Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Что мы знаем о воде и воздухе?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
для детей старшей группы
Тема: «Что мы знаем о воде и воздухе?»
Воспитатель 1 категории
Колоскова Т.М.
2016г.
Программные задачи:
- Закрепить с детьми представление о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ);
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
- Учить делать выводы в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;
- Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.
Предварительная работа: Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом. Рассматривание с детьми книги Е. Белько «Весёлые научные опыты на свежем воздухе», М.Султановой «Простые опыты с водой», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с природными материалами», книг-энциклопедий (о воздушном шаре).
Оборудование:
- большой воздушный шар (с гелием);
- пластмассовая бутылка;
- ёмкость с холодной и горячей водой;
- воздушный шарик;
- 2 стаканчика;
- стакан с молоком;
- ёмкости разной формы;
- картинка с изображением воздушного шара с корзиной;
- картинки;
- лёд;
- глобус;
- магнитофон.
Ход занятия:
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями:
«Здравствуй, небо! (руки вверх).
Здравствуй, земля! (дети приседают).
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперёд).
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук),
Вместе мы в кругу опять (берёмся за руки),
Будем дружно мы играть,
В путешествие хотим опять (идут по кругу).
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие? (ответы детей).
- Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет).
Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети встают вокруг него.
- Нам в пути нужен важный помощник. О нём говорится в загадке:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем (воздух).
Воспитатель: - Воздух везде. Посмотрите вокруг. Кто видел воздух? (ответы детей).
Да, воздух-невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать. А почему мы не видим воздух?
- Воздух невидим, так как он прозрачен. А хотите увидеть воздух? (да).
Воспитатель: Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:
- Не толкай соседа во время работы.
- Сначала посмотри, потом повтори.
- С горячей водой будь осторожен!!! (на доску вывешиваются соответствующие картинки).
Опыт № 1
Воспитатель: - Для этого опыта необходима ёмкость с водой и пустой стакан.
Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей).
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт № 2
Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.
Воспитатель: - Что вы видите? (пузырьки).
- Откуда он взялись? (ответы детей).
- Что происходит со стаканом? (он наполняется водой).
- Какой следует вывод из этого опыта?
Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель: - Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей).
- Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт № 3
Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится пустой воздушный шарик и пластмассовая бутылка.
- Шарик надеть на горлышко бутылки и поддержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
- Что вы видите? (Шар надувается).
- Почему он надулся? (ответы детей).
Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.
Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в ёмкость с холодной водой.
- Что происходит с шариком? (Шарик сдувается).
- Почему шарик сдулся? (ответы детей).
Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика – он сдувается.
Воспитатель: - Зачем же нужна горелка? (ответы детей).
При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.
Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели.
Воспитатель: - Дети, что это у меня в руках? (глобус).
- Правильно, так выглядит наша земля из космоса.
- Ребята, скажите, что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода).
- Послушаем стихотворение о воде:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: - И, правда, без воды жизнь представить сложно.
Воспитатель: - Ой! Что же слышим мы, кто-то к нам идёт на встречу? (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», выходит Водяной).
Водяной: - Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно: куда потом исчезает эта вода? И ещё, зимой я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды – лёд. Откуда он взялся?
Воспитатель: - Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдёмте в нашу лабораторию.
Воспитатель: - Водяной, мы тебе покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.
- А сейчас мы узнаем о свойствах воды.
Опыт № 4
Взять стакан с чистой водой и понюхать её.
Воспитатель: - Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха).
Значит какой вывод мы сделаем из этого опыта?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 5
Воспитатель: - Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать то же самое со стаканом молока.
Воспитатель: - Вам видно, ребята, что нарисовано на картинке? ( Там, где вода, видно, а где молоко – нет).
Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Вывод: Вода прозрачная.
Опыт № 6
Воспитатель: - Для этого опыта нам понадобится стакан с водой, соль и ложка. Нужно положить в стакан с водой ложку соли и размешать.
- Что произошло с солью? (соль растворилась).
- Какой вывод сделаем из этого опыта?
Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.
- Какие сыпучие пищевые продукты ещё растворяет вода? (сахар).
Опыт № 7
Воспитатель: - Разлить воду по разным сосудам. Ребята, скажите какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которую её налили).
- Какой сделаем вывод из этого опыта?
Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Воспитатель: - Ребята! Мы с вами хорошо потрудились и показали наши знания Водяному, а сейчас пришло время отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»:
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Воспитатель: - Ребята, пройдём к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей).
Водяной: - Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.
Воспитатель: - Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, ребята, нельзя есть лёд? (ответы детей).
- Давайте докажем, что лёд грязный. (профильтруем).
Опыт № 8
Воспитатель: - Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр. Нальём талую воду из тарелки в воронку с фильтром.
Воспитатель: - (показывает фильтр) – Чистый или грязный лёд? (грязный).
- Почему? (ответы детей).
Воспитатель: - Водяной, можно есть лёд или нет?
Водяной: - Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.
Воспитатель: - Давайте повторим свойства воды.
Водяной: - Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. А на память обо мне хочу подарить каждому небольшой подарочек. Вот эти разноцветные воздушные шары. До свидания. (Водяной уходит).
Воспитатель: - Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Полетели. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.
«Человек! Запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги.
Мы ведь на планете не одни!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: Опытно – экспериментальная деятельность ( опыты с воздухом).
В процессе занятия дети знакомятся со свойствами воздуха, у детей воспитываются дружеские взаимоотношения.Это занятие способствует развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирован...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Кто и как считает время"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект занятия для детей старшей группы на тему: "Кто и как считает время"
Конспект занятия для детей старшей группы...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»
Конспект занятия для детейстаршей группы по теме:«Знакомство с русским святымСергеем Радонежским»...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»
Конспект занятия для детей старшей группы по теме: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским»...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Светлая надежда» по программе «Социокультурные Истоки»
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения - первостепенная задача современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа общества и...
Конспект занятия для детей старшей группы по теме «Бархатцы – садовые цветы».
Цель: Закрепить умение видеть особенности растений, отраженные в народных названиях;Учить передавать это в рисунках. Материал:Разные сорта бархатцев;Акварель, восковые мелки или кусочки пар...