Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие по декоративно – прикладному искусству с детьми подготовительной группы.
Цели:
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.
Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчества, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Методические приёмы:
Игровой элемент «Горница в русской избе».Рассмотреть изделия народных промыслов, используя современные технологии, организовать беседу. используя стихи, вопросы, рассказ.
Материал для занятия:
Изделия народных промыслов: Хохломы, Городца, гжели, изделий дымковских мастеров, Жостова, изделий из Павлово-Пасада, Экран с изображением подлинных предметов народных промыслов. Бумажные силуэты и формы, гуашь, кисти разного размера, салфетки, вода.м
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no5_konspekt_gorod_masterov.doc | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
«В гостях у народных мастеров»
Вариант интегрированной работы с детьми по изобразительному искусству и фольклору.
Итоговое занятие по декоративно – прикладному искусству с детьми подготовительной группы.
Педагог дополнительного образования
по изодеятельности Кончакова Н.А.
Педагог дополнительного образования
МАДОУ Детский сад №5 «Теремок»
г. Троицк.
Цели:
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.
Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчества, фантазию.
Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному искусству.
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Методические приёмы:
Игровой элемент «Горница в русской избе».Рассмотреть изделия народных промыслов, используя современные технологии, организовать беседу. используя стихи, вопросы, рассказ.
Материал для занятия:
Изделия народных промыслов: Хохломы, Городца, гжели, изделий дымковских мастеров, Жостова, изделий из Павлово-Пасада, Экран с изображением подлинных предметов народных промыслов. Бумажные силуэты и формы, гуашь, кисти разного размера, салфетки, вода.
Ход занятия:
Зал оформлен для проведения интегрированного занятия: «Народные промыслы». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по различным промыслам.
Педагог: - Здравствуйте дорогие гости, сегодня мы с вами совершим путешествие по городу мастеров. Посмотрите, здесь собраны игрушки, посуда русских мастеров – умельцев из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы и Жостова. А путешествовать мы будем вместе с ребятами из нашего детского сада А вот и они.
(дети под музыку заходят , педагог с ними здоровается)
--- Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас в нашем городе мастеров.
(педагог предлагает поздороваться с гостями, после этого дети садятся на стульчики полукругом лицом к педагогу)
--- Что мы видим! Что за диво!
Сколько радости вокруг
Правда, дети , тут красиво
Аж захватывает дух.
Посмотрите, эти вещи нынче в гости к нам пришли
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, в мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России люди – чудо мастера.
Наша Россия славится своими мастерами на весь мир. И нет такого уголка в нашей стране, где бы не нашлось мастера, который не прославил бы село или город своими творениями. Сегодня мы и поговорим об этих мастерах.
(за дверью звучит музыка)
Педагог: - Что за шум и треск? Ребята, что за чудо техника едет по городской улице.
(на печи выезжает Емеля) Да это же русская печка, а кто же к нам приехал верхом на печи?
Дети: - Емеля
Емеля: - Пру, коняга моя быстроходная, а ну развернись посередь улицы остановись.
Педагог: - Здравствуй Емелюшка!
Емеля: - Здравствуй хозяюшка! Здравствуйте ребятки и вы люди добрые! Низкий вам поклон.
Педагог: - Что же ты Емеля своей печкой всю улицу загородил?
Емеля: - Так это мы сейчас мигом исправим. По щучьему веленью, по моему хотенью, а ну ступай-ка печка домой.
(печку за веревочку затягивают назад).
Педагог: - Ты зачем Емеля в город мастеров пожаловал, себя показать иль на народ поглялеть?
Емеля: - Чего мне на народ глядеть, пусть на меня любуются.
Педагог: - А что на тебя любоваться, в нашем городе мастеров не лицом, а делом человек красен. А ты, Емеля, чем похвалишься, каких ты дел мастер?
Емеля: - Когда-то лапти мастерил, а теперь мне работать не к чему, у меня щука есть, это она у меня мастерица, что не пожелаю – всё исполнит, а я могу только петь да плясать и на печке лежать, в этом я мастер.
Педагог: - Эх, Емеля, лодырь ты. И не стыдно тебе рыбину мучить.
Емеля: - Привязался я к ней, жалко отпускать, да и пропаду я без неё, я ж ничего не умею.
Педагог: - Так добрых людей вокруг много, они тебе помогут.
Вот оставайся Емеля с нами, в нашем городе Российские мастера свои ремесла на показ выставили, чтобы люди ими дивились, да делу их учились. Мы с ребятами тебе расскажем и покажем, каким ремеслом народные умельцы себя прославили. А ты ходи, все примечай, может и выберешь себе дело по сердцу.
Емеля: - Отчего ж не прогуляться. Да мне и самому уж больно интересно, что это за мастера такие, чья слава по всей России гремит.
Педагог: - А начнем мы свой рассказ с одного промысла. Подходи сюда Емеля.
(педагог и Емеля подходят к первому столу)
Емеля: - Да здесь игрушки. Да какие красивые и барышни и кавалеры, как настоящие.
Педагог: - Давайте послушаем, что наши мастера расскажут о своём ремесле. Выходите ребята, а мы вас послушаем.
(На экране появляются изображения села Дымково. К столу подходят дети в народных костюмах: Мальчики в рубашках и девочка в костюме водоноски )
Девочка: - Загадаем вам загадку, а вы отгадайте.
Игрушки эти не простые, а волшебно расписные
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Что это за игрушка?
Дети: - Дымковская игрушка.
( на экране появляется изображение игрушек)
Педагог: - Расскажите мастера об этой игрушке.
( маленький обзор о Дымковском промысле)
Давайте , дети, поглядим на экран и рассмотрим эти игрушки.
(педагог ведет беседу о промысле). Посмотрите, ребята, какая красивая барышня.
Емеля: - Какая девица, на мою невесту похожа.
Педагог: - Вы знаете , как называется эта игрушка?
Дети: - Водоноска.
Педагог: - Правильно. А давайте поглядим на наших мастеров.
(дети выходят в центр зала)
Педагог: - Ребята, в какой костюм наряжена девочка? ( барышня – водоноска)
А на кого похожи мальчики? (кавалеры)
Емеля: - Правда, ребята похожи на игрушки. Если зажмуриться, то кажется что игрушки
ожили и танцуют.
Педагог: - Мы зажмуриваться не будем, а просто поглядим, как танцуют наши ребята.
Мальчик: - Посмотри как хороша, эта девица – душа.
Щечки алые горят – удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво – барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет
За студеною водицей, водоноска – молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет.
(исполняется танец «Водоноска и кавалер»)
Емеля: - Вот так чудеса, и щука не понадобилась.
Педагог: - Сейчас мы отправимся в Подмосковье. Подходи-ка Емеля сюда.
(педагог и Емеля подходят к второму столу)
Емеля: - Я такой красоты отродясь не видал. Из такого фарфора только царь-батюшка
по утрам чаю пьёть. А лебеди-то как настоящие. Кто же эти мастера, что такую красоту
сделали?
Педагог: - Давай мы их пригласим, они сами нам расскажут.
(выходят две девочки в гжельских костюмах и мальчик в синей рубахе)
Девочка: - А про эту посуду я загадаю загадку.
Снежно-белая посуда – расскажи кА ты откуда
Видно с севера пришла и цветами расцвела
Голубыми, синими нежными красивыми.
Педагог: - Ребята, что это за посуда?
Дети: - Это Гжельская посуда.
( на экране появляется изделия гжельских мастеров).
Педагог: - Пусть наши мастера немного о ней расскажут .
(краткий обзор о Гжельском промысле).
Давайте поглядим на наших мастеров.
( дети выходят в центр зала)
Педагог: - Узорами какой росписи украшены их наряды?.
Дети: - Гжельскими узорами.
Емеля: - Это не простые узоры, а чудо, сразу видно тонкая работа, глаз
отвести не могу. Вот так бы и любовался.
Педагог: - А вы хотите еще полюбоваться на сине-белое чудо?
Дети: - Да.
Педагог: - Тогда мы послушаем о прекрасном местечке под названием Гжель.
Дети: - Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка
В этой негромкой Российской природе, слышится эхо негромких мелодий.
И светлеет вода родниковая и дыхание ветра свежей
Расцветает Гжель васильковая – незабудковая Гжель.
( исполняется танец Гжель)
Педагог: - Мы продолжаем наше путешествие по городу мастеров, я вас приглашаю поглядеть на другую, деревянную посуду.
Емеля: - Вот эта посуда по мне. ( педагог и Емеля походят к третьему столу)
Так она краше прежней - золотая, расписная, вся в колечки завитая. Что же это за посуда?
Педагог: - А об этом тебе расскажут наши ребята.
(выходят два мальчика и одна девочка в костюмах с элементами хохломской росписи)
Мальчик: - Загадаю вам загадку.
Ты разгляди-ка, не спеши,
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты
Блестят они, как золотые
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой
Красоту такую люди, называют хохломой.
( на мониторе появляется изображение предметов хохломской росписи )
Педагог: - Расскажите об этом промысле.
( Краткое содержание)
Педагог: - Вот она какая Хохлома! В такой посуде любая еда покажется веселой и праздничной, сказочно вкусной. Посмотрите в каких красивых костюмах у нас ребята. Давайте мы их пригласим на середину и хорошо разглядим узоры на их костюмах.
( дети выходят в центр)
Педагог: - Ребята, послушайте мою загадку
Ими можно щи хлебать
И музыкантам подыграть.
Что это?
Дети: - Ложки.
Педагог: - Посмотрите, ребята, у меня целая корзина хохломских ложек, вот они какие красивые. Вот вам ложки точеные, узоры крученые.
Мальчик: - Мы сейчас плясать пойдем
Лихо пляску заведем
Не с балалайками и не с гармошками
Мы танцуем танец с ложками.
Педагог: - Ну-ка ребятки выходите, плясовую поддержите.
(исполняется танец с ложками)
Емеля: - Вот эта работа по мне, я на ложках и сам играю, весь народ потешаю. Хотите и вас потешу?
Педагог: - Делу время, а потехе час. Мы Емеля еще не у всех мастеров побывали. Вот подходи, полюбуйся на этот промысел.
( педагог и Емеля подходят к четвертому столу)
Посмотри, на этом столе стоят красивые, яркие подносы.
Емеля: - Красота, а цветов-то видимо, не видимо, Словно на поляну цветочную попал.
Педагог: - А что это за подносы такие красивые, нам сейчас об этом расскажут.
(выходят две девочки и один мальчик в народных костюмах с элементами Павлово- Пасадских платков)
Дети: - Загадаю вам загадку.
Кто ответит на вопрос
Что за сказочный поднос
Есть букет в нем крупный, яркий
В середине – цветом жаркий
Он сияет, а вокруг
Словно дети встали в круг.
Много маленьких цветочков
И травинок и листочков
И узорная кайма
По подносу пролегла.
Отвечаем на вопрос- это….
Дети: - Жостовский поднос.
( на экране появляются разнообразные Жостовские подносы)
Педагог: - Эти подносы очень красивые. Откуда они попали к нам?
Дети: - Из Жостова.
Педагог: - Интересное какое название, а что оно обозначает?
Дети: - От слова жесть, железо. Ведь они сделаны из железа.
Педагог: - Посмотрите, среди подносов нет одинаковых. Они расписаны по- разному. Как вы думаете почему?
Дети: - Потому, что мастера проявляют фантазию по- разному, сочетая одни и те же краски.
Педагог: - Эти же красивые узоры повторяются и в Павлово- Посадских платках.
( на экран выводятся платки)
Такие шали в старину носили русские красавицы, да и сейчас эти шали такие же модные, как и раньше.
Посмотрите ребята, наши красавицы- мастерицы тоже в платках, выходите на середину мы на вас полюбуемся. Давайте послушаем, что они расскажут нам об этих чудных платках.
Дети: - Что за чудо узор, что за краски вокруг!
Это поле, цветы – удивительный луг.
Эту русскую сказку, каждый видеть тут рад
Эта сказка с названьем «Павлово-Посад»
( исполняется хоровод с платками)
Емеля: - Молодцы хороводницы, такую нам красоту показали.
Педагог: - Ну вот ребята, мы с вами побывали во всех уголках нашего города, и показали Емеле замечательные изделия русских мастеров. А тебе Емеля, понравилось наше путешествие, наши ребята мастера?
Емеля: - Меня мастера удивили, золотые руки у них видать. На что не погляди, тут цветочки лазоревые, а тут листочки и завитки, точки и полоски, а приглядишься, это просторы наши русские, поля золотые, озера голубые, леса да дубравы. От такой красоты аж дух захватывает. И вся наша Россия, как на ладошке.
Педагог:- Правильно Емеля – наши мастера не только своё имя, но и страну нашу делами прославили, ведь слава о русских мастерах на весь мир гремит. Вот и тебе, Емеля, надо за ум браться, да делом заниматься.
Емеля: - Сплету я лапти, да такие, что свет не видывал, разукрашу их цветами да листочками. В таких лаптях и царице не стыдно будет на балах щеголять. Только как эти цветочки и листочки рисовать не знаю.
Педагог: - Ты Емеля не торопись, наши ребята сейчас будут подарки нашим гостям делать своими руками. Кто игрушки рисовать, кто посуду украшать, а ты ходи, наблюдай за ними и учись.
Емеля: - Вот спасибо, хозяюшка.
Педагог: - А мы с вами ребята, сейчас сядем за столы и покажем нашим гостям, каким росписям мы с вами научились.
( идет занятие по рисованию, Емеля сначала ходит смотрит, а затем занимается своим делом)
В конце педагог спрашивает у Емели- научился ли он рисовать кружочки и цветочки?
Емеля: - Научился, поглядите, какие лапти я разрисовал.( показывает разрисованные лапти)
Педагог: - Молодец Емеля, урок ты усвоил хорошо.
Емеля: - А теперь мне надо бежать, а то без щуки все самому придется делать, да и на печке теперь не покатаешься. Спасибо вам добрые люди за доброту и за науку. Век вас не забуду. До свидания!.
Педагог: - А вы ребята давайте покажем нашим гостям, какие работы вы сделали.
Ребенок: - Ой вы гости дорогие, у нас рисунки расписные.
Рисовали их, старались, показать вам собирались.
Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям.
( дети дарят подарки)
Педагог: - Ребята, занятие наше закончилось, давайте попрощаемся с нашими гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора
Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....
Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»
Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...
Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с русским фольклором в младших группах
Актуальность проекта:Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать...
Конспект интегрированной деятельности по математике и изобразительному искусству.
Конспект занятия по итогам года в подготовительной группе для детей с ЗПР...
«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)
Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...
Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"
Данная программа разработана для развития способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным пере...
Консультация (стендовый вариант) "Логопедическая работа с детьми раннего возраста"
Консультация в краткой форме акцентирует внимание педагогов на основных этапы формирования устной речи в раннем возрасте....