Сценарий праздника в старшей группе «Родной свой край люби и знай».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Край мой пинежский, край мой таёжный.
Зорь июльских рябиновой жар,
Разнотравья узорные пожни,
Как старинная девичья шаль.
То с дождями, то знойное лето,
То зимою мороз ядовит.
А весна с Ледовитого ветром
Даже в мае озёра стеклит.
Край мой Пинежский,
край мой таёжный,
Я сроднился с тобою навек.
Ты во всем так же прост, как и сложен,
И тебя познает человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_v_starshey_gruppe.docx | 119.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника в старшей группе
«Родной свой край люби и знай».
Цель: создать праздничное настроение и положительные эмоции, посредством привлечения детей к народным традициям Пинежья.
Задачи:
Познавательные: ознакомление учащихся с народными традициями Пинежья, с историей родного края, предметами старинного быта;
Воспитательные: воспитывать любовь к своему родному краю, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к пинежской природе;
Развивающие: развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности, стремление изучать историю родного края,
Оборудование:
пинежский костюм для бабушки, костюм для домовёнка Кузи, костюм для Фомы, костюм для Ерёмы, каравай, канат, связка баранок.
Оформление:
зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..
Ход развлечения:
Входит ведущий. Звучит музыка (желательно спокойная русская народная в исполнении оркестра русских народных инструментов). Дети свободно входят в зал, рассаживаются по местам.
Ведущий:
О, Родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Наша Родина – Россия. Но у каждого живущего в этой необъятной стране есть близкое сердцу место, куда хочется возвращаться снова и снова. Для нас это место – наше Пинежье. А отчего такое название кто знает? Река у нас протекает – Пинега. От неё и название такое – Пинежье!
(видеозапись «речка Пинега»)
Ведущий: Узнаёте знакомые места?
Край мой пинежский, край мой таёжный.
Зорь июльских рябиновой жар,
Разнотравья узорные пожни,
Как старинная девичья шаль.
То с дождями, то знойное лето,
То зимою мороз ядовит.
А весна с Ледовитого ветром
Даже в мае озёра стеклит.
Край мой Пинежский,
край мой таёжный,
Я сроднился с тобою навек.
Ты во всем так же прост, как и сложен,
И тебя познает человек.
(Видеозапись вечерка)
Бабушка:
Добрый день, гости званные, да желанные!
Милости просим на Пинежские посиделки!
Посидеть да потешиться,
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Ведущий:
Здравствуй, бабушка! Принимай гостей со всех волостей!
Бабушка:
Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли места хватило?
Не тесновато ли вам?
Ведущий:
В тесноте, да не в обиде.
Бабушка:
Если есть в лесу цветы
Будет и поляночка.
Если есть в избе девчата
Будет и гуляночка.
Ведущий:
По селу молва идет:
В эту горницу народ
Каждый месяц созывают,
Да так ласково встречают,
Леденцами угощают.
Бабушка:
Здравствуйте, гости дорогие!
Если величать,
так на пороге встречать.
Дай Бог тому,
кто в нашем дому:
Дорогим гостям,
добрым хозяюшкам,
да малым детушкам!
Наделил бы вас Господь
и житьем, и бытьем и здоровьецем.
(с хлебом, солью)
Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(Гости пробуют хлеб)
Ведущая: По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом с солью и песней. Хлеб убран в закрома! Потрудился честной народ на славу. (к детям).
В народе говорят: есть хлеб…
Дети: Будет и песня.
Ведущая: А умелые руки …
Дети: Не знают скуки.
Ведущая: Кто трудился от души-
Дети: Веселись теперь, пляши!
Хоровод «Уж мы вьем, вьем капустоньку»
Бабушка:
Уж мы вьем, вьем капустоньку, да
Завиваем золотой кочешок, да
Завиваем приговариваем, да
Мы у батюшки в терему, да
Мы у матушки в высоком…
(хоровод развивается)
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится,
Нитка тянется,
Клубок далее, далее, далее,
Нитка доле, доле, доле,
Я за ниточку взялась,
Тонка нитка сорвалась.
Ведущая: Талантливый и трудолюбивый русский народ! Сколько пословиц о труде сложил! Издавна Пинежье славилось своими мастерами.
Бабушка: Что, верно, то верно!
Без труда не вынешь рыбку из пруда!
Без труда не проживешь, а приложишь
Терпенье, да уменье,
Ох, и дивной красоты вещи получаются!
(Звучит русская народная песня, презентация мастера)
Ведущая:
А у нас самих товар не хуже!
Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтоб порадовать гостей!
ИСПОЛНЕНИЕ ЧАСТУШЕК.
- Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
- Ах, топнула я,
И не топнула я.
Съела пряников полпуда
И не лопнула я.
- Ах, туфли мои,
Носа выстрочены,
Не хотела я плясать,
Сами выскочили!
- Ах, спасибо тебе, мама,
Что весёлой родила.
Хоть и горе, хоть беда,
Хожу весёлая всегда.
- Подружка моя,
Чем ты лучше меня?
Ты помадой мажешься
И то хуже кажешься!
- Не ругай меня, мамаша,
Не ругай меня, отец,
На работе я ленива,
На гулянье - молодец!
(Из-под печки выглядывает домовёнок Кузя)
Ведущая:
Домовой за печкой жил
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой
Самый лучший в мире домовой.
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Ведущая:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Ведущая:
Что принес?
Домовой:
Оладушки.
Ведущая:
Где ж они?
Домовой:
Под лавкой.
Ведущая:
Экий, ты, Кузя чудак.
Домовой:
А вы бы дети как?
Ведущая:
А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой:
Ладно, в другой раз так и сделаю.
Ведущая:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Ведущая:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Ведущая:
Что принес?
Домовой:
Сапожки.
Ведущая:
Где же они.
Домовой:
А я сделал как вы велели.
На стол поставил и съел.
(Домовой вылезает из-под печки)
Домовой:
Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
В кузовок берестяной,
Что лежит, в нем вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
-Кто в избе рогат? (Ухват.)
-Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
-Черный конь скачет. (Кочерга.)
-Кривая собачка в печку глядит. (Кочерга.)
-Стоит толстячок, блестит бочок; шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар.)
-Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает. (Веник.)
-Сидят две галочки на одной палочке. (Ведра на коромысле)
-Посуда новая, да вся дырявая. (Сито.)
-Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса)
-Кто берет сено тремя зубами? (Вилы)
-То толстеет, то худеет, на весь дом голосит» (гармонь)
Ведущая:
А вот бы нам, дорогой Домовой, посмотреть. Как люди на Пинежье досуг свой проводили.
Домовой:
У кого там хмурый вид!
Снова музыка звучит!
Собирайся детвора-
Ждет вас добрая игра.
Игра «Плетень»
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущая:
Всякий молодец
На свой образец.
Пришли к нам два брата
Фома да Ерема.
Бабушка:
Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.
Фома:
Садись.
Ерема:
Нет, ты садись.
Фома:
Подвинься.
Ерема:
Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)
Ерема:
Фому поднимали,
Животы надорвали.
Фома:
Ерема худ, голова с пуд.
Нос крючком,
Хохол клочком.
Ерема:
Фома вредный,
Голос медный.
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
Фома:
Любишь шутки над Фомой,
Полюби и над собой.
(ссорятся)
Ведущая:
Получился у нас петушиный бой.
Домовой:
Кто вперёд идёт, того страх не берёт
Игра: «Петушиный бой»
Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3—5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.
Правила
1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.
2. Руками толкать друг друга нельзя.
Ерема:
Фома, есть хочешь?
Фома:
Да нет, перекусил.
Съел кусок пирога,
Горшок сметаны,
Решето калачей.
Ерема:
Вот какой сильный стал.
Домовой:
Проходи честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры, молодцы идут,
Потянуть верёвку.
Игра: «Перетягивание каната»
(Ерема и Фома против детей)
Ведущая:
Эх, Фома да Ерема,
Сидели бы дома.
Пинежские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки. Для всех пинежских игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Горелки - особенно популярная и любимая были игра наших бабушек и дедушек.
Бабушка:
Есть у меня такая игра, собирайся, детвора!!!
Не толкайтесь, не спешите, а скорее подходите.
Домовой:
Проходи честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры, молодцы идут,
Поиграть в горелки.
(Кузя играет с детьми в игру «Гори, гори ясно»!)
Правила игры «Горелки»
В игре участвует от 11 человек. Важно, чтобы количество играющих было нечетным. Выбирается водящий — он будет «гореть».
Все остальные игроки делятся на пары и встают позади «горящего» на расстоянии 3-4 метра от него. Игроки поют:
«Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
Как только они заканчивают петь, последняя пара расцепляет руки, и бежит вдоль колонны, один слева, другой — справа.
Как только они поравняются с водящим, они кричат ему:
«Раз, два, не воронь, беги, как огонь!»
После этого они бегут дальше, стараясь увернуться от водящего, встать перед ним и снова сцепить руки. Водящий, в свою очередь, старается их осалить или поймать. Если ему удалось осалить одного из игроков, он встает с ним парой впереди колонны, а оставшийся игрок становится «горящим».
Если водящий никого не поймал, он продолжает водить, а бежавшие игроки встают парой в начале колонны.
Ведущая:
На все игрища Пинежане красиво одевались, водили хороводы. Одежду они шили и украшали сами. Чтобы сшить рубаху или сарафан. Сначала необходимо соткать ткань из пряжи. Это делали пряхи. Они наматывали пряжу на веретено.
Домовой:
Без веретена-не пряжа,
Без иглы-не портной.
У ленивой пряхи, нет и рубахи.
Чтобы рубаху нам соткать, надо пряжу намотать.
Игра «клубочки»
Ведущая:
Празднования на Пинежье проходили круглый год. У каждого времени года были свои обряды и свои приметы. На гулянии предпочитали «ходить ходечи».
Этот хоровод-шествие – один из старейших хороводов на Пинеге. Постепенно из этого вида появились разновидности. Так называемые «ручейки».
Бабушка:
Хожу я по травке
Гуляю по муравке
Ой, мне по этой травке
Ходить не находится
Ой, ходить не находится
Гулять не нагуляться.
Домовой:
Проходи честной народ,
Не пыли дорожка.
Добры, молодцы идут,
Поиграть немножко.
Игра «ручеёк»
Девочка:
Пойдемте, девочки домой,
Пойдемте, ягодиночки.
Дадим хозяевам покой
Закончим вечериночку.
Девочка:
Пойдемте, девочки домой
Я уж насиделася.
Моего милого нет,
На ваших нагляделася.
Ведущая:
Путешествие в старину завершается. О русских обычаях и традициях много узнали. Так жили на Пинежье наши предки и нам завещали - очень хотели, чтобы традиции мы продолжали.
Бабушка: Ну, добры молодцы и красны девицы, понравились вам русские народные традиции? По русскому обычаю всех угощаем баранками.
(Вручает детям связку баранок.)
Ведущая:
Нам жить без праздников нельзя.
Не уходи из сердца, праздник,
До новых праздников, друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей начальных представлений о малой Родине. Конспект НОД в младшей группе «Родной свой край люби и знай!»
Конспект НОД посвящено теме знакомства с родным тульским краем. в нем описаны задачи, а также сам ход занятия....
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Родной свой край люби и знай»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...
Методическая разработка Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Родной свой край люби и знай"
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исто...
НОД во II младшей группе «Родной свой край люби и знай!»
НОД во II младшей группе «Родной край люби и знай!»...
Отчет по проекту в подготовительной группе: «Родной свой край люби и знай»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного края и его влияния на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития детей при знакомстве с малой родиной возможна т...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней группы "Родной свой край люби и знай"
Приобщение дошкольников к истории и традициям родного края...
Историко-патриотический проект в старшей логопедической группе «Родной свой край люби и знай»
Дошкольное детство- важнейший период становления личности, в который формируются первые представления об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются нравственные основы гражданских качеств. Нр...