Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"
учебно-методический материал (старшая группа)
Данная программа разработана для развития способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным перечнем обучающего материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odaryonnye_deti_2019g.docx | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 9, г. Наро-Фоминск.
Программа по работе с одарёнными детьми. «Волшебная сила искусства»
Подготовила музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием развития науки и культуры.
Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
- выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
- подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
- актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности?
Основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.
Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.
1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;
3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):
· Выраженное стремление к музыкальной деятельности
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества
· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:
1. инициативность - безынициативность;
2. креативность, эвристичность - репродуктивность;
3. образность, эмоциональность - рациональность;
4. спонтанность - аккуратизм;
5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность
· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях
1. заинтересованность
2. инициативность
3. активность
· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)
1. Высокий
2. Средний
3. Низкий
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.
Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального и театрального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.
Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:
- участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
- подготовка сольных номеров для концертных программ и праздничных мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный и литературный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сценического образа, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству.
В нашем детском саду организована работа с одаренными детьми в театрализованном пении и разработана программа по данному направлению.
Цель программы: Приобщать дошкольников к миру сценического искуссктва, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи:
- Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;
- Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
- Совершенствовать певческие и актрёрские способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию, сценическую речь;
- Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через прочтение стихов, прозы, музыкального материала;
- Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.
Структура занятий:
1 . Артикуляционная гимнастика.
Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;
2. Интонационно – фонетические упражнения.
3. Упражнения на дыхание.
Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;
4. Основная часть – театрализация литературного материала, вокально-хоровая работа.
4.1. Распевание;
4.2. Пальчиковые и подвижные игры;
4.3. Работа над песней, стихотворением или прозой:
4.3.1. Знакомство (1 – 2 занятия);
4.3.2. Прослушивание;
4.3.3. Беседа, разъяснение текста;
4.3.4. Повторное исполнение;
4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):
4.4.1. Работа над звукообразованием и произношением;
4.4.2. Работа над звуковедением;
4.4.3. Работа над дыханием и дикцией;
4.4.4. Работа над ансамблем;
4.4.5. Работа над сценическим образом;
4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).
4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением материала.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни, стихи, театрализованные миниатюры современных авторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Перспективный план работы с одарёнными детьми
Период прохождения материала | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь-октябрь | - Расширять диапазон детского голоса; - Закреплять у детей умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне; - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы; - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни; -Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией; -Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению; -Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него; - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук; - Добиваться выразительного исполнения песен; -Учить детей передавать характер и смысл каждой песни; - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста); - Совершенствовать умение правильно сидеть и стоять во время пения | Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы». Артикуляционные упражнения: Iблок. Подвижные игры:«Ёлочка», «Синий шар», «Каша». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Кукушка»Е.Тиличеевой, «Бубенчики»Е.Тиличеевой, «Качели» Е.Тиличеевой. Песни: «Кукушка» А.Варламова, «Если добрый ты» Б.Савельева, «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского. Творческие задания: «Самолёт» Т.Бырченко, сочинение марша, колыбельной. |
Октябрь - ноябрь | - Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции; - Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз; - Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии; - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; | Дыхательные упражне-ния: «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка». Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка», «Чашка», «Утки». |
Ноябрь-декабрь | - Учить детей удерживать интонацию на одном звуке; - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом; - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко; Правильно выполнять логические ударения; - Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту; -- Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх; - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.); - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька); - Контролировать певческую установку во время пения. | Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Барабан» Е.Тиличеевой, «Как под наши ворота» (р.н.п.), «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Голубой вагон» В.Шаинского, «Спляшем Ваня» А.Варламова, Театрализованные миниатюры: «Гномики» К.Костина. Творческие задания: «Снежок» Т.Бырченко, «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая». |
Декабрь- январь | Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; -Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии; - Упражнять в чёткой дикции; - Формировать хорошую артикуляцию; - Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков; - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; - Чисто интонировать в заданном диапазоне; - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием; - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания; - Добиваться выразительного исполнения песен различного характера; | Дыхательные упражнения: «Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец». Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: «Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух». Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой, «Труба» Е. Тиличеевой. Песни: «Где водятся волшебники?» М.Минкова, «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского, |
Январь-февраль | - Петь с музыкальным сопровождением и без него; - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение; - Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей; - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения | Театрализованные миниатюры: «Три весёлых зайчика» К.Костина, «Бабочка» А.Варламова. Творческие задания: «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой. |
Март-апрель-май | - Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки; - Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке; - Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже; - --- Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале; - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2) - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; - Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения; - Следить за правильным дыханием; - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую; - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.); - Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.; | Дыхательные упражнения: «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад». Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка». Интонационно-фонетические упражнения. Упражнения для развития вокально-хоровых навыков: «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка, «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни: «Самая счастливая» Ю.Чичкова, «Дорога добра» М.Минкова, Театрализованные миниатюры: «Кот Мурлыка» Л.Олифировой, «Кашалотик» Р.Паулса. Творческие задания: «Осенью», «Весной» Г.Зингера, «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова. |
Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.
Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.
Формы контроля:
- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;
- прослушивание – выявляются данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; раскованность, артистизм, четкость произношения; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон,
Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.
Форма контроля:
- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.
Форма контроля:
- открытое занятие в конце учебного года, которое способствует развитию музыкальных и актерских способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.
Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.
Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.
Планируемый результат.
- наличие интереса к сценическому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в музыкально - театрализованных играх и миниатюрах);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер литературного персонажа, усовершенствовать свой голос, координацию движений;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.
Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженными способностями к музыке и театральной деятельности необходимо создать следующие педагогические условия:
- разработать метод выявления детей с выраженными способностями;
- осуществлять дифференцированный подход в процессе творческого воспитания;
- организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми;
- способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс творческого воспитания детей;
- организовать работу с родителями детей с выраженными способностями, вовлечь их в процесс воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчестве
План - программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчествеПрограмма разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГ...
Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...
Программа по работе с одарёнными детьми "Юные таланты"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
Родительское собрание на тему "Театр и дети. Волшебна сила искусства"
Родительское собрание - практикум....
Конкурс Педагог ДОО-2022. Программа развития музыкальной одарённости в условиях ДОУ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА» Пояснительна...
Программа наставничества "Сопровождение одарённых детей в ДОУ" на 2022-2023 учебный год
В Программе прописана система работы по поддержке одарённых детей в ДОУ...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА: МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Наше эмоциональное и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А наше эмоциональное состояние напрямую зависит от того, что с нами происходит. И наполняя нашу жизнь искусством, мы оздоравливаем себя....