Игры-драмматизации как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры-драмматизации как средство речевого развития
детей дошкольного возраста.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я отметила, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20%
детей. Кроме того, наш коллектив , согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. Всвязи с чем стал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течении всего времени пребывания в ДОУ.
Выделяют следующие факторы влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
- речевое окружение ( речевая среда);
- педагогическое воздействие, направленное на освоение ребенком определенного речевого содержания.
Учитывая это мы предусмотрели расширенные среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказывать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр- -драмматизаций.
В игре- драмматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре- драмматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинации знакомого. В этом проявляются особенности игры- драмматизации, как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра- драмматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно- ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Прежде всего необходимо формировать интерес к играм- драмматизациям, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.( СЛАЙД 1,СЛАЙД 2) В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты, начала и концовки сказок.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидности игры- драмматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр- драмматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
- Игра- иммитация отдельных действий человека, животных, птиц.(СЛАЙД 3)
- Игра- иммитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героев (зайчик увидел лису и спрятался за кустик) (СЛАЙД 4)
- Игра- иммитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей( мишка — косолапый идет по дороге)(СЛАЙД 5)
- Игра- иммитация под музыку ( хоровод вокруг елочки) (СЛАЙД 6)
- Игра- импровизация по текстам коротких сказок, которые рассказывает воспитатель.( СЛАЙД 6)
- Ролевой диалог героев сказок( «Заюшкина избушка»)(СЛАЙД 7)
- Инсценирование фрагментов сказок о животных (« Теремок»)(СЛАЙД 8)
У детей включается первичное освоение игры- драмматизации. Процесс освоения включает линии постановки по текстам народных и авторских сказок, стихов, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных со взрослым импровизациях на заданную тему.( СЛАЙД 9)
Итак, система работы по организации игр- драмматизации в младшем дошкольном возрасте делятся на три этапа
( СЛАЙД 10)
- Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- Освоение специальных умений для становления основной позиции- актер.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра- драмматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.
Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитателям массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей.
Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей.
Для этого, конечно, необхадимо читать сказки по несколько раз, для того , чтобы дети постепенно усваивали сначала общую конву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначались особенности характеров героев и запоминались их монологи.
Игры планируются заранее, определяется програмная задача, продумывается оборудование игры ( раздаточный материал).
Продумывается словарная работа( напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице).
Необхадимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.
В заключении нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми драмматизации родителей воспитанников. Ведь именнно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения не только в развитии речи, но и остальных функциональных систем.
Родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении (СЛАЙД 11). Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры- драмматизации для развития речи детей. Привлекая родителей для подготовки и проведения праздников, игр , развлечений. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры- драмматизации ( СЛАЙД 12) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развитиядетей дошкольного возраста»
Установлены ориентировачные нормы двигательной активности детей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...
Статья.Театрализованная деятельность как средство речевого развития . Ранний возраст»
Введите в мир театра малыша, Узнает он, как сказка хороша, Проникнется теплом и добротой, И сказку унесет с собой...
Всероссийская научно-практическая конференция «Игра как средство самореализации и самовыражения дошкольников» 26 ноября 2022 года. Тема доклада: «Театрализованные игры как средство самовыражения детей дошкольного возраста»
Театрализованные игры как средство самовыражения для детей дошкольного возраста...
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ через речевые игры и упражнения...