« Игра — драматизация — как средство речевого развития младших дошкольников».
проект (младшая группа) на тему

Никитина Ирина Александровна

Игра — драматизация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-igra.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

   « Игра — драматизация — как средство речевого развития младших  дошкольников».

 

Вид проекта:

     досугово - познавательный;

Цель проекта:

    развитие речи и творческих способностей каждого ребенка средсвами      

    театрального искусства (независимо от уровня его подготовленности);

Задачи проекта:

образовательные:

- формировать речь детей, упражнять в правильном произношении слов и предложений, формировать выразительную речь, эмоциональную раскрепощенность, выразительную передачу образа (мимику, пантомиму, интонацию);

-знакомить детей с устным народным творчеством; учить слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказки;

развивающие:

    - развивать театральные способности, умение воплощаться в образы героев, с удовольствием включаться в игру-драматизацию как актеры и как зрители

    -создание предметно-развивающей среды для работы по данному проекту;

    -сотрудничество с родителями детей в создании театрализованного представления;

воспитательные:

    -воспитывать отзывчивость, отвественность за выполняемое дело, целеустремленность, умение работать в коллективе.

Актуальность проекта:

В последнее время  развитие речи у дошкольников занимает важное место в системе обучения детей в дошкольных учреждениях.Уже в младшем возрасте необходимо проводить большую работу, которая способствовала бы развитию связной речи, грамматического строя, речевого общения, что дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы. Дети должны учиться слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. И работа в ДОУ заключается- помочь ребенку справиться с проблемами речевого развития и повысить их познавательную активность в игре. Дети любого возраста любят играть, перевоплащаться в кого-либо или во что-то. И задача воспитателя — это занять партнерскую позицию, увлечь ребенка продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по своему.  Формирование у детей необходимых речевых навыков(четкое произношение звука, заучивание стихотворений, составление описательного рассказа по картине) от воспитателя требуется многократное повторение материала, который должен быть обыгран ребенком в игре. Большую помощь в развитии речи детей оказывает и их знакомство с народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными, песенками и т. д. Русский фольклор помогает увеличить запас слов ребенка, привлекая внимание к предметам, животным, людям. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.А потешки, прибаутки и скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Ребенок должен не только запомнить, но и прочитать потешку, а потом еще и обыграть, т.е. все выливается в театрально-игровую    деятельность. С помощью малых форм фольклора можно решить все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младшем возрасте. Кроме малых форм особое внимание хочется обратить на жанр необрядового фольклора — это русские сказки. Дети особенно любят играть в сказки- игры с пальчиками, игры с куклами би-ба-бо, настольный театр, игра-драматизация. Театрально-игровая деятельность и совместные игры с педагогом — это важнейшее средство для решения практически всех задач воспитания, развития и обучения: развития речи и сенсорики, чувств и эмоций, мышления и воображения, фантазии, внимания, памяти, а самое главное речевых, коммуникативных, организаторских умений и навыков, которые и служат фундаментом для развития личности ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем русский народ. Без сказки — живой, яркой, овладевшей познанием и чувствами - невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень человеческого мышления и речи.»

Участники:

   дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Сроки реализации:

   март — апрель 2014 г.

Содержание проекта

ответственные

сроки

результат

1.Создание предметной среды: атрибуты доступные детям, декорации;

Воспитатели, родители

март

Укрепление материально- театрализованной базы

2.Изготовление вместе  с детьми и родителями декораций и костюмов;

Воспитатели, дети, родители

март

Сотрудничество воспитателей, детей и родителей

3.Выставка книг со сказками, потешками;

Воспитатели, родители;

март

Воспитание интереса к русским народным сказкам и другим жанрам усного народного творчества;

4.Рассматривание игрушек, иллюстраций, картинок с персонажами потешек и сказок;

Воспитатели, дети;

Март

Знакомство с новыми художественными произведениями — принцип наглядности;

5.Знакомство с народным творчеством: потешки, колыбельные и т.д.(«Пошел котик на торжок...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...», «Баю -бай,баю-бай,  ты собачка не лай...»

Воспитатели, дети;

Март-апрель

Умение раскрывать свои творческие способности, обогащение словаря;

6.Обыгрывание потешек, песенок, героев сказок;

Воспитатели, дети;

Март-апрель

Активизация речи детей, умение двигаться и передавать характер персонажа;

7.Рассматривание игрушек и картинок с изображением персонажей сказки «Рукавичка»;

Воспитатели, дети;

Март-апрель;

Знакомство детей с новой сказкой, персонажами сказки и характером героев сказки;

8.Рассказывание сказки «Рукавичка»-

-беседа с детьми о прочитанном;

-дети пересказывают сказку;

Воспитатели, дети;

Март-апрель;

Активизация творческого мышления, речи, воображения;

9.Обыгрывание с детьми образов персонажей сказки, отбор выразительного средства для передачи образа (мимика, пантомима, интонация);

Воспитатели, дети;

Март-апрель;

Развитие у детей эмпатии (сопереживания), умение распознавать эмоциональное состояние другого человека;

10.Семейный конкурс рисунков «Моя любимая сказка»;

Воспитатели, дети, родители;

Апрель;

Сотрудничество с родителями и развитие творческих способностей;

11.Фотовыставка «Я-играю в сказку»;

Воспитатели, дети;

Апрель;

Информированность родителей;

12.Проведение родительского собрания « Игра-драматизация сказки «Рукавичка»

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель;

Апрель;

Развитие сотрудничества в игре;

                                                                                             

            Игра-драматизация сказки «Рукавичка».

Задачи:

  образовательные:

-расширять кругозор детей через знакомство со сказкой «Рукавичка»;

-учить осознавать эмоции героев, передавать чувства героев;

  развивающие:

-развивать связную речь детей, артикуляцию, внимание, стимулировать речевую активность, тренировать в произношении звукоподражаний;

-развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, общую и мелкую моторику;

-воспитывать интерес к народному творчеству;

-развивать творческую активность детей;

  воспитательные:

-приобщать детей к художественной литературе;

-воспитывать у детей чувства сопереживания героям;

-воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.

Подготовительная работа:

Чтение и заучивание потешек «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...», «Пошел котик на торжок», «Тень-тень потетень», чтение сказки «Рукавичка» и заучивание ролей, репетиции по ролям всех детей по переменке, разучивание физических упражнений, заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»

Материал:

Декорации к сказке «Рукавичка», костюмы и маски, кукла Снегурочка, спортивный инвентарь.

Действующие лица:

Сказочница, мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, кабан, медведь, дед, собака.

Ход:

(Сцена закрыта, дети стоят  полукругом возле сказочницы).

Сказочница: Здравствуйте дети. Спешила к вам в гости, хотела в сказку позвать, но тут Снегурочка меня встретила и рассказала, что вы сегодня какие-то грустные и печальные. И Снегурочка очень огорчилась. Но что бы вы не грустили, она знает один секрет, как вас развеселить. Хотите и вы узнать, как перестать грустить. (Снегурочка проходит и всех гладит по спинке). -Понравилось, ребята? (Да). А теперь снегурочка хочет с нами поиграть в игру «Щекотушки». (Снегурочка подходит к каждому и щекочет). Всем весело. Ну вот с таким настроением можно отправиться в сказку. Сказка не принимает хмурых и сердитых ребят, улыбнитесь все как ласковое, теплое солнышко.

          Сказку дети в гости звали?

          Сказку дети в гости ждали?

          Ну тогда ее встречайте,

          Двери шире открывайте!

      Сценарий сказки «Рукавичка».

(дети одевают маски, сцена открывается).

Сказочница:

Шел дед лесом, а за ним бежала собака.

Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.

Вот бежит мышка, влезла в рукавичку и говорит:

Мышка:

Тут я и буду жить, надо только убраться.

( Игра «Уборка»)

Сказочница:

А в это время лягушка прыгает.- Прыг, прыг! - и спрашивает:

Лягушка:

Кто-кто в рукавичке живет?

Мышка:

Я мышка — поскребушка. А ты кто?

Лягушка:

А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня.

Мышка:

А что, ты умеешь делать?

Лягушка:

А я умею стихи читать,

Буду вас по утрам просвящать.

( читает стихотворение «Где обедал воробей?» С. Маршак)

Мышка:

Ну заходи.

Сказочница:

Вот стало их двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке и спрашивает:

Заяц:

Кто, кто в рукавичке живет?

Звери:

Я мышка — поскребушка, я лягушка — попрыгушка. А ты кто?

Заяц:

Я зайчик — побегайчик. Пустите и меня

Звери:

А, что ты умеешь делать?

Заяц:

Я умею через препятствия прыгать и следы запутывать.

(прыгает через спортивный инвентарь, бегает змейкой, прыгает по кочкам)

Звери:

Иди к нам.

Сказочница:

Вот их уже трое. Бежит лисичка.

Лисичка:

Кто, кто в рукавичке живет?

Звери:

Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто?

Лисичка:

Я лисичка-сестричка. Пустите и меня.

Звери:

А что ты умеешь делать?

Лиса:

А я умею потешки рассказывать.

(лиса читает потешку «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду.»

Сказочница:

Вот их уже стало четверо. Глядь бежит волчок, да тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Волчок:

Кто, кто в рукавичке живет?

Звери:

Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волчок:

А я волчок-серый бочок, пустите меня в рукавичку.

Звери:

А что ты умеешь делать?

Волчок:

Я умею загадки отгадывать.

( Загадки о животных.)

1.Ловко скачет по лужайке

   Быстроногий серый...(зайка)

2.Хвост пушистый, краса,

  А зовут ее...(лиса)

3.Лапу он  зимой сосет,

  А еще он любит мед

  Может громко зареветь,

  Как зовут его?...(медведь)

4.Дружбу водит он с лисой,

  Для других он очень злой!

  Все зубами щелк, да щелк,

  Очень страшный серый...(волк)

Звери:

Ну заходи.

Сказочница:

Влез и волчок. И стало их уже пятеро. А рукавичка по швам трещать начала. Откуда ни возьмись бредет кабан.

Кабан:

Хрю, хрю, хрю, кто в рукавичке живет?

Звери:

Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто?

Кабан:

А я кабан-клыкан. Пустите и меня.

Звери:

А что ты умеешь делать?

Кабан:

А я умею слова досказывать.

(игра «Доскажи словечко»)

1.Тихо, тихо как во сне,

  С неба все скользят пушинки,

  Падают на землю

  Серебристые...(снежинки)

2.Вот веселье для ребят:

  Все сильнее снегопад

  Словно в белый пуховик

  Нарядился...(снеговик)

3.Все бегут в перегонки,

  Рядом снежная фигурка,

  Все хотят играть в...(снежки)

4.Словно в сказке, как во сне,

  Землю всю украсил ...(снег)

Сказочница:

Влез и этот. И стало их шестеро, да так тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылез медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

Медведь:

Кто, кто в рукавичке живет?

Звери:

Я  мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок серый- бочок, я кабан-клыкан. А ты кто?

Медведь:

У-у-у, вас тут многовато, я медведь-батюшка! Пустите и меня.

Звери:

А, что ты умеешь делать?

Медведь:

А я считать умею.

(считает до 5, показывает цифры)

Звери:

Как мы тебя пустим? Тесновато у нас.

Сказочница:

Влез и это. И стало их семеро, да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвется. А тем временем дед хватился — нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собака вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит: лежит рукавичка и пошевеливается. Собака как залает: Гав, гав, гав. Звери испугались, да хотели все бежать. А дед, то и говорит: -Не бойтесь она не кусается. Спасибо, что рукавичку сберегли.

А теперь приглашаю весь народ

На веселый хоровод.

(все встали в дружный хоровод).

Сказочница:

Сказка с нами прощается, а вы будьте такими же дружными, как наши звери из сказки. Всего самого хорошего и детям, и взрослым, и лесным жителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра–драматизация как средство речевого развития детей

В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деяте...

Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

Целью данной работы является развитие творческой самостоятельности детей, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения; а также обучение умению использовать средства выразительност...

Консультация для педагогов «Игры - речёвки, как средство речевого развития и поддержки физической активности дошкольников».

         В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью.      Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок ...

Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности

Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности...

Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность игр-драматизацийОпределение 1Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, пе...