"Игра–драматизация как средство речевого развития детей 5-6 лет"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра–драматизация как средство речевого развития детей 5-6 лет
Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т.д.).
Игра-драматизация представляет собой самостоятельно существующий и своеобразный вид игровой деятельности.
Игры-драматизации являются необходимым компонентом всестороннего развития детей в разные возрастные этапы. Это связано с тем, что в данных играх ребенок может почувствовать себя хозяином и творцом происходящих событий, он сам управляет героями, наделяет их определенными качествами, выстраивает между ними взаимоотношения и т.д. Руководя героями, ребенок переживает за них, за то, как развиваются события в игре. Все это оказывает положительное влияние на развитие детской речи, обогащает и расширяет словарный запас детей, способствует умственному развитию. Играя, дети учатся самостоятельно размышлять и воплощать свои мысли и идеи.
Организуя детские игры, воспитатели довольно часто сталкиваются с трудностями. Основные трудности связаны с руководством играми детей. Трудности вызваны тем, что не всегда дети понимают свои роли, а воспитатель преувеличивает дидактическое значение игры и недооценивает ее роль в воспитании детей.
Зачатую в детских образовательных учреждениях, игры-драматизации используются в виде инсценировок, которые ставятся по заранее прочитанному произведению и по заученным ролям. Такое использование игр-драматизаций является ошибочным, так как дети не имеют возможности проявить свои творческие способности.
Таким образом, одной из особенностей организации игр-драматизаций является то, что руководство ими должно быть направлено на развитие у детей творческих способностей, усвоение определенных умений и навыков.
Важно при организации игр-драматизаций помнить о том, что они направлены на развитие детей, предоставлении им возможность проявить себя. В работе педагог должен опираться на возрастные особенности и возможности детей, их потребности в творчестве. Необходимо создать такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя свободно, вне зависимости от того разыгрывают они маленькую сценку или же целый спектакль.
Сложность игры-драматизации заключается в том, что детям нужно не просто разыграть известный сюжет, но и передать характерные особенности и черты героев. Изображая героя, ребенок должен не только говорить голосом героя, но и отразить его поведение, личные черты. Все это требует от детей наличия конкретных умений и навыков, а также развернутого словарного запаса. В виду чего, игры-драматизации используются, начиная со старшего дошкольного возраста.
Драматизация сказок в детском саду в старшей группе: рекомендации воспитателю
Для драматизации в ДОУ хорошо подходят известные сказки. Русские народные сказки поучительны и отличаются простым языком, что позволяет использовать их практически для всех возрастных категорий дошкольников (см.
также «Драматизация в младшей группе», «Драматизация в средней группе»). Особенно продуктивно проходит драматизация сказок в старшей группе детского сада.
Это обусловлено психологическими особенностями детей возраста 5-6 лет.
Цели драматизации сказок в ДОУ
Обращение к драматизации сказок позволяет воспитателю реализовать основные цели:
- Образовательная. Во время подготовки к инсценировке дети старшей группы знакомятся с народным творчеством, некоторыми свойствами сказки как литературного произведения, учатся анализировать характер героев и их поступки, соотносить действия персонажей с реальными людьми.
- Развивающая. Драматизация помогает развивать воображение, внимание, память, эмоциональную сферу, выразительность речи, совершенствовать коммуникативную деятельность и двигательную активность в их сочетании.
- Воспитательная. Инсценировка сказок воспитывает интерес к литературному творчеству, фольклору, сказкам отдельных авторов; формирует эстетический вкус, укрепляет чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Какой материал взять для игры-драматизации в старшей группе ДОУ?
Игра-драматизация может быть проведена на различном материале: русские народные сказки, авторские сказки, произведения в стихотворной форме или в прозе. Дети возраста 5-6 лет уже достаточно хорошо воспринимают даже такие сказки, как «Золушка» Ш. Перро или «Дюймовочка» Г.-Х. Андерсена.
Вот некоторые примеры русских народных сказок: «Заяц-хваста», «Емеля», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Лиса и заяц». Также любимы произведения В. Сутеева (например, «Мешок яблок»), Ш. Перро («Красная шапочка», «Золушка») и других писателей.
Процесс подготовки
Основными средствами воспитателя при организации инсценировок сказок станут картотека и конспект игры. Картотека включает в себя основные сведения о различных драматизациях. В карточке указываются цели проведения инсценировки, атрибуты и декорации, краткий ход игры. Конспект — развернутое описание самой драматизации.
В процессе подготовки к мероприятию воспитатель обсуждает с детьми темы, которые затрагиваются в выбранной сказке, а также подробно анализируются события и персонажи. Предварительная работа занимает много времени, но от нее зависит результат.
Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями к драматизации русской народной сказки «Заяц-хваста».
Организация игр-драматизаций
Большое значение имеет отбор художественного произведения для игры-драматизации. Педагогу следует не только учитывать возраст детей, но и их предпочтения. Детей дошкольного возраста привлекает занимательный и динамичный сюжет, обильное количество диалогов, малое количество монологов, яркий художественный язык.
Наибольшей популярностью у детей пользуются народные сказки, которые легки в воплощении. Инсценируя народную сказку детям не только легко передавать характер героев, но и им также предоставляется возможность свободного перехода от одного события в другое.
Замечание 2
Детей привлекают сказки, где в качестве героев выступают животные и их детеныши. Например, «Волк и семеро козлят, «Теремок», «Лиса, заяц и петух», «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал «мяу» и т.д.
Несмотря на то, что игры-драматизации начинают использовать со старшего дошкольного возраста, целесообразно осуществлять подготовку к ним со среднего дошкольного возраста. С этой целью используют потешки, которые вначале дети разыгрывают с воспитателем, а затем уже самостоятельно друг с другом.
Разыгрывая потешки, дети учатся не только играть по ролям и соблюдать сюжет, но и переживать за героев. Несложные переживания обогащают жизненный опыт детей, учат их сочувствию.
Театральные инсценировки и драматизации сказок в старших группах
Дети посещают ДОУ для того, чтобы развиваться, готовиться к школе. Драматизация сказки в старшей группе — лучший способ формирования вкуса и эстетики у детей. деятельность ребенка до школы — игра, и именно через игру воспитатель и родители могут привить все важные качества: ответственность, сопереживание, понимание, стремление к безопасности.
В старшей группе можно устраивать театрализованный показ по русским народным сказкам, таким как «Теремок», «Кошкин дом», «Дюймовочка», «Волк и семеро козлят». Детский утренник превращается в настоящий театр, где благодарные зрители — родители, всячески поддерживают юных артистов. Только в такой атмосфере ребенок может без стеснения выступать и развивать свои коммуникативные навыки.
Игра в детском саду
Цели драматизации сказок в ДОУ
В возрасте от 5 лет ребенок уже многое умеет и знает, он уже почти взрослый человек, но все еще нуждается в поддержке и воспитании. В этом возрасте происходит формирование таких чувств и свойств характера, как любопытство, радость, дружелюбие, гордость и вкус к прекрасному.
Театрализация русской сказки в старшей группе проводится с целью:
- знакомства ребенка с устным народным творчеством, основными свойствами русских сказок;
- воспитания и развития интереса к русской литературе, фольклору и другим видам сказок;
- участия детей в социальной жизни, взаимодействие друг с другом в процессе подготовки постановки;
- развития памяти и воображения, актерских навыков.
Важно! Чтобы поставить спектакль в детском саду, необходимо ознакомиться с нормативами ФГОС. Каждая постановка заранее репетируется по одобренному сценарию.
Представление в старшей группе садика длится от 15 до 20 минут. За месяц до этого воспитатель составляет проект и раздает будущим артистам роли. цель — задействовать всех посетителей группы, а значит, дети становятся и актерами, и зрителями. Роли могут меняться. В сказке «Муха-цокотуха» юные зрители выполняют роль массовки и принимают участие в танцах, пении.
Если для постановки выбрана «Красная шапочка», то можно задействовать всю группу, – если дети, свободные от роли, наденут костюм Волка и будут также «рыскать по лесу». Необязательна экранизация традиционного варианта сказки, возможна инсценировка на новый лад, в более интересном формате.
Драматизация сказки «Красная шапочка»
Дополнительная информация! В процессе подготовки выступления важно помнить о том, что главная цель мероприятий в ДОУ — развитие интереса к театру, вовлечение всех детей из группы в игровое действие.
Этапы подготовки драматизации сказки в старшей группе
Инсценирование сказок в старшей группе может осуществляться в следующих формах:
- инсценировка речевых вставок, диалогов, реплик;
- имитация игровой деятельности;
- участие в настольном театре;
- показ кукольного театра;
- драматизация русских сказок на сцене.
Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста
Вне зависимости от того, какой метод показа выбран, воспитатель и дети проходит предварительную подготовку и репетиции. Основные этапы подготовки:
- Дети посещают театральный уголок в саду, знакомятся со всеми участниками. Проводится игра «передай мяч и назови имя», вовлечение в творческий процесс.
- Примерка костюмов, которые имеются в мастерской садика. Игра «измени голос» или «изобрази другого человека». Театрализованный спектакль в детском саду не подразумевает грандиозного перевоплощения, но дети учатся понимать своего персонажа и примеряют на себя роль вместе с костюмом.
- Проводится пальчиковая гимнастика, возможно с использованием маленьких мягких кукол. Дети участвуют в показе театра теней, изображают героев из сказки «Репка» и «тянут репу» или показывают такие фигуры, как лебедь, волк, птица. Во время обучающего часа дети отгадывают загадки и вспоминают те загадки, которые знают сами.
- Отработка мимики и жестов. Самый простой способ — поиграть в «изобрази, что ты делал на выходных». Ребенок жестами показывает, как читал книгу или рисовал, смотрел мультики по телевизору.
В старшей группе можно усложнять задачу, например, подготовить сценарий на новый лад по сказке «Волк и семеро козлят», или «Муха-цокотуха», «Колобок».
Театральный кружок в ДОУ
Перед тем, как выходить на сцену, воспитатель с группой проводит 3-5 репетиций и смотрит, насколько быстро участники запоминают свои слова и действия.
Среднее количество игроков — 12, все остальные участвуют в роли «зрителя» и активно хлопают, подпевают и сопереживают героям сказки.
Если нужно увеличить количество участников, то можно поставить несколько внучек в сказке «Репка», девочки будут тянуть репку втроем или вчетвером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416956-1394392892.jpg)
Художественная литература как средство речевого развития детей с задержкой психического развития»
Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее соедство воспитания чувств ребенка, развитие мышления, воображения, памяти....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744315-1453907807.jpg)
Игра–драматизация как средство речевого развития детей
В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-946586-1505571261.jpg)
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство речевого развития детей"
Применение упражнений по развитию мелкой моторики как средства речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-338822-1384614171.jpg)
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/15/picture-1296314-1639573827.jpg)
Игра–драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Понятие и сущность игр-драматизацийОпределение 1Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, пе...
Консультация для педагогов на тему: «Режиссёрские игры и игры драматизации. Их влияние на речевое развитие дошкольников старшего возраста».
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...