« Игра — драматизация — как средство речевого развития младших дошкольников».
проект (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
« Игра — драматизация — как средство речевого развития младших дошкольников».
Вид проекта:
досугово - познавательный;
Цель проекта:
развитие речи и творческих способностей каждого ребенка средсвами
театрального искусства (независимо от уровня его подготовленности);
Задачи проекта:
образовательные:
- формировать речь детей, упражнять в правильном произношении слов и предложений, формировать выразительную речь, эмоциональную раскрепощенность, выразительную передачу образа (мимику, пантомиму, интонацию);
-знакомить детей с устным народным творчеством; учить слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказки;
развивающие:
- развивать театральные способности, умение воплощаться в образы героев, с удовольствием включаться в игру-драматизацию как актеры и как зрители
-создание предметно-развивающей среды для работы по данному проекту;
-сотрудничество с родителями детей в создании театрализованного представления;
воспитательные:
-воспитывать отзывчивость, отвественность за выполняемое дело, целеустремленность, умение работать в коллективе.
Актуальность проекта:
В последнее время развитие речи у дошкольников занимает важное место в системе обучения детей в дошкольных учреждениях.Уже в младшем возрасте необходимо проводить большую работу, которая способствовала бы развитию связной речи, грамматического строя, речевого общения, что дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы. Дети должны учиться слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. И работа в ДОУ заключается- помочь ребенку справиться с проблемами речевого развития и повысить их познавательную активность в игре. Дети любого возраста любят играть, перевоплащаться в кого-либо или во что-то. И задача воспитателя — это занять партнерскую позицию, увлечь ребенка продолжить игру, дать ему возможность сделать что-то по своему. Формирование у детей необходимых речевых навыков(четкое произношение звука, заучивание стихотворений, составление описательного рассказа по картине) от воспитателя требуется многократное повторение материала, который должен быть обыгран ребенком в игре. Большую помощь в развитии речи детей оказывает и их знакомство с народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными, песенками и т. д. Русский фольклор помогает увеличить запас слов ребенка, привлекая внимание к предметам, животным, людям. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.А потешки, прибаутки и скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Ребенок должен не только запомнить, но и прочитать потешку, а потом еще и обыграть, т.е. все выливается в театрально-игровую деятельность. С помощью малых форм фольклора можно решить все задачи методики развития речи, что особенно актуально в младшем возрасте. Кроме малых форм особое внимание хочется обратить на жанр необрядового фольклора — это русские сказки. Дети особенно любят играть в сказки- игры с пальчиками, игры с куклами би-ба-бо, настольный театр, игра-драматизация. Театрально-игровая деятельность и совместные игры с педагогом — это важнейшее средство для решения практически всех задач воспитания, развития и обучения: развития речи и сенсорики, чувств и эмоций, мышления и воображения, фантазии, внимания, памяти, а самое главное речевых, коммуникативных, организаторских умений и навыков, которые и служат фундаментом для развития личности ребенка.
В.А. Сухомлинский говорил: «Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем русский народ. Без сказки — живой, яркой, овладевшей познанием и чувствами - невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень человеческого мышления и речи.»
Участники:
дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Сроки реализации:
март — апрель 2014 г.
Содержание проекта | ответственные | сроки | результат |
1.Создание предметной среды: атрибуты доступные детям, декорации; | Воспитатели, родители | март | Укрепление материально- театрализованной базы |
2.Изготовление вместе с детьми и родителями декораций и костюмов; | Воспитатели, дети, родители | март | Сотрудничество воспитателей, детей и родителей |
3.Выставка книг со сказками, потешками; | Воспитатели, родители; | март | Воспитание интереса к русским народным сказкам и другим жанрам усного народного творчества; |
4.Рассматривание игрушек, иллюстраций, картинок с персонажами потешек и сказок; | Воспитатели, дети; | Март | Знакомство с новыми художественными произведениями — принцип наглядности; |
5.Знакомство с народным творчеством: потешки, колыбельные и т.д.(«Пошел котик на торжок...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...», «Баю -бай,баю-бай, ты собачка не лай...» | Воспитатели, дети; | Март-апрель | Умение раскрывать свои творческие способности, обогащение словаря; |
6.Обыгрывание потешек, песенок, героев сказок; | Воспитатели, дети; | Март-апрель | Активизация речи детей, умение двигаться и передавать характер персонажа; |
7.Рассматривание игрушек и картинок с изображением персонажей сказки «Рукавичка»; | Воспитатели, дети; | Март-апрель; | Знакомство детей с новой сказкой, персонажами сказки и характером героев сказки; |
8.Рассказывание сказки «Рукавичка»- -беседа с детьми о прочитанном; -дети пересказывают сказку; | Воспитатели, дети; | Март-апрель; | Активизация творческого мышления, речи, воображения; |
9.Обыгрывание с детьми образов персонажей сказки, отбор выразительного средства для передачи образа (мимика, пантомима, интонация); | Воспитатели, дети; | Март-апрель; | Развитие у детей эмпатии (сопереживания), умение распознавать эмоциональное состояние другого человека; |
10.Семейный конкурс рисунков «Моя любимая сказка»; | Воспитатели, дети, родители; | Апрель; | Сотрудничество с родителями и развитие творческих способностей; |
11.Фотовыставка «Я-играю в сказку»; | Воспитатели, дети; | Апрель; | Информированность родителей; |
12.Проведение родительского собрания « Игра-драматизация сказки «Рукавичка» | Воспитатели, дети, музыкальный руководитель; | Апрель; | Развитие сотрудничества в игре; |
Игра-драматизация сказки «Рукавичка».
Задачи:
образовательные:
-расширять кругозор детей через знакомство со сказкой «Рукавичка»;
-учить осознавать эмоции героев, передавать чувства героев;
развивающие:
-развивать связную речь детей, артикуляцию, внимание, стимулировать речевую активность, тренировать в произношении звукоподражаний;
-развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, общую и мелкую моторику;
-воспитывать интерес к народному творчеству;
-развивать творческую активность детей;
воспитательные:
-приобщать детей к художественной литературе;
-воспитывать у детей чувства сопереживания героям;
-воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
Подготовительная работа:
Чтение и заучивание потешек «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду...», «Пошел котик на торжок», «Тень-тень потетень», чтение сказки «Рукавичка» и заучивание ролей, репетиции по ролям всех детей по переменке, разучивание физических упражнений, заучивание стихотворения «Где обедал воробей?»
Материал:
Декорации к сказке «Рукавичка», костюмы и маски, кукла Снегурочка, спортивный инвентарь.
Действующие лица:
Сказочница, мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, кабан, медведь, дед, собака.
Ход:
(Сцена закрыта, дети стоят полукругом возле сказочницы).
Сказочница: Здравствуйте дети. Спешила к вам в гости, хотела в сказку позвать, но тут Снегурочка меня встретила и рассказала, что вы сегодня какие-то грустные и печальные. И Снегурочка очень огорчилась. Но что бы вы не грустили, она знает один секрет, как вас развеселить. Хотите и вы узнать, как перестать грустить. (Снегурочка проходит и всех гладит по спинке). -Понравилось, ребята? (Да). А теперь снегурочка хочет с нами поиграть в игру «Щекотушки». (Снегурочка подходит к каждому и щекочет). Всем весело. Ну вот с таким настроением можно отправиться в сказку. Сказка не принимает хмурых и сердитых ребят, улыбнитесь все как ласковое, теплое солнышко.
Сказку дети в гости звали?
Сказку дети в гости ждали?
Ну тогда ее встречайте,
Двери шире открывайте!
Сценарий сказки «Рукавичка».
(дети одевают маски, сцена открывается).
Сказочница:
Шел дед лесом, а за ним бежала собака.
Шел дед, шел, да и обронил рукавичку.
Вот бежит мышка, влезла в рукавичку и говорит:
Мышка:
Тут я и буду жить, надо только убраться.
( Игра «Уборка»)
Сказочница:
А в это время лягушка прыгает.- Прыг, прыг! - и спрашивает:
Лягушка:
Кто-кто в рукавичке живет?
Мышка:
Я мышка — поскребушка. А ты кто?
Лягушка:
А я лягушка — попрыгушка. Пусти и меня.
Мышка:
А что, ты умеешь делать?
Лягушка:
А я умею стихи читать,
Буду вас по утрам просвящать.
( читает стихотворение «Где обедал воробей?» С. Маршак)
Мышка:
Ну заходи.
Сказочница:
Вот стало их двое. Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке и спрашивает:
Заяц:
Кто, кто в рукавичке живет?
Звери:
Я мышка — поскребушка, я лягушка — попрыгушка. А ты кто?
Заяц:
Я зайчик — побегайчик. Пустите и меня
Звери:
А, что ты умеешь делать?
Заяц:
Я умею через препятствия прыгать и следы запутывать.
(прыгает через спортивный инвентарь, бегает змейкой, прыгает по кочкам)
Звери:
Иди к нам.
Сказочница:
Вот их уже трое. Бежит лисичка.
Лисичка:
Кто, кто в рукавичке живет?
Звери:
Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто?
Лисичка:
Я лисичка-сестричка. Пустите и меня.
Звери:
А что ты умеешь делать?
Лиса:
А я умею потешки рассказывать.
(лиса читает потешку «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду.»
Сказочница:
Вот их уже стало четверо. Глядь бежит волчок, да тоже к рукавичке, да и спрашивает:
Волчок:
Кто, кто в рукавичке живет?
Звери:
Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волчок:
А я волчок-серый бочок, пустите меня в рукавичку.
Звери:
А что ты умеешь делать?
Волчок:
Я умею загадки отгадывать.
( Загадки о животных.)
1.Ловко скачет по лужайке
Быстроногий серый...(зайка)
2.Хвост пушистый, краса,
А зовут ее...(лиса)
3.Лапу он зимой сосет,
А еще он любит мед
Может громко зареветь,
Как зовут его?...(медведь)
4.Дружбу водит он с лисой,
Для других он очень злой!
Все зубами щелк, да щелк,
Очень страшный серый...(волк)
Звери:
Ну заходи.
Сказочница:
Влез и волчок. И стало их уже пятеро. А рукавичка по швам трещать начала. Откуда ни возьмись бредет кабан.
Кабан:
Хрю, хрю, хрю, кто в рукавичке живет?
Звери:
Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок-серый бочок. А ты кто?
Кабан:
А я кабан-клыкан. Пустите и меня.
Звери:
А что ты умеешь делать?
Кабан:
А я умею слова досказывать.
(игра «Доскажи словечко»)
1.Тихо, тихо как во сне,
С неба все скользят пушинки,
Падают на землю
Серебристые...(снежинки)
2.Вот веселье для ребят:
Все сильнее снегопад
Словно в белый пуховик
Нарядился...(снеговик)
3.Все бегут в перегонки,
Рядом снежная фигурка,
Все хотят играть в...(снежки)
4.Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ...(снег)
Сказочница:
Влез и этот. И стало их шестеро, да так тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылез медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
Медведь:
Кто, кто в рукавичке живет?
Звери:
Я мышка-поскребушка, я лягушка-попрыгушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волчок серый- бочок, я кабан-клыкан. А ты кто?
Медведь:
У-у-у, вас тут многовато, я медведь-батюшка! Пустите и меня.
Звери:
А, что ты умеешь делать?
Медведь:
А я считать умею.
(считает до 5, показывает цифры)
Звери:
Как мы тебя пустим? Тесновато у нас.
Сказочница:
Влез и это. И стало их семеро, да так тесно, что рукавичка того и гляди разорвется. А тем временем дед хватился — нет рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собака вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит: лежит рукавичка и пошевеливается. Собака как залает: Гав, гав, гав. Звери испугались, да хотели все бежать. А дед, то и говорит: -Не бойтесь она не кусается. Спасибо, что рукавичку сберегли.
А теперь приглашаю весь народ
На веселый хоровод.
(все встали в дружный хоровод).
Сказочница:
Сказка с нами прощается, а вы будьте такими же дружными, как наши звери из сказки. Всего самого хорошего и детям, и взрослым, и лесным жителям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра–драматизация как средство речевого развития детей
В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деяте...
Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Целью данной работы является развитие творческой самостоятельности детей, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения; а также обучение умению использовать средства выразительност...
Консультация для педагогов «Игры - речёвки, как средство речевого развития и поддержки физической активности дошкольников».
В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок ...
Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности
Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности...
Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Понятие и сущность игр-драматизацийОпределение 1Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, пе...