«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)
методическая разработка
Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Содержание дошкольного образования включает в себя четыре образовательные области, одной из которых является «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соответствует действующим концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы дошкольного образования. В настоящее время возникла настоятельная необходимость в том, чтобы построить принципиально иную функциональную образовательную модель, базирующуюся на личностно-ориентированном принципе.
Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию художественной культуры человека. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствование всех средств эстетического воспитания, в том числе и изобразительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте и проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы.
Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Необходимо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Следует всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
При планировании работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ФГОС учитывает:
- самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
- социокультурное разнообразие детства;
- возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
- потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Поэтому в непосредственной образовательной деятельности – рисовании, лепке, конструировании формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Однако для современных дошкольников становятся актуальными и недостатки результатов воспитания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства:
- у них не сформированы способы эстетического сужения, осознание эстетических свойств произведений искусства;
- не умеют замечать недостатки своих работ и исправлять их;
- отмечается низкая потребность в создании продуктов ручного творчества;
- многие дети путают названия основных цветов и их оттенков;
- у детей не сформированы пространственные представления и ориентировки, они не умеют работать в микро-пространстве (на листе бумаги, на столе);
- дети не понимают значение перспективы, трехмерности пространства, линии горизонта и т.д.;
Для решения данных проблем в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому развитию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно-развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Проведенный анализ позволяет сформулировать профессиональную проблему, которая строится на противоречии: с одной стороны ФГОС ДО предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений изобразительного искусства, с другой – в методической литературе не представлено четких рекомендаций по построению той или иной формы непосредственно-образовательной деятельности детей.
Решением данной проблемы может стать определение форм организации детской деятельности с конкретным их содержанием.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документов был издан Приказ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В соответствии с данным приказом у детей должны быть достигнуты результаты по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд):
- использует разнообразные способы создания изображения в рисовании, лепке, аппликации;
- применяет традиционные техники изображения.
- Развитие детского творчества:
- принимает участие в создании коллективных композиций пейзажного сказочного содержания;
- создает коллажи, сочетает различные техники изобразительной деятельности, создает индивидуальные декоративные, предметные и сюжетные композиции;
- варьирует, интерпретирует, экспериментирует при выборе средств выразительности для передачи образа.
- Приобщение к изобразительному искусству:
- различает виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство);
- понимает выбор средств выразительности в произведении в соответствии с замыслом художника;
- выражает собственное мнение по поводу произведения искусства, формулирует эстетические суждения.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» призвана сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния. Вся система художественно-эстетического воспитания в ФГОС ДО нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Чтобы решить обозначенную проблему, нужно решить следующие задачи:
- способствовать овладению ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;
- развитие способности к художественно-эстетическому творчеству;
- развитие эстетических психологических качеств личности ребенка, которые включают эстетическое восприятие, чувства, оценку, вкус и другие психические категории эстетического воспитания.
Взаимодействие воспитателей и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
Формы работы | ||
Режимные моменты:
| Совместная деятельность педагога с детьми:
| Самостоятельная деятельность детей:
|
|
|
|
Работа с воспитателями:
- Деловая игра «Искусство в жизни человека» (с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников).
- Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по изобразительному искусству» (обучение технологии моделирования НОД по художественно-эстетическому воспитанию и их анализу).
- Педсовет «Взаимосвязь искусств в художественно-эстетическом воспитании».
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей. Цель: выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольников.
- Дискуссия-размышление «Художественная мозаика». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости произведений искусства в художественном развитии детей.
- Встреча в художественной гостиной «С природой одной жизнью он дышал». Цель: закрепление у детей интереса к творчеству русского художника-пейзажиста И.Шишкина, объединение усилий педагогов и родителей для развития эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству.
Контроль уровня сформированности художественно-эстетического развития:
Критерии | Показатели критериев |
1.Эстетическое осознание произведения изобразительного искусства. | -ребенок умеет дать правильную -может описать произведение искусств; -правильно определяет цвета |
2.Развитие художественного вкуса. | -ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; -устанавливает правильные пропорции |
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества. | -ребенок самостоятельно справляется с заданием; -правильно устанавливает пропорции |
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)
Достижению новых образовательных результатов способствует изменение условий:
Кадровые:
- регулярное повышение квалификации педагогов по теме «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»;
- методическое объединение по теме «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству»;
- практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по изобразительному искусству».
- педсовет «Взаимосвязь искусств в художественно-эстетическом воспитании».
Научно-методические:
- разработка планирования в соответствии с принципом интеграции образовательных областей;
- изучение педагогического опыта коллег из других ДОУ по проблеме формирования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства.
Материально-технические:
- репродукции картин для анализа, иллюстрации с изображением архитектурных сооружений, скульптур;
- компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации репродукций картин, архитектурных сооружений, скульптур, презентаций по темам НОД).
Нормативно-правовые:
- изучение ФГОС и СанПин;
- ориентация педагогической деятельности на рабочую программу, принятую в детском саду.
Информационные:
- создание стендов для родителей с материалами по приобщению детей к художественной литературе;
- распространение собственного педагогического опыта.
Организационные:
- организовать консультации для родителей;
- создать условия для освоения детьми программы (предметно-развивающая среды группы);
- организовать выставки детских рисунков, аппликаций, групповых и индивидуальных проектов, работ декоративно-прикладного искусства.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Осенние листья».
Возраст целевой группы: дошкольники 6-7 лет
Цель пособия: создать условия для восприятия осеннего пейзажа и анализа цветовой гаммы осенних листьев.
Задачи пособия:
- Формировать у детей теплое, трепетное отношение к неживым образам природы, умение чувствовать ее красоту и совершенство.
- Формировать способность видеть в картине радостное настроение, связанное с приходом осени.
- Развивать умение сливать краски.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
Звучит музыка П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года». Воспитатель: Ребята отгадайте загадку Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья. (Осень) (клик мышкой – появляется Осень) | |
Беседа о том, в какие цвета окрашивает осень листья на деревьях. Осень. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник и зарделись клены, В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: - Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета! (З.Федоровская) Приходилось ли вам гулять по осеннему парку? Не правда ли, осенью очень красиво. Опишите картину, что на ней изображено? (работа со словом «аллея», подбор синонимов к слову «скамейка») | |
Воспитатель Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листья опадают? Дети: Листопад. (клик мышкой по картинке – появляется листопад) Воспитатель: Верно. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями. Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали. Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. | |
Дидактическая игра «С какого дерева лист». Ребята, посмотрите на листики. С каких деревьев сорвал их ветер? (с рябины, клёна, дуба, берёзы) (клик мышкой строго на лист – появляется соответствующее дерево). -Если у дуба листья какие?, у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины). | |
6,7,8 | Смешивание красок. Воспитатель: А теперь представьте, что вы решили нарисовать осенние листья, но у вас нет нужных красок. Есть только основные цвета. Что же делать? (смешивать краски) Воспитатель: Какой получится цвет, если смешать желтый и синий? (клик мышкой на белое облачко – появляется зеленый цвет). (Затем коричневый, оранжевый) |
9. | Молодцы, ребята. Теперь вы сможете нарисовать осенний пейзаж и не растеряетесь, если не найдете нужного цвета. |
Словарь терминов
Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Восприятие – психический процесс, приводящий к формированию образа целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.
Воспроизведение - активный, «творческий» процесс, связанный с перестройкой, реконструкцией, преобразованием воспроизводимого, особенно большого по объему материала.
Выразительные средства живописи - художественные средства живописи: цвет; рисунок; композиция; а также фактура красочной поверхности и выразительность мазков.
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность.
Изобразительная деятельность дошкольников - это художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Интерес (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Интерес (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, пластмассам типа поликапролактона и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей.
Эмоциональный опыт - это совокупность знаний, умений и навыков по преодолению экстремальных ситуаций, возникающая и закрепляющаяся на фоне сильных эмоциональных переживаний сугубо важных, ответственных и опасных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества
Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ...
«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
Статья по теме: "Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе" (из опыта работы воспитателя)
Опыт работы воспитателя в подготовке детей к школе....
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...