проект " Мастерами земля славится"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме
знакомство с русскими народными промыслами России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_masterami.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мастерами земля славится»
( развлечение для детей в детском саду)
воспитатель: Крестьянинова И. А.
Тема: « Мастерами земля славится»
Задачи:
-обобщить представление детей о декоративно-прикладном искусстве России;
-развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои вопросы, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой, Дымковской и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Предварительная работа:
сбор информации о промыслах вместе с родителями, создание в группе мини-музея по теме, изготовление работ с элементами росписей на занятиях, разучивание стихов, песен и народных игр, посещение музея всеми группами д/сада.
Материал:
костюмы с элементами росписи, костюмы коробейников и медведя, изделия мастеров, корзина для покупок, физическая карта России, атрибуты к играм, костюмы девочкам-березкам, ленты, ростовые матрешки, музыкальное сопровождение - русские народные мелодии.
Участники:
все дети групп детского сада.
Ход развлечения:
Звучит музыка о России, дети заходят в зал, садятся на стулья.
ребенок:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга!
И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Ведущий (обращает внимание на карту России):
Да, велика наша страна – много городов, поселков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». «Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья – искусница обернулась Жар – птицей и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы. Вот такой сказ!
А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделал дело – гуляй смело!» А знаете ли вы изделия народных мастеров?
ребенок:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
ребенок :
Что ж, давайте по порядку –
Загадаю я загадку.
Кто скорей ответ найдет,
Тот игрушку и возьмет.
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы…
А ну, назови – ка меня!
Дети: дымковская игрушка
Ведущий:
Что вы знаете о них? Кого обычно лепят дымковские мастера? Какие цвета используют в росписи? ( ответы детей)
Эй, ребята, подходите-
На игрушки поглядите!
1 ребенок.( показывает дымковского индюка):
Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно сказочный цветок.
А высокий гребешок
Краской красною горя
Как корона у царя.
2 ребенок. ( показывает няню-куклу):
В кокошнике няня,
На руках – Ваня,
И хорош, и пригож…
Скоро, Ваня, подрастешь?
3 ребенок:
Словно сказка – невидимка
В небе радугу зажгла
Расцвела узором Дымка-
Людям радость принесла!
4 ребенок:
Яшка – дружок
Дует в рожок
Сидит на спинке
У свинки.
ИГРА «ЯШКА» ( в кругу сидит ребенок с завязанными глазами, дети движутся по кругу, припевая)
Сидит, сидит Яшка
Красная рубашка.
Грызи, грызи, Яшка,
Орешки соленые,
Подружке дареные.
Чок- чок, чок- чок,
Вставай, Яшенька, дружок!
Где твоя подружка?
В чем она одета?
Как ее зовут?
Ведущий:
А теперь, ребята, внимательно слушайте следующую загадку…
Снежно – белая посуда
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Дети: это Гжель
5 ребенок:
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель!
Ведущий:
Из чего делают гжельскую посуду? (из белой глины). Почему посуда называется Гжель?( в печи по названию деревни, а так же потому, что ее обжигают два раза). В чем особенность гжельской посуды? (ее расписывают только синей краской).
В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.
Вдоль этой речушки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки растут.
Умельцы в той деревеньке живут.
Расписную посуду они мастерят,
Синим по белому чудо творят.
6 ребенок:
Гжель – посуда просто чудо
синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор-
оторвать не в силах взор.
Красива и нежна Гжель.
Работают мастера на славу, но и веселиться умеют.
Эй, девчонки – хохотушки,
запевайте -ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
(выходят девочки на частушки)
ЧАСТУШКИ:
хором:
Ставьте ушки на макушки,
Мы про Гжель споем частушки!
1.по полю гуляла я,
три цветочка нашла:
белый, синий, голубой-
Я любуюсь красотой!
2.мыла гжельскую посуду,
разлетелись брызги всюду.
брызги вытру – не беда,
ох, посуда хороша!
3. дома краски я нашла,
синим глазки подвела,
щеки подрумянила…
мама не ругай меня!
4. юбку белую надела,
синей лентой заплела,
вот какая стала я,
полюбуйтесь на меня!
5. я в окошко смотрю
на окошко и ель.
приглашу с собой Кирилла
на экскурсию я в Гжель!
Ведущий:
А теперь, ребятки,
вам еще загадка.
Резные ложки и ковши
ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
растут нездешней красоты.
Блестят они как золотые,
а может солнцем залитые.
7 ребенок:
Листочки, ягодки , цветочки,
Стебелечек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный , красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Дети: Хохлома.
8 ребенок:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки-
Расписные чудо-ложки!
Ведущий:
Почему этот товар называется Хохлома? ( по названию села). Из чего делают там посуду? (из дерева липы и березы). Как деревянная посуда становится золотой? (сначала заготовку обмазывают глиной, покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой).
А ну-ка, где там ложкари,
Плясовую б завели!
Вот вам ложки золоченые-
Узоры крученые!
Покупаем чудо-ложки,
Поиграем мы немножко!
«ИГРА С ЛОЖКАМИ» (пока говорятся слова, дети передают ложки. У кого ложки оказались по окончании слов, выходят в круг и играют на ложках)
Передавайте ложки
По нашему кружочку.
Найдите, чудо-ложки,
Для себя дружочка.
Ведущий:
Загадаю-ка вам еще одну загадку.
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят!
9 ребенок:
Эта сказка с чудесами-
Сколько красок и цветов
Оживает под руками
Городецких мастеров.
10 ребенок:
Чудо-птицы, чудо-кони
Тонконогие летят,
Розоватые бутоны
Снова радуют наш взгляд.
И, как будто для забавы,
Расцветают на глазах
И розаны, и купавы
На солонках и досках…
Ведущий:
Навострите ,гости, ушки
и послушайте частушки!
ЧАСТУШКИ:
1.веселись наш детский сад,
веселее нет ребят,
мы с улыбкой на лице
вам споем о Городце!
2.кто рисует Городец,
ах, какой он молодец.
и листочки и цветы-
это все для красоты.
3. коль на досточке девица
иль румяный молодец,
чудо-конь и чудо-птица-
это значит Городец.
4. научилась, слава Богу,
рисовать я наконец,
дайте денег на дорогу-
уезжаю в Городец!
ИГРА С ЛЕНТОЙ (похожа на «Гори,гори ясно»)
Вышел(а) (имя) погулять
Стал(а) подружку (друга) выбирать,
Стал(а) подружку (друга) выбирать
Кому ленту передать…
( звучит русская народная мелодия «Барыня», входит Цыган с медведем)
Цыган:
Расступись народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Ведущий:
- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в садик собираются.( «медведь» красит губы, вертится, прихорашивается)
-А какие в нашей группе мальчики? («медведь» дерется, рычит)
- А как Федя проспал, в сад опоздал? ( «медведь» «спит», вскакивает, бежит)
-А как воспитатель по группе ходит? ( «медведь» важно ходит)
-А как Маша плачет? ( «медведь» «плачет»)
-А как Дуняша пляшет? ( «медведь» выставляет ногу)
- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя! ( «медведь» крутит задом)
- Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись!
(медведь кланяется и уходит, пританцовывая)
ИГРА « КАРУСЕЛЬ» ( 1 и 2 младшие группы)
Ведущий:
Пока дружно мы играли,
Мастера другие приезжали.
Лавку открывают,
Гостей к себе созывают!
( заходят девочки – матрешки)
МАТРЕШКИ (хором) :
Мы матрешки, мы сестрички,
мы толстушки – невелички.
как пойдем плясать и петь-
вам за нами не успеть!
Ведущий:
И Загорские матрешки
лихо пляшут по дорожке!
ТАНЕЦ МАТРЕШЕК (Под музыку « Во поле береза стояла…»)
1.идут медленно( «ПЛЫВУТ») по центру зала друг за другом, делают круг и выстраиваются в колонну
2. по центру друг за другом делятся на 2 колонны.
3. движения по кругу ( 2 раза)
4. выстраиваются в колонну по центру, проходят круг и становятся в шеренгу.
5. вокруг друг друга – парами кружатся.
6.проходят друг за другом большой круг, кланяются ПООЧЕРЕДНО и «уплывают» из зала.
Ведущий:
мы сегодня чудеса видали,
на ярмарке веселой побывали,
а теперь честной народ,
дружно встанем в хоровод!
( девочки подготовительной группы танцуют танец «Березки». Звучит песня «Россия»)
Ведущий:
Ярмарка завершается,
чаепитие начинается!
(дети угощаются пряниками)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мастера земли русской"
Проект по ознакомлению с декоративно-прикладным торчеством...
Проект «Мастера земли русской»
Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает истори...
Проект "Мастера земли русской"
Задачи, цели...
Проект «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»
В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.Современные дети част...
ПРОЕКТ "Мастера земли русской"
Проблема развития детского творчества в настоящее время ,является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирован...
Тема: «Светлое раздолье – Русская земля. Славься, Подмосковье – Родина моя!»
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...
Проект «Мастера земли русской»
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные ...