Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)
Понятие и сущность игр-драматизаций
Определение 1
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).
Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности.
Игры-драматизации являются необходимым компонентом всестороннего развития детей в разные возрастные этапы. Это связано с тем, что в данных играх ребенок может почувствовать себя хозяином и творцом происходящих событий, он сам управляет героями, наделяет их определенными качествами, выстраивает между ними взаимоотношения и т.д. Руководя героями, ребенок переживает за них, за то, как развиваются события в игре. Все это оказывает положительное влияние на развитие детской речи, обогащает и расширяет словарный запас детей, способствует умственному развитию. Играя, дети учатся самостоятельно размышлять и воплощать свои мысли и идеи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Понятие и сущность игр-драматизаций
Определение 1
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).
Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности.
Игры-драматизации являются необходимым компонентом всестороннего развития детей в разные возрастные этапы. Это связано с тем, что в данных играх ребенок может почувствовать себя хозяином и творцом происходящих событий, он сам управляет героями, наделяет их определенными качествами, выстраивает между ними взаимоотношения и т.д. Руководя героями, ребенок переживает за них, за то, как развиваются события в игре. Все это оказывает положительное влияние на развитие детской речи, обогащает и расширяет словарный запас детей, способствует умственному развитию. Играя, дети учатся самостоятельно размышлять и воплощать свои мысли и идеи.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Организуя детские игры, воспитатели довольно часто сталкиваются с трудностями. Основные трудности связаны с руководством играми детей. Трудности вызваны тем, что не всегда дети понимают свои роли, а воспитатель преувеличивает дидактическое значение игры и недооценивает ее роль в воспитании детей.
Зачатую в детских образовательных учреждениях, игры-драматизации используются в виде инсценировок, которые ставятся по заранее прочитанному произведению и по заученным ролям. Такое использование игр-драматизаций является ошибочным, так как дети не имеют возможности проявить свои творческие способности.
Замечание 1
Таким образом, одной из особенностей организации игр-драматизаций является то, что руководство ими должно быть направлено на развитие у детей творческих способностей, усвоение определенных умений и навыков.
Важно при организации игр-драматизаций помнить о том, что они направлены на развитие детей, предоставлении им возможность проявить себя. В работе педагог должен опираться на возрастные особенности и возможности детей, их потребности в творчестве. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно, вне зависимости от того разыгрывают они маленькую сценку или же целый спектакль.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игры-драматизации 460 ₽ Реферат Игры-драматизации 260 ₽ Контрольная работа Игры-драматизации 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Организуя игры-драматизации, педагогу необходимо четко понимать, что такое «драматизация».
Определение 2
Драматизация – это представление и разыгрывание в лицах определенного литературного произведения, с сохранением последовательности эпизодов.
То есть игры-драматизации создаются по определенному сюжету, который хорошо известен детям, они способны воспроизвести последовательность действий героев. Именно это отличает игры-драматизации от иных игр, в том числе и от сюжетно-ролевых игр.
Сложность игры-драматизации заключается в том, что детям нужно не просто разыграть известный сюжет, но и передать характерные особенности и черты героев. Изображая героя, ребенок должен не только говорить голосом героя, но и отразить его поведение, личные черты. Все это требует от детей наличия конкретных умений и навыков, а также развернутого словарного запаса. В виду чего, игры-драматизации используются, начиная со старшего дошкольного возраста.
Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю
Для драматизации в ДОУ хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников (см.
также «Драматизация в младшей группе», «Драматизация в средней группе»). Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада.
Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.
Психологические особенности детей старшей группы детского сада
К пятилетнему возрасту ребенок уже многое знает и умеет. В этом возрасте достаточно хорошо развита память. Однако прочнее запоминаются наиболее интересные вещи, воспринятые на эмоциональном уровне. Старший дошкольник имеет четкое представление обо всех видах эмоций. У него формируются различные чувства: любопытство, чувство юмора, удивление, чувство прекрасного, гордости, дружбы и т.д.
Дети 5-6 лет проявляют творческую активность в разных сферах деятельности. Развитие фантазии и воображения часто выражается в сочинении веселых историй. При всем этом ребенок внимателен к любым замечаниям взрослого и старается действовать, руководствуясь его советами.
Природные особенности старшего дошкольника создают благоприятные условия для проведения успешных инсценировок.
Цели драматизации сказок в ДОУ
Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:
- Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
- Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
- Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?
Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.
Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.
Процесс подготовки
Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.
В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста».
Драматизация сказки «Заяц-хваста»
Небольшая по объему сказка, с простым сюжетом позволяет задействовать практически всех детей. Главные говорящие персонажи — это Заяц и Ворона.
В роли рассказчика может выступить сам воспитатель или наиболее способный из детей. Кажется, что требуются только три участника, однако сюжет сказки создается и за счет бессловесных персонажей.
Остальные дети должны будут активно и эмоционально изобразить действия собак и других зайцев.
Предварительная работа включает в себя несколько аспектов:
- Вхождение в сказку. Для того чтобы настроить детей на «лесную» сказку можно прибегнуть к музыкальному сопровождению (запись со звуками леса, пением птиц, воем волков), макету леса из цветной бумаги, картинам с видами леса.
- Преподнесение сказки детям. Это может быть либо выразительное прочтение воспитателем, либо интересная аудиозапись хорошего качества с чтением по лицам.
- Обсуждение сказки. Словарная работа. Некоторые слова и даже фразы стоит обсудить с детьми, выяснить, как дети их понимают (например, хвастун, лaпищи, зyбищи; собаки ее подхватили и давай мять).
- Общий пересказ сказки.
- Более подробный пересказ по вопросам воспитателя. При этом можно использовать вопросы, которые потребуют от детей задействовать и эмоциональную сферу. Например: Кому хвастался заяц? Как он это делал? Каким голосом, с каким выражением?
- Обсуждение характера зайца: каким был заяц в начале и в конце сказки.
- Пробная совместная инсценировка с помощью кукольного театра.
Распределение ролей, обсуждение характера персонажей.
Следующими стадиями станут разучивание реплик детьми, многочисленные репетиции и, наконец, само выступление.
Успех инсценировки и драматизации в старшей группе ДОУ — это зависит различных факторов: психологических особенностей детей, их творческих способностей, заинтересованности, уровня предварительной подготовки всех участников.
Организация игр-драматизаций
Большое значение имеет отбор художественного произведения для игры-драматизации. Педагогу следует не только учитывать возраст детей, но и их предпочтения. Детей дошкольного возраста привлекает занимательный и динамичный сюжет, обильное количество диалогов, малое количество монологов, яркий художественный язык.
Наибольшей популярностью у детей пользуются народные сказки, которые легки в воплощении. Инсценируя народную сказку детям не только легко передавать характер героев, но и им также предоставляется возможность свободного перехода от одного события в другое.
Замечание 2
Детей привлекают сказки, где в качестве героев выступают животные и их детеныши. Например, «Волк и семеро козлят, «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу» и т.д.
Несмотря на то, что игры-драматизации начинают использовать со старшего дошкольного возраста, целесообразно осуществлять подготовку к ним со среднего дошкольного возраста. С этой целью используют потешки, которые вначале дети разыгрывают с воспитателем, а затем уже самостоятельно друг с другом.
Разыгрывая потешки, дети учатся не только играть по ролям и соблюдать сюжет, но и переживать за героев. Несложные переживания обогащают жизненный опыт детей, учат их сочувствию.
Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Драматизация сказки «Теремок» в старшей группе
«Теремок»
Действующие лица
(дошкольники 5-7 лет)
: • Сказочник
(взрослый)
• Мышка-норушка • Лягушка — квакушка • Зайчик — побегайчик • Лиса-краса • Волчок — серый бочок • Медведь — косолапый Необходимы: теремок небольшой и теремок побольше. На сцене ширма. На ширме декорация -…
Драматизация сказки «Волшебный огород» для детей старшего возраста Огород. Сидит бабушка-загадушка, рядом с нею пёсик чёрный носик. Входит Маша Маша. Здравствуй, бабушка! Мне нужны для обеда разные овощи. Можно их взять в огороде? Пёсик. Ав-ав, ав! Б. Мой огород богатый! Растут в нём и капуста, и морковка, и лук, и репка, и сладкий горошек, и…
Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах
Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.
В старшей группе можно устраивать театрализованный показ по русским народным сказкам, таким как «Теремок», «Кошкин дом», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят». Детский утренник превращается в настоящий театр, где благодарные зрители — родители, всячески поддерживают юных артистов. Только в такой атмосфере ребенок может без стеснения выступать и развивать свои коммуникативные навыки.
Игра в детском саду
Цели драматизации сказок в ДОУ
В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.
Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:
- знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;
- воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;
- участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;
- развития памяти и воображения, актерских навыков.
Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.
Представление в старшей группе садика длится от 15 до 20 минут. За месяц до этого воспитатель составляет проект и раздает будущим артистам роли. цель — задействовать всех посетителей группы, а значит, дети становятся и актерами, и зрителями. Роли могут меняться. В сказке «Муха-цокотуха» юные зрители выполняют роль массовки и принимают участие в танцах, пении.
Если для постановки выбрана «Красная шапочка», то можно задействовать всю группу, – если дети, свободные от роли, наденут костюм Волка и будут также «рыскать по лесу». Необязательна экранизация традиционного варианта сказки, возможна инсценировка на новый лад, в более интересном формате.
Драматизация сказки «Красная шапочка»
Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.
Драматизация как приобщение к эстетике
Дети, посещающие старшую группу детского сада, скоро станут школьниками, а приобщение к эстетике нужно начинать в раннем возрасте. Выбирая сказку, которую ребята будут инсценировать на утреннике, воспитатель проводит подготовительный этап. Перед тем, как выйти на сцену, дети должны:
- прочитать сказку, обсудить ее и вовлечься в историю, понять смысл художественного произведения;
- познакомиться с устройством театра и приобщиться к театрально-эстетической культуре, для этих целей подходит совместное изготовление декораций воспитателем и детьми;
- развивать вербальные и невербальные навыки выразительности речи: интонация, мимика, жестикуляция, синтаксическая выразительность;
- учиться перевоплощению. В процессе чтения и проигрывания сказки ребенок пытается передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;
- познакомиться с искусством кукловедения;
- декламировать текст с интересом и выражением.
Важно! Возможна ситуация, когда ребенок получает роль, но недоволен тем, что ему достался петух и хочет играть лисицу. Первое, что должен сделать воспитатель — оценить обстановку и объяснить, чем интересна роль, как можно выразить этого персонажа и вести себя на сцене.
В подготовительной группе при подготовке инсценировок особое внимание занимает воспитательный элемент. Ребенок учится видеть и чувствовать прекрасное, а также создавать эстетику своими действиями.
Дополнительная информация! Рекомендуется привлекать мам и пап к творческому процессу. Каждый родитель может приходить в сад и помогать в создании декораций и костюмов.
Декорации в детском саду
Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе
Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:
- инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
- имитация игровой деятельности;
- участие в настольном театре;
- показ кукольного театра;
- драматизация русских сказок на сцене.
Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста
Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:
- Дети посещают театральный уголок в саду, знакомятся со всеми участниками. Проводится игра «передай мяч и назови имя», вовлечение в творческий процесс.
- Примерка костюмов, которые имеются в мастерской садика. Игра «измени голос» или «изобрази другого человека». Театрализованный спектакль в детском саду не подразумевает грандиозного перевоплощения, но дети учатся понимать своего персонажа и примеряют на себя роль вместе с костюмом.
- Проводится пальчиковая гимнастика, возможно с использованием маленьких мягких кукол. Дети участвуют в показе театра теней, изображают героев из сказки «Репка» и «тянут репу» или показывают такие фигуры, как лебедь, волк, птица. Во время обучающего часа дети отгадывают загадки и вспоминают те загадки, которые знают сами.
- Отработка мимики и жестов. Самый простой способ — поиграть в «изобрази, что ты делал на выходных». Ребенок жестами показывает, как читал книгу или рисовал, смотрел мультики по телевизору.
В старшей группе можно усложнять задачу, например, подготовить сценарий на новый лад по сказке «Волк и семеро козлят», или «Муха-цокотуха», «Колобок».
Театральный кружок в ДОУ
Перед тем, как выходить на сцену, воспитатель с группой проводит 3-5 репетиций и смотрит, насколько быстро участники запоминают свои слова и действия.
Среднее количество игроков — 12, все остальные участвуют в роли «зрителя» и активно хлопают, подпевают и сопереживают героям сказки.
Если нужно увеличить количество участников, то можно поставить несколько внучек в сказке «Репка», девочки будут тянуть репку втроем или вчетвером.
Сказки для постановки в старшей группе
В старшей группе ДОУ можно поставить на сцене практически любую русскую народную сказку. Воспитатель проводит подготовительную неделю, анализирует способности своих воспитанников и принимает решение о том, какое произведение можно драматизировать на утреннике.
Вариантов для театрализации в старшей группе очень много:
- «Заюшкин домик»;
- «Дюймовочка»;
- «Золушка»;
- «Мешок яблок»;
- «Красная шапочка»;
- «Сивка-бурка»;
- «Царевна-лягушка».
Важно! Когда ребенок читает сказку, он воспринимает ее так, как написан текст – глупый кролик или жадный лис и отказывается от роли, потому что не хочет казаться глупым или жадным.
Задача воспитателя — объяснить, что это лишь определение, которое дается, исходя из поступков персонажа.
Ребенок должен понять, что в театрализации первичным является мастерство и то, насколько актер правдиво и достоверно показывает происходящее на сцене.
В процессе подготовки к выступлению дети и воспитатель создают недостающие декорации. Для всех русских сказок существует стандартный набор: избушка, зеленая полянка и деревья, гриб с красной шляпкой и стульчики-пеньки для зрителей.
«Заюшкина избушка»
Детская сказка «Заюшкина избушка» подходит для драматизации в старшей группе. Цель постановки: развитие у детей интереса к театральной художественной деятельности и желания выступать перед людьми.
В процессе подготовки воспитанники детского сада изучают процесс создания декораций и принимают в нем участие, а также узнают, как устроена сцена театра, как правильно выражать голосом радость, печаль и возмущение.
«Заюшкина избушка»
На репетициях воспитатель читает с детьми текст сказки «Заюшкина избушка» и распределяет роли. Важно, чтобы участников и зрителей было поровну, но если группа маленькая и осталось 2–3 «зрителя», то лучше дать им роли Медведя, Волка, Быка.
Развивающие задачи, которые должны быть достигнуты в процессе постановки:
- развитие логического мышления и речи, выделение отдельных слов с помощью интонации;
- развитие слуховой памяти;
- совершенствование навыков выступления перед публикой;
- передача эмоционального состояния персонажа через жесты и мимику.
Ход спектакля – драматизации произведения «Заюшкина избушка»:
- Все участники заходят в зал под музыку «В гостях у сказки» и занимают свои места.
- Воспитатель произносит вводную речь, и дети повторяют ее.
- Загадывают загадку для того, чтобы зрители поняли, какая сказка будет показана: «По снегу бежит, петляет. К лету шубку он меняет. На снегу его не видно. Волку и лисе обидно». После того, как отгадка найдена, на сцену выходит Заяц и произносит свою речь.
- Лис «отбирает» у Зайца домик, и тот начинает искать помощи у зверей.
- На сцену выходят по очереди все участники: ленивый Медведь, Петух, Собака, Волк. Все пытаются выгнать Лисицу из дома, но удается это только Петушку.
- В конце представления воспитатель задает детям вопрос: «Кто вам понравился больше?». Дети кричат «Петушок», и тогда все выходят на сцену и начинают исполнять песню про петуха.
Картотека бесед в средней группе с целями
Важно! Сказка «Заюшкина избушка» драматизируется и в младших группах детского сада. Задача воспитателя старшей группы — усложнить задачу, добавить больше персонажей и использовать различные музыкальные вставки, танцы.
«Мешок яблок»
Инсценировка сказки «Мешок яблок» в старшей группе требует тщательной подготовки. Воспитатель составляет конспект, раздает детям роли и проводит репетиции, в которых обязательно должен быть задействован музыкальный педагог.
Предварительная работа включает в себя:
- знакомство детей с разными темами: «овощи», «фрукты», «животные»;
- практическое занятие по приготовлению простого винегрета из овощей и фруктов;
- чтение сказок, разучивание отдельных отрывков текста;
- инсценировка стихотворения «Овощи» автора Ю.Тувим;
- игра «Покажи, кто». Ребенок может показать, как кот лакает молоко, или как медведь идет вперевалку по лесу, и все должны угадать, кого он изобразил;
- гимнастическая подготовка, выполнение некоторых этюдов;
- отработка речи, выделение интонацией отдельных фраз;
- репетиции по ролям.
«Мешок яблок»
В этой сказке много действующих лиц, поэтому раздать роли нужно заранее и хорошо их отрепетировать. На сцену выходят: Зайчонок и Зайчиха, Ворона, Заяц, Ёжик и Медведь, Крот, бельчата и Козленок. Если остался один ребенок без роли, ему достается роль Мышонка, который не говорит речь, но активно принимает участие в инсценировке. Ведущий — воспитатель, он помогает детям на сцене.
Важно! Если ребенок вдруг забыл слова и растерялся, воспитатель быстро помогает ему сориентироваться и подсказывает текст, не останавливая спектакль.
Все участники выходят на сцену. Там уже стоят декорации: красный фон, мешок с яблоками, домик. Когда все произнесли свои речи и представление закончено, нужно подвести итог сказки, и тогда все дети хором выкрикивают:
«Как аукнется, так и откликнется».
Завершить мероприятие может ярмарка, на которой каждый родитель и ребенок сможет купить яблоко, булочки и пирожки, печенье, салфетки на стол в русском стиле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игра, как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и родителей ДОУ....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .
Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...
Мнемотехника как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
В презентации даны методические рекомендации по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста,обеспечивающей эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...
Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...
«Художественно-развивающие игры, как средство речевого развития детей дошкольного возраста».
Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в своб...