Проект «Мастера земли русской»
проект (старшая, подготовительная группа)
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, не интересуется народным творчеством. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому, если не знакомить детей с родной культурой, с русскими народными промыслами, то это будет способствовать деградации духовного, патриотического, нравственного, эстетического воспитания и в будущем наши дети не сумеют сохранить культурные ценности нашей Родины и России.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русского народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mastera_zemli_russkoy.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Мастера земли русской»
Составила старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Карамышева Ольга Борисовна
Актуальность
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Одним из наиболее важных средств художественно-эстетического направления развития и формирования активной творческой личности является народное искусство.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Проблема: В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, не интересуется народным творчеством. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому, если не знакомить детей с родной культурой, с русскими народными промыслами, то это будет способствовать деградации духовного, патриотического, нравственного, эстетического воспитания и в будущем наши дети не сумеют сохранить культурные ценности нашей Родины и России
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении к истокам русского народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство детей с русскими народными промыслами, с историей возникновения промыслов;
- формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;
- совершенствовать технические навыки и умения рисования, лепки.
Развивающие:
- развивать творчество и фантазию;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательную активность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров;
- воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию;
- развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов.
Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Аннотация к проекту:
- педагогический проект средней продолжительности;
- рассчитан на старшую возрастную группу детского сада;
- по характеру является открытым;
- по типу проект творчески-информационный.
Ожидаемые результаты:
- формирование чувств национального достоинства;
- широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т.п.);
- знакомство с русским народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Участники проекта:
- дети 5-6 лет;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- родители.
Формы совместной деятельности воспитателя и детей:
- образовательная деятельность художественно-эстетической, познавательно-речевой, физкультурно-оздоровительной и Социально-личностной направленности;
- русские народные игры;
- заучивание потешек, закличек;
- музыкальные праздники и развлечения;
- литературные викторины,
- презентации «Русское народное творчество»
Предполагаемый результат проекта: совместная деятельность детей и педагогов в фольклорном празднике «Пёстрая Ярмарка»».
Механизмы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
- круглый стол с участием родителей,
- подбор наглядно-дидактических пособий,
- демонстрационного материала,
- подбор библиотеки,
- акция «Подари книгу детскому саду»,
- диагностическое обследование,
- оформление родительского уголка,
- родительское собрание.
2 этап – основной:
- образовательная деятельность художественно-эстетической, познавательно-речевой направленности, художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация),
- вечера-развлечения, экскурсии,
- слушание русских народных песен в грамзаписи,
- оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества,
- чтение русских народных сказок,
- конкурс рисунков,
- рассматривание картин русских художников о временах года,
- дидактические и подвижные игры,
- презентация проекта.
3 этап – заключительный:
- диагностическое обследование,
- обработка и оформление проекта,
- анализ результативности.
Перспективы распространения результатов проекта:
Данный проект может быть использован в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Интересы внутри темы | Содержательное направление |
#1048;з каких материалов сделаны разные предметы прикладного искусства #1043;де делали предметы прикладного искусства. #1055;очему такие названия? #1063;то обозначают узоры на предметах? #1055;очему предметы одного промысла нельзя спутать с предметами другого промысла? #1055;очему мастера делали свои предметы именно из этих материалов? | 1. Дымковская игрушка.
#1043;ородецкие узоры.
#1043;олубая Гжель.
#1047;олотая Хохлома
#1056;усская матрёшка
6. Филимоновская игрушка.
|
Этапы реализации проекта
Информационные ресурсы:
- М.А. Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2006.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
- Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».
- Л.С.Куприна, Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие.
- М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красная изба». Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада».
Приложение к проекту
Загадки о народных промыслах
Тук – тук, щёлк – щёлк, Медведь, мужик, коза и волк… Деревянные игрушки: И медведи, и старушки- То сидят, а то спешат, Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба) | Есть ещё для вас игрушка, Не лошадка, не Петрушка- Красавица девица, У неё сестрицы. Каждая сестрица- Для маленькой темница. (Матрешка) |
Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. (Дымка) | Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша…. (Русская матрешка) |
Коль на досточке девица Иль удалый молодец, Чудо – конь и чудо – птица- Это значит… (Городец) | Чашки, чайники и вазы Отличите эти сразу. Белый фон снегов белей, Синий – небушка синей. Кружевное это чудо Привезли купцы откуда? (Из Гжели) |
Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка) | Листочки, ягодки, цветочки, Стебелечек, завиток, Здесь хозяева три цвета: Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой? (Хохлома) |
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, Разноцветные одежки. Раз – Матрена, два – Малаша, Мила – три, четыре – Маша, Маргарита – это пять Нас нетрудно сосчитать (В.Степанов) | Разжимают кулачки, шевелим пальчиками. Загибаем поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого Разжимают кулачки 2 раза |
«Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские Наши руки крендельком, Щеки будто яблочки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. | Дети сжимают и разжимают кулачки. |
«Подарки»
Пошла Маша на базар, Принесла домой товар. Родной матушке платок По середочке цветок. Братьям-соколам По козловым сапогам. Сестрицам-лебедицам По белым рукавицам. | пальчики шагают по столу изображают руками цветок стучат кулачками по столу двигают сцепленными пальчиками |
«Едут, едут бабка с дедом»
Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится дверь между указательным и большим пальцем и три окошка. Пусть малыш за вами повторяет.
Едут, едут бабка с дедом! | Просуньте мизинец в первое окошко между мизинцем и безымянным пальцем со стороны ладони. |
Нет, то скачет конь с соседом. | Положите на мизинец безымянный палец (теперь из окошка выглядывают двое). |
Нет, то два мешка с овсом. | Положите на безымянный средний палец. |
Нет, то кот дерется с псом. | Положите на средний указательный палец. |
Ну, чего же так кричать, | Просуньте в окошко большой палец, расталкивая других. Уберите все пальцы из "окошка". |
Едут, едут бабка с дедом! | То же самое, но пальчики выглядывают во второе окошко между безымянным и средним пальцами. |
Едут, едут бабка с дедом! | То же самое, но пальчики выглядывают в третье "окошко" между средним и указательным пальцами. |
После этого все пальцы убираются и вместе с рукою «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая пальчиками-ножками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мастера земли русской"
Проект по ознакомлению с декоративно-прикладным торчеством...
проект " Мастерами земля славится"
знакомство с русскими народными промыслами России...
Проект «Мастера земли русской»
Ребёнок принёс в детский сад матрёшку, группа детей заинтересованно рассматривала принесённую игрушку, в создавшейся ситуации общения педагог задала вопросы о том, что это за игрушка, кто знает истори...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Проект "Мастера земли русской"
Задачи, цели...
ПРОЕКТ "Мастера земли русской"
Проблема развития детского творчества в настоящее время ,является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирован...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...