиками и партизанами, рыли окопы, собирали оружие на заводах, были даже дети - герои).

Воспитатель: - Да, вы правы, дети нередко убегали на фронт. Во время войны совершено было много героических подвигов.  Есть много героев-детей и подростков, которые боролись с фашизмом. Знаете вы их? Назовите (ответы детей)

Воспитатель:  Молодцы, конечно, вся страна  боролась с фашизмом. Много людей погибло в этой войне, много городов разрушил враг.

А наш город  как назывался во время Великой Отечественной Войны? (Ленинград).

 Что произошло с нашим городом?  (Фашисты окружили его, взяли в кольцо блокады и хотели стереть с лица земли.)

Воспитатель: Вы знаете, как жилось людям в блокадном Ленинграде? (ответы детей)

Воспитатель: Люди умирали от голода и холода. Многие вели блокадные дневники, в которых описывали ужасы войны.  Кому принадлежит один из известных блокадных дневников? (ответы детей-Тане Савичевой)

- О чем писала девочка? (ответы детей)

- Очень трудно было жить в блокадном Ленинграде. Ксюша нам расскажет как жилось в это время.

Ксюша Яременко (стихотворение «Блокада»    Надежда Радченко )

Чёрное дуло блокадной ночи.

 Холодно,

 холодно,

 холодно очень.

 Вставлена вместо стекла

 картонка.

 Вместо соседнего дома -

 воронка.

 Поздно.

 А мамы всё нет отчего-то.

 Еле живая ушла на работу.

 Есть очень хочется.

 Страшно.

 Темно.

 Умер братишка мой.

 Утром.

 Давно.

 Вышла вода.

 Не дойти до реки.

 Очень устал.

 Сил уже никаких.

 Ниточка жизни натянута тонко.

 А на столе -

На отца похоронка.

Воспитатель: Но даже в такое страшное время люди не забывали сочинять и петь песни, ведь песня поднимала боевой дух.  Солдаты любили петь в редкие  часы отдыха, вспоминая свой отчий дом, родных. 

Песни военных лет

Воспитатели, дети и гости угадывают  знакомые песни, например: "Темная ночь”, "Катюша”, «Смуглянка», «Священная война», «Три танкиста», «Пора в путь дорогу».

Воспитатель: Ребята а можем ли мы быть сильными, ловкими? Давайте немножко поиграем.

«Курс Молодого бойца»

  1. Эстафета «Передай снаряд»
  2. «Снайперы» (метание в цель)
  3. «Разведчики» (лазанье, подлезание)

Воспитатель: Молодцы, вы прошли «курс молодого бойца». Посмотрите, кто к нам идет?

Выходит девочка-почтальон.

Воспитатель: Здравствуйте, что вы нам принесли?  Ребята, нам пришли письма с фронта. Посмотрите, как выглядели эти письма. Их посылали без конвертов и марок. Как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах? (о войне, о том что скучают по  своим близким, о том, чтобы скорее закончилась война).

Воспитатель открывает  первое письмо:  «Письмо матери к сыну»  (зачитывает) 

Здравствуй, мой Алёшенька, родной!

 Ты здоров, любимый мой сыночек?

За отчизну проливаешь кровь…

Как хочу я в эти пару строчек уложить огромную любовь!

Я, любимый, по тебе скучаю. Плачу… Но прости. Не в этом суть.

 Ты живой. Я точно это знаю. Ведь не может сердце обмануть.

Стать бы мне красивой белой птицей, чтобы от разлуки не страдать,

 над землёю грешной покружиться, и тебя, мой милый, увидать!

 Почему вестей не получаю? Обещал писать ты, уходя.

 Почтальона у ворот встречаю, только нету писем от тебя…

 Бьёшь фашистов. Понимаю, милый… Знаю, что о доме ты грустишь…

 Но поверь, найду ещё я силы, чтоб тебя дождаться, мой малыш…

 Воспитатель: Мать писала своему ребёнку, вся в слезах. Две ночи напролёт.

 И не знала то, что похоронку, почтальон сегодня принесёт…

 Второе письмо: Нам загадывают загадки бойцы тех далеких лет…

Первая загадка

Ползет черепаха, стальная рубаха,

Враг в овраг, а она, где враг.

Не знает ни горя, ни страха.

Что это за черепаха? (Танк.)

Взрослый вскрывает третий  конверт, читает загадку.

Железная рыба плывет под водой,

Врагу угрожает огнем и бедой.

Железная рыба ныряет до дна,

Родные моря охраняет она. (Подводная лодка.)

Третья загадка (Четвертый конверт)

Он гудит и чертит мелом,

Он рисует белым-белым,

На бумаге голубой.

Сам рисует, сам поет.

Что же это?   (самолет)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много всего знаете о войне. Скажите, а вы жили в то время?

Конечно, нет.  Но вы много знаете, помните, гордитесь.  И Саша нам прочтет стихотворение.

Саша Носкова  (Стихотворение  «Еще тогда нас не было на свете»  М. Владимов)

Еще тогда нас не было на свете,

 Когда гремел салют из края в край.

 Солдаты, подарили вы планете

 Великий Май, победный Май!

 Еще тогда нас не было на свете,

 Когда в военной буре огневой,

 Судьбу решая будущих столетий,

 Вы бой вели, священный бой!

 Еще тогда нас не было на свете,

 Когда с Победой вы домой пришли.

 Солдаты Мая, слава вам навеки

 От всей земли, от всей земли!

 Благодарим, солдаты, вас

 За жизнь, за детство и весну,

 За тишину, за мирный дом,

 За мир, в котором мы живем!

Воспитатель:  - Наша Армия освободила нашу Родину и многие страны. Штурмом была взята столица Германии - Берлин.

Ребенок.

 Там, в Берлине, в сорок пятом,

 После натиска атак

 Взвился соколом крылатым

 Высоко советский флаг.

Воспитатель: Над куполом главного здания в Берлине - Рейхстага - взметнулось красное знамя. Пришел конец войне!

Ребенок:

Красоту, что дарит нам природа,

 Отстояли солдаты в огне,

 Майский день 45 года

 Стал последнею точкой в войне.

Воспитатель: Все люди испытывают огромную благодарность нашим предкам-защитникам Родины, и Паша нам расскажет стихотворение.

Паша Данильченко   (Стихотворение «Когда на бой смертельный шли вы...» А. Воскобойников) 

 Когда на бой смертельный шли вы,

 Отчизны верные сыны,

 О жизни мирной и счастливой

 Мечталось вам среди войны.

 Вы от фашизма мир спасли,

 Вы заслонили нас сердцами.

 Поклон вам низкий до земли,

 В долгу мы вечном перед вами.

 Вы героически прошли

 С боями все четыре года,

 Вы победить врага смогли

 И заслужить любовь народа.

 Спасибо вам, отцы и деды,

 Спасибо, братья и сыны

 За ваш подарок к Дню Победы,

 За главный праздник всей страны!

Воспитатель:

 У Кремлевской стены,

 Где раскинулся парк,

 Люди, молча, сняв шапки, стоят.

 Там пылает огонь, и в земле рядом спит

 Вечным сном Неизвестный солдат.

Давайте и мы почтим память всех погибших в этой войне.

Возложение цветов к вечному огню

Минута молчания под музыку «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)

Дети уходят на стулья и некоторые готовятся к танцу белых птиц

Ребенок.

 Никогда забыть не сможем

 Мы про подвиги солдат.

 «Мир для нас всего дороже! » -

 Так ребята говорят.

Воспитатель:

 Нам за всеми памятными датами

 Видится главнейшая одна.

 День, когда весною 45-го

 На земле закончилась война.

Танец  Белых птиц   Запускание шаров

Воспитатель:

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса!

Пусть спокойно проходят года….

Вместе. Пусть не  будет войны  никогда!!!

Заставка Песня «О той войне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»

Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....

Викторина для детей старшей группы по теме «Знай правила пожарной безопасности»

Викторина  для детей старшей группы по теме  «Знай правила пожарной безопасности»...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: «Знаем, помним, гордимся» (средний дошкольный возраст)

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитиюТема: «Знаем, помним, гордимся»(средний дошкольный возраст)...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы На тему:«Знаем, помним, не забудем!»

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря. Задачи:Познавательное развитие:Уточнять, расширять и закреплять представления о Великой Отечественной войне...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы на тему «Я Помню! Я Горжусь!»

Наш проект «Я- помню! Я- горжусь!» предназначен для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом является обес...

Конспект тематического мероприятия в старшей группе, посвященной Дню Победы "Помним, гордимся, Благодарим"

Тематиеское мероприятие, посвященное Дню Победы. Можно использовать для старшей и подготовительной групп, данное мероприятия....