проект " Мастерами земля славится"
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Крестьянинова Ирина Адольфовна

знакомство с русскими народными промыслами России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_masterami.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

      «Мастерами земля славится»

( развлечение для детей в детском саду)

   

воспитатель: Крестьянинова И. А.

Тема: « Мастерами земля славится»

Задачи:

-обобщить представление детей о декоративно-прикладном искусстве России;

-развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои вопросы, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой, Дымковской и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными  обычаями;

- воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.

Предварительная работа:

сбор  информации о промыслах вместе с родителями, создание в группе мини-музея по теме, изготовление работ с элементами росписей на занятиях, разучивание стихов, песен и народных игр, посещение музея всеми группами д/сада.

Материал:

костюмы с элементами росписи, костюмы коробейников и медведя,  изделия мастеров, корзина для покупок, физическая карта России, атрибуты к играм, костюмы девочкам-березкам, ленты, ростовые матрешки, музыкальное сопровождение - русские народные мелодии.

Участники:

все дети групп детского сада.

Ход развлечения:

Звучит музыка о России, дети заходят в зал, садятся на стулья.

ребенок:

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В  другом - снега и вьюга!

И поезд по моей стране

К границе от границы

Не меньше, чем за десять  дней,

И то едва домчится!

Как огромна и красива

Наша Родина – Россия!

Ведущий (обращает внимание на карту России):

Да, велика наша страна – много городов, поселков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». «Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья – искусница обернулась Жар – птицей и, улетая, стала ронять на землю разноцветные  перышки на память о себе. Куда падало перо, там появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы. Вот такой сказ!

А как умели веселиться, плясать после работы! «Сделал дело – гуляй смело!» А знаете ли вы изделия народных мастеров?

ребенок:

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

ребенок :

 

Что ж, давайте по порядку –

Загадаю я загадку.

Кто скорей ответ найдет,

Тот игрушку и возьмет.

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы…

А ну, назови – ка меня!

Дети: дымковская игрушка

Ведущий:

 Что вы знаете о них? Кого обычно лепят дымковские мастера? Какие цвета используют в росписи? ( ответы детей)

Эй, ребята, подходите-

На игрушки поглядите!

1 ребенок.( показывает дымковского индюка):

Вот индюк нарядный

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно сказочный цветок.

А высокий гребешок

Краской красною горя

Как корона у царя.

2 ребенок. ( показывает няню-куклу):

В кокошнике няня,

На руках – Ваня,

И хорош, и пригож…

Скоро, Ваня, подрастешь?

3 ребенок:

Словно сказка – невидимка

В небе радугу зажгла

Расцвела узором Дымка-

Людям радость принесла!

4 ребенок:

Яшка – дружок

Дует в рожок

Сидит на спинке

У свинки.

ИГРА «ЯШКА» ( в кругу сидит ребенок с завязанными глазами, дети движутся по кругу, припевая)

Сидит, сидит Яшка

Красная рубашка.

Грызи, грызи, Яшка,

Орешки соленые,

Подружке дареные.

Чок- чок, чок- чок,

Вставай, Яшенька, дружок!

Где твоя подружка?

В чем она одета?

Как ее зовут?

Ведущий:

А теперь, ребята, внимательно слушайте следующую загадку…

Снежно – белая посуда

Расскажи – ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: это Гжель

5 ребенок:

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых!

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

Ведущий:

Из чего делают гжельскую посуду?  (из белой глины). Почему посуда называется Гжель?( в печи по названию деревни, а так же потому, что ее обжигают два раза). В чем особенность гжельской посуды? (ее расписывают только синей краской).

В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Заросли ивы вдоль речки растут.

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

6 ребенок:

Гжель – посуда просто чудо

синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

оторвать не в силах взор.

Красива и нежна Гжель.

Работают мастера на славу, но и веселиться умеют.

Эй, девчонки – хохотушки,

запевайте -ка  частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

(выходят девочки на частушки)

ЧАСТУШКИ:

хором:

Ставьте ушки на макушки,

Мы про Гжель споем частушки!

1.по полю гуляла я,

три цветочка нашла:

белый, синий, голубой-

Я любуюсь красотой!

2.мыла гжельскую посуду,

разлетелись брызги всюду.

брызги вытру – не беда,

ох, посуда хороша!

3. дома краски я нашла,

синим глазки подвела,

щеки подрумянила…

мама не ругай меня!

4. юбку белую надела,

синей лентой заплела,

вот какая стала я,

полюбуйтесь на меня!

5. я в окошко смотрю

 на окошко и ель.

приглашу с собой Кирилла

на экскурсию я в Гжель!

Ведущий:

А теперь, ребятки,

вам еще загадка.

Резные ложки и ковши

ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

а может солнцем залитые.

7 ребенок:

Листочки, ягодки , цветочки,

Стебелечек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Черный , красный, золотой.

Как зовут товар такой?

Дети: Хохлома.

8 ребенок:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки-

Расписные чудо-ложки!

Ведущий:

Почему этот товар называется Хохлома? ( по названию села). Из чего делают там посуду? (из дерева липы  и березы). Как деревянная посуда становится золотой? (сначала заготовку обмазывают глиной, покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой).

А ну-ка, где там ложкари,

Плясовую б завели!

Вот вам ложки золоченые-

Узоры крученые!

Покупаем чудо-ложки,

Поиграем мы немножко!

«ИГРА С ЛОЖКАМИ» (пока говорятся слова, дети передают ложки. У кого ложки оказались по окончании слов, выходят в круг и играют на ложках)

Передавайте ложки

По нашему кружочку.

Найдите, чудо-ложки,

Для себя дружочка.

Ведущий:

Загадаю-ка вам еще одну загадку.

Из липы доски сделаны,

И  прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят!

9 ребенок:

Эта сказка с чудесами-

Сколько красок и цветов

Оживает под руками

Городецких мастеров.

10 ребенок:

Чудо-птицы, чудо-кони

Тонконогие летят,

Розоватые бутоны

Снова радуют наш взгляд.

И, как будто для забавы,

Расцветают на глазах

И розаны, и купавы

На солонках и досках…

Ведущий:

Навострите ,гости, ушки

и послушайте частушки!

ЧАСТУШКИ:

1.веселись наш детский сад,

веселее нет ребят,

мы с улыбкой на лице

вам споем о Городце!

2.кто рисует Городец,

ах, какой он молодец.

и листочки и цветы-

это все для красоты.

3. коль на досточке девица

иль румяный молодец,

чудо-конь и чудо-птица-

это значит Городец.

4. научилась, слава Богу,

рисовать я наконец,

дайте денег на дорогу-

уезжаю в Городец!

ИГРА С ЛЕНТОЙ (похожа на «Гори,гори ясно»)

Вышел(а)  (имя)  погулять

Стал(а) подружку (друга) выбирать,

Стал(а) подружку (друга) выбирать

Кому ленту передать…

( звучит русская народная мелодия «Барыня», входит Цыган с медведем)

Цыган:

Расступись народ честной,

Идет медведюшко со мной!

Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Ведущий:

- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девочки в садик собираются.(  «медведь» красит губы, вертится, прихорашивается)

-А какие в нашей группе мальчики? («медведь» дерется, рычит)

- А как Федя проспал, в сад опоздал? ( «медведь» «спит», вскакивает, бежит)

-А как воспитатель по группе ходит? ( «медведь» важно ходит)

-А как Маша плачет? ( «медведь» «плачет»)

-А как Дуняша пляшет? ( «медведь» выставляет ногу)

- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя! ( «медведь» крутит задом)

- Молодец! А теперь поклонись, да под музыку пройдись!

(медведь кланяется и уходит, пританцовывая)

ИГРА « КАРУСЕЛЬ» ( 1 и 2 младшие группы)

Ведущий:

Пока дружно мы играли,

Мастера другие приезжали.

Лавку открывают,

Гостей к себе созывают!

( заходят девочки – матрешки)

МАТРЕШКИ (хором) :

Мы матрешки, мы сестрички,

мы толстушки – невелички.

как пойдем плясать и петь-

вам за нами не успеть!

Ведущий:

И Загорские матрешки

лихо пляшут по дорожке!

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК (Под музыку « Во поле береза стояла…»)

1.идут медленно( «ПЛЫВУТ») по центру зала друг за другом, делают круг и выстраиваются в колонну

2. по центру друг за другом делятся на 2 колонны.

3. движения по кругу ( 2 раза)

4. выстраиваются в колонну по центру, проходят круг и становятся в шеренгу.

5. вокруг друг друга – парами кружатся.

6.проходят друг за другом большой круг, кланяются ПООЧЕРЕДНО и «уплывают» из зала.

Ведущий:

мы сегодня чудеса видали,

на ярмарке веселой побывали,

а теперь честной народ,

дружно встанем в хоровод!

( девочки подготовительной группы танцуют танец «Березки». Звучит песня «Россия»)

Ведущий:

Ярмарка завершается,

чаепитие начинается!

(дети угощаются пряниками)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мастера земли русской"

Проект по ознакомлению с декоративно-прикладным торчеством...

Проект «Мастера земли русской»

Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает истори...

Проект «Слава миру на земле, слава хлебу на столе!»

В формировании национального сознания русского народа, хлеб играл важную роль, поэтому о нем мы слышим в народном фольклоре, пословицах и поговорках, народных традициях и обрядах.Современные дети част...

ПРОЕКТ "Мастера земли русской"

Проблема развития детского творчества в настоящее время ,является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирован...

Тема: «Светлое раздолье – Русская земля. Славься, Подмосковье – Родина моя!»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...

Проект «Мастера земли русской»

В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные ...