Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Злотова Ольга Юрьевна

Целью данной работы является развитие творческой самостоятельности детей, эстетического вкуса в передаче образа, отчетливости произношения; а также обучение умению использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-dramatizatsiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – драматизация, как средство речевого, познавательного, коммуникативного, эстетического развития

.

Игры-драматизации имеют огромное значение в жизни ребенка дошкольного возраста.

Такие игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера. 

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний, развивает его эмоциональные чувства, заставляя его сочувствовать, сопереживать персонажам. 

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Совершенствование речи детей, работа над выразительностью реплик персонажей, активизация словаря ребёнка, совершенствование звуковой культуры речи, её интонационный строй, всё это тесно связано с театрализованной деятельностью.

В программе «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой) в разделе «Ведущая деятельность - игра» отмечается, что театральные, игры-драматизации, празднично-карнавальные, а также соревновательные игры-развлечения требуют соответствующей подготовительной (подбор костюмов, декораций, специальных игрушек и атрибутов), а также репетиционной работы с детьми. 

Игра-драматизация требует большой предварительной работы. Это чтение произведений, их обсуждение, выбор персонажей, распределение ролей, создание игрового пространства для театрализованной постановки. В старшем дошкольном возрасте ребенку можно предложить уже не только знакомые произведения, но и выдуманные.

Конспект игры-драматизации

Тема игры: «Теремок на новый лад».

Возраст: старшая группа

Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Материалы: избушка, шапочки с изображением животных.

 

Предварительная работа: рассказывание детьми русской народной сказки «Теремок», чтение сказки собственного сочинения воспитателя, дидактическая игры: лото «Животные», «Кто как говорит», «Кто как передвигается», «Кто где живёт».

Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.

Ход игры:

Ребята, сегодня мы с вами поиграем в сказку «Теремок». Но это будет не та сказка, которую все знают. Эта будет сказка, которую я сочинила специально для вас и, которую мы с вами прочитали вчера. Персонажи в этой сказке остались прежними. Кто назовёт мне их?

Давайте с помощью считалки выберем, кто какую роль будет исполнять.

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить —

Тому

И водить!

Но прежде, чем начать, давайте представим, что мы пришли в театр. Кто напомнит мне правила поведения в театре?

Молодцы! Итак, начинаем.

Автор:

Сказку дети очень ждали,

Сказку дети в гости звали!

Сказка здесь уже, друзья,

Сказка к нам пришла сюда!

Стоял в лесу теремок, был не низок, а высок, а на двери висел замок. Бежала мимо того теремка Мышка-норушка. Подошла, посмотрела, да и говорит.

Мышка:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Автор:

Но никто ей не ответил. Постояла Мышка, потрогала замок и думает

Мышка:

- Ну и ладно, пойду домой. Мой-то дом намного лучше. Он хоть и маленький, зато

тёплый, сухой, в нём сыра, корочек хлебных много.

Автор:

Шлёп-шлёп-шлёп. Кто это? А это Лягушка-квакушка пожаловала.

Лягушка:

- Что, Мышка, стоишь? На что любуешься?

Мышка:

- Да вот, видишь, дом ничейный, а на нём замок висит, никак не войти.

Лягушка:

- Ой, подумаешь, дом! Мой-то намного лучше! Сыренько, мокренько, мошек да комаров тьма-тьмущая! Живи, да жизни радуйся.

Автор:

Фыр-фыр! Фур-фур! Что за гость? А это Ёжик-колючка серая. Бежит, торопится, фыркает, что-то ищет, наверное.

Ёжик:

- Чего стоим, кого ждём? Заняться нечем? Стоят-прохлаждаются!

Лягушка:

- Да чего ж ты невежливый, колючка грибная! Видишь, теремок нашли, а как попасть туда не знаем!

Ёжик:

- Нужен вам этот теремок! Вот у меня дом, всем домам дом! Крыша не протекает, окна пластиковые поставил, электричество провести собираюсь. А здесь неизвестно. Что там, да как -  кто знает?!

Автор:

Стоят звери, размышляют. Вдруг слышат, кусточки шевелятся, чьи-то ушки мелькают.

Мышка:

- Выходи, Зайчик-побегайчик, не бойся! Мы здесь дом нашли, да войти никак не войдём. Может ты поможешь?

Зайчик:

- Не нужен мне никакой дом! Мне в моих кустиках намного спокойнее. Сидишь себе спокойненько, травку щиплешь. Главное в доме, чтоб не страшно было.

Автор:

Долго звери теремком любовались. Охали, ахали! Вдруг слышат – песенку кто-то поёт

Лиса:

- Ты от дедушки ушёл,

- Ты от бабушки ушёл,

- От меня ты не уйдёшь,

- На обед ко мне пойдёшь.

- Ой! Кого я вижу! А, что это вы тут делаете, осмелюсь спросить?

Звери:

- Здравствуй, Лисичка-сестричка!  Посмотри, оцени!

Лиса:

- Да! Хоромы-то царские! Мне бы такой дом! А то моя избушка лубяная под снос идёт, а где новое жильё дадут -  власти про то не докладывают.

Волк:

- У-у-у-у! Ох, и голодно мне, ох, и холодно мне! У-у-у-у!

Автор:

-Это Волчок-серый бочок пожаловал.

 Посмотрел волк на теремок, да и говорит

Волк:

- Мне бы такой дом, как у Шарика в деревне! Сидел бы я в нём, на луну бы любовался, а люди мне еду в миске приносили. Красота! Вот о чём мечтать надо, а не об этой многоэтажке без лифта!

Автор:

И пошёл волк дальше, гордо хвостом помахивая.

Только скрылся за поворотом, а тут треск, гам, сплошной тарарам. Это Медведь косолапый из кустов вываливается.

Медведь:

- Что это за митинг на поляне? Что вы рты поразевали? Чем любуетесь?

Лиса:

- А вот, Мишка-батюшка, видишь, какой терем-теремок? Он не низок, а высок! На двери висит замок! Что делать?

Медведь:

- Что делать, что делать! Разберёмся!

Автор:

Сломал Медведь замок, но в дверь не помещается, в окне застревает. Пыхтит Мишка, пыхтит, а теремок трещит по всем швам, качается, шатается, да и развалился на мелкие досочки.

Медведь:

- Вот я дурень старой!

- Голова с дырой!

- И что я на этот дом позарился!

- У меня в берлоге и сухо, и тепло,

- Спится там приятно и легко.

- Листиками её прикрывает,

- Снежком её присыпает.

- Сказка, а не дом!

- Пойду я отсюда, лучше малиной полакомлюсь, пока не осыпалась!

Автор:

И поковылял косолапый туда, откуда пришёл.

Постояли звери, посмотрели на теремковые развалины, погоревали, да и пошли – каждый в свой дом.

А мишка сел в малиннике и есть ему почему-то расхотелось. Вспомнилась косолапому пословица: «Каждый кулик своё болото хвалит». И решил он построить теремок лучше прежнего, как памятник всем домам, потому что нет ничего прекраснее, чем свой родной, любимый дом.

Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Ребята, вам понравилась сказка?

Кто помнит, как она называлась?

А кто её придумал?

Какая сказка вам больше нравится, русская народная, или придуманная мною?

Почему?

Кто в сказке вам понравился больше всего?

Почему?

Как вы думаете, хороший поступок совершил Медведь в конце сказки?

Как вы понимаете пословицу «Каждый кулик своё болото хвалит?»

Какими словами начинается сказка?

Какими словами заканчивается сказка?

Теперь давайте поаплодируем нашим артистам, ведь в театре после спектакля принято, в знак признательности, дарить артистам аплодисменты. А артисты должны выйти все вместе и поклониться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы.

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции живописи, музыки и литературы....

Пластилинография как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Введение Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Эстетическое в...

Реферат на тему: «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Оглавление:Введение.Теоритические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитанияЗаключение.Список литературы....

Проект «Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей старшего дошкольного возраста».

Цель и задачи проекта:Цель -  формирование творческих способностей в области художественной культуры у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ, а также укрепление мелкой моторик...

Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»

Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...