Программа по работе одарёнными детьми "Волшебная сила искусства"
учебно-методический материал (старшая группа)

Евтушенко Ольга Викторовна

Данная программа разработана для развития  способностей особо одарённых детей дошкольного возраста, с учётом их возрастных особенностей. В программе предствлен перспективный план с примерным перечнем обучающего материала.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odaryonnye_deti_2019g.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 9, г. Наро-Фоминск.

Программа по работе с одарёнными детьми. «Волшебная сила искусства»

Подготовила музыкальный руководитель: Евтушенко О.В.

Работа с музыкально одаренными детьми

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием развития науки и культуры.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности?

Основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального и театрального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали  дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • подготовка сольных номеров для концертных программ и праздничных мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный и литературный  материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сценического образа,  сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству.

В нашем детском саду организована работа с одаренными детьми в театрализованном пении и разработана программа по данному направлению.

Цель программы: Приобщать дошкольников к миру сценического искуссктва, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и  формировать их естественное звучание;
  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  3. Совершенствовать певческие и актрёрские способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию, сценическую речь;
  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через прочтение стихов, прозы, музыкального материала;
  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.

Структура занятий:

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

2. Интонационно – фонетические упражнения.

3. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

4. Основная часть – театрализация литературного материала, вокально-хоровая работа.

4.1. Распевание;

4.2. Пальчиковые и подвижные игры;

4.3. Работа над песней, стихотворением или прозой:

4.3.1. Знакомство (1 – 2 занятия);

4.3.2. Прослушивание;

4.3.3. Беседа, разъяснение текста;

4.3.4. Повторное исполнение;

4.4. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

4.4.1. Работа над звукообразованием и произношением;

4.4.2. Работа над звуковедением;

4.4.3. Работа над дыханием и дикцией;

4.4.4. Работа над ансамблем;

4.4.5. Работа над сценическим образом;

4.5. Закрепление (1 – 2 занятия).

4.5.1. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением материала.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни, стихи, театрализованные миниатюры современных авторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Перспективный план работы с одарёнными детьми

Период прохождения материала

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь-октябрь

- Расширять диапазон детского голоса;         - Закреплять у детей умение точно передавать ритмический рисунок хлопками и на металлофоне;                                           - Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения (вверх-вниз) и различные интервалы;                                     - Учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни;                                        -Учить детей петь легко, не форсируя звук, с чёткой дикцией;                                             -Брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;                                 - Учить слушать и слышать себя и товарищей по пению;                                     -Учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него;                           - Учить петь ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;                               - Добиваться выразительного исполнения песен;

-Учить детей передавать характер и смысл каждой песни;                                                   - Стимулировать сочинение собственных мелодий, марша, колыбельной (без текста);

- Совершенствовать умение правильно сидеть  и стоять во время пения

Дыхательные упражнения:        «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Маятник», «Повороты головы».              Артикуляционные упражнения: Iблок.             Подвижные игры:«Ёлочка», «Синий шар», «Каша».                 Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Кукушка»Е.Тиличеевой,      «Бубенчики»Е.Тиличеевой,  «Качели» Е.Тиличеевой.       Песни:                                    «Кукушка» А.Варламова,     «Если добрый ты» Б.Савельева,                      «Мама» Н.Тимофеевой, «Улыбка» В.Шаинского.      Творческие задания:            «Самолёт» Т.Бырченко,       сочинение марша, колыбельной.

Октябрь - ноябрь

- Уточнять умение детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции;

- Упражнять в чистом пропевании этого интервала сверху вниз;  

- Упражнять в чистом интонировании поступенных и скачкообразных движений мелодии;                                                           - Закреплять умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки;                                                                         

Дыхательные упражне-ния:        

«Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Рок-н-ролл», «Мячик», «Песня волка», «Песня ветра», «Ниточка».                 Артикуляционные упражнения:I и II блок. Подвижные игры: «Тарелка»,     «Чашка», «Утки».

Ноябрь-декабрь

- Учить детей удерживать интонацию на одном звуке;                                                      - Продолжать учить петь без форсирования звука, естественным голосом;                                

 - Удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, заканчивать мягко;                  Правильно выполнять логические ударения;     - Продолжать учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вверх вниз на квинту и кварту;                                                             -- Упражнять в точном интонировании трезвучий (фа-ля-до, ре-фа-ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на сексту вверх;                            

 - Петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни (ласковая, светлая, задорная, игривая и т.д.);                        

 - Побуждать детей импровизировать простейшие мотивы определённого характера, жанра (вальс, марш, полька);                            

- Контролировать певческую установку во время пения.    

Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:    

 «Барабан» Е.Тиличеевой,     «Как под наши ворота» (р.н.п.),    «Вальс» Е.Тиличеевой.                  Песни:                                  «Голубой вагон» В.Шаинского,                    «Спляшем Ваня» А.Варламова,                         Театрализованные миниатюры:

«Гномики» К.Костина.         Творческие задания:           «Снежок» Т.Бырченко,          «Вальс», «Полька», «Марш», «Плясовая».                                                               

Декабрь- январь

 Продолжать учить различать и самостоя-тельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки;                                   -Упражнять в чистом пропевании поступенного и скачкообразного движения мелодии;                                                            - Упражнять в чёткой дикции;                        - Формировать хорошую артикуляцию;    

- Уметь показать рукой движение мелодии вверх и вниз, чередование долгих и коротких звуков;                                             - Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;                                 - Чисто интонировать в заданном диапазоне;                                                - Учить самостоятельно реагировать на одинаковые музыкальные фразы с разным окончанием;                                                     - Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания;                        

- Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;                                                                                                   

Дыхательные упражнения:

«Восход-заход», «Стокатто», «Удивлялки», «Знакомство», «Веточка», «Кукушонок», «Певец».         Артикуляционные упражнения: I, II, III блоки. Подвижные игры: 

«Конь», «Мамочка», «Ворона», «Петух».               Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      

«Небо синее» Е.Тиличеевой, «Бубенчики» Е.Тиличеевой,  «Труба» Е. Тиличеевой. Песни:                                     «Где водятся волшебники?» М.Минкова,                             «Дождь пойдёт по улице» В.Шаинского,                                           

Январь-февраль

- Петь с музыкальным сопровождением и без него;                                                        

 - Подводить детей к умению самостоятельно давать оценку качеству пения товарищей, отмечая не только правильное и неправильное пение, но и выразительное исполнение;                        

- Продолжать стимулировать и развивать песенное творчество детей;                           - Учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст;                                          - Развивать ладотональный слух, используя интонационно-фонетические упражнения

Театрализованные миниатюры:

 «Три весёлых зайчика» К.Костина,                                «Бабочка» А.Варламова.       Творческие задания:          «Зайка, зайка, где бывал?» М.Скребковой.

Март-апрель-май

- Закреплять умение детей различать долгие и короткие звуки, отмечать длительность движением руки;

- Продолжать упражнять в умении удержи-вать интонацию на одном повторяющемся звуке;                                                                - Закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже;                                                           - --- Учить детей распознавать на слух движения мелодии, определять повторность звуков, наличие скачка в начале;                                              - Упражнять в умении удерживать интонацию на высоком звуке (до2, ре2)        - Петь выразительно, передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения;                                  - Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения;                          

 - Следить за правильным дыханием;           - Удерживать интонацию при переходе от одной тональности в другую;                        - Продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа и т.д.);

- Добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знание музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и весёлую песни и т.д.;                                                                              

Дыхательные упражнения:        «Свечи», «Воздушный шарик», «Сова», «Аист», «Шапка», «Гармошка», «Деревья», «Зоосад».                 Артикуляционные упражнения: I, II, III блок. Подвижные игры: «Зайка», «Звери», «Медвежонок», «Грузовик», «Бабочка».          Интонационно-фонетические упражнения.                      Упражнения для развития вокально-хоровых навыков:      «Смелый пилот» Е.Тиличеевой, «Скок-поскок» р.н.попевка,   «Вальс» Е.Тиличеевой. Песни:                                     «Самая счастливая» Ю.Чичкова,                            «Дорога добра» М.Минкова,          

Театрализованные миниатюры:

«Кот Мурлыка» Л.Олифировой,    «Кашалотик» Р.Паулса.         Творческие задания:          «Осенью», «Весной» Г.Зингера,    «Весёлая песенка», «Грустная песенка» В Агафонникова.  

Для определения направлений и форм  работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; раскованность, артистизм, четкость произношения; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон,

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- открытое занятие в конце учебного года, которое способствует развитию музыкальных и актерских способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к сценическому искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в музыкально - театрализованных играх и миниатюрах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе;                      
  • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер литературного персонажа, усовершенствовать свой голос, координацию движений;                    
  • умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженными способностями к музыке и театральной деятельности необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженными способностями;
  • осуществлять дифференцированный подход в процессе творческого воспитания;
  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми;
  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс творческого воспитания детей;
  • организовать работу с родителями детей с выраженными способностями, вовлечь их в процесс воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчестве

План - программа индивидуального сопровождения одарённых детей в художественном творчествеПрограмма разработана для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГ...

Программа по реализации дополнительной образовательной программы развитие спортивной одарённости у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач развития образования в России является развитие и поддержка одаренных детей. Об этом говориться в президентской программе «Дети России», вк...

Программа по работе с одарёнными детьми "Юные таланты"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Конкурс Педагог ДОО-2022. Программа развития музыкальной одарённости в условиях ДОУ

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ  ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА»   Пояснительна...

Программа наставничества "Сопровождение одарённых детей в ДОУ" на 2022-2023 учебный год

В Программе прописана система работы по поддержке одарённых детей в ДОУ...

МАСТЕР-КЛАСС «ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА: МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Наше эмоциональное и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А наше эмоциональное состояние напрямую зависит от того, что с нами происходит. И наполняя нашу жизнь искусством, мы оздоравливаем себя....