Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Что мы знаем о воде и воздухе?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колоскова Татьяна Михайловна

Коспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

для детей старшей группы

Тема: «Что мы знаем о воде и воздухе?»

Воспитатель 1 категории

Колоскова Т.М.

2016г.

Программные задачи:

  1. Закрепить с детьми представление о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ);
  2. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
  3. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
  4. Учить делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  5. Воспитывать дружеские взаимоотношения;
  6. Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом. Рассматривание с детьми книги Е. Белько «Весёлые научные опыты на свежем воздухе», М.Султановой «Простые опыты с водой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природными материалами», книг-энциклопедий (о воздушном шаре).

Оборудование:

- большой воздушный шар (с гелием);

- пластмассовая бутылка;

- ёмкость с холодной и горячей водой;

- воздушный шарик;

- 2 стаканчика;

- стакан с молоком;

- ёмкости разной формы;

- картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

- картинки;

- лёд;

- глобус;

- магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости!                         Давайте поздороваемся с нашими гостями:

«Здравствуй, небо! (руки вверх).

Здравствуй, земля! (дети приседают).

Здравствуйте, мои друзья! (руки вперёд).

1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук),

Вместе мы в кругу опять (берёмся за руки),

Будем дружно мы играть,

В путешествие хотим опять (идут по кругу).

Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей).

- Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет).

Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети встают вокруг него.

- Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:

«Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем (воздух).

Воспитатель: - Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей).

Да, воздух-невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать. А почему мы не видим воздух?

- Воздух невидим, так как он прозрачен. А хотите увидеть воздух? (да).

Воспитатель: Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. С горячей водой будь осторожен!!! (на доску вывешиваются соответствующие картинки).

Опыт № 1

Воспитатель: - Для этого опыта необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей).

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт № 2

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: - Что вы видите? (пузырьки).

- Откуда он взялись? (ответы детей).

- Что происходит со стаканом? (он наполняется водой).

- Какой следует вывод из этого опыта?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель: - Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей).

- Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

        Опыт № 3

Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится пустой воздушный шарик и пластмассовая бутылка.

- Шарик надеть на горлышко бутылки и поддержать её в течение 1 минуты в горячей воде.

- Что вы видите? (Шар надувается).

- Почему он надулся? (ответы детей).

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в ёмкость с холодной водой.

- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается).

- Почему шарик сдулся? (ответы детей).

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается.

Воспитатель: - Зачем же нужна горелка? (ответы детей).

При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.

Воспитатель: - Дети, что это у меня в руках? (глобус).

- Правильно, так выглядит наша земля из космоса.

- Ребята, скажите, что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода).

- Послушаем стихотворение о воде:

 Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: - И, правда, без воды жизнь представить сложно.

Воспитатель: - Ой! Что же слышим мы, кто-то к нам идёт на встречу? (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», выходит Водяной).

Водяной: - Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? И ещё, зимой я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лёд. Откуда он взялся?

Воспитатель: - Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдёмте в нашу лабораторию.

Воспитатель: - Водяной, мы тебе покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

- А сейчас мы узнаем о свойствах воды.

Опыт № 4

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: - Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха).

Значит какой вывод мы сделаем из этого опыта?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 5

Воспитатель: - Для следующего опыта нам понадобится стакан  с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать то же самое со стаканом молока.

Воспитатель: - Вам видно, ребята, что нарисовано на картинке? ( Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

Какой можно сделать вывод из этого опыта?

Вывод: Вода прозрачная.

        

Опыт № 6

Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан с водой ложку соли и размешать.

- Что произошло с солью? (соль растворилась).

- Какой вывод сделаем из этого опыта?

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

- Какие сыпучие пищевые продукты ещё растворяет вода? (сахар).

Опыт № 7

Воспитатель: - Разлить воду по разным сосудам. Ребята, скажите какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которую её налили).

- Какой сделаем вывод из этого опыта?

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Воспитатель: - Ребята! Мы с вами хорошо потрудились и показали наши знания Водяному, а сейчас пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Воспитатель: - Ребята, пройдём к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей).

Водяной: - Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

Воспитатель: - Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, ребята, нельзя есть лёд? (ответы детей).

- Давайте докажем, что лёд грязный. (профильтруем).

        

Опыт № 8

Воспитатель: - Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр. Нальём талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

Воспитатель: - (показывает фильтр) – Чистый или грязный лёд? (грязный).

- Почему? (ответы детей).

Воспитатель: - Водяной, можно есть лёд или нет?

Водяной: - Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

Воспитатель: - Давайте повторим свойства воды.

Водяной: - Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. А на память обо мне хочу подарить каждому небольшой подарочек. Вот эти разноцветные воздушные шары. До свидания. (Водяной уходит).

Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Полетели. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.

«Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).

В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия  для детейстаршей  группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»

Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Светлая надежда» по программе «Социокультурные Истоки»

Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества и...

Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Бархатцы – садовые цветы».

Цель:  Закрепить умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях;Учить передавать это в рисунках. Материал:Разные сорта бархатцев;Акварель, восковые мелки или кусочки пар...