Игры-драмматизации как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Габдульхаирова Анна Федоровна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar.odt23.8 КБ

Предварительный просмотр:

   Игры-драмматизации как средство речевого развития

                   детей дошкольного возраста.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я отметила, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20%

детей. Кроме того, наш коллектив , согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. Всвязи с чем стал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течении всего времени пребывания в ДОУ.

Выделяют следующие факторы влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:

  • речевое окружение ( речевая среда);
  • педагогическое воздействие, направленное на освоение ребенком определенного речевого содержания.

Учитывая это мы предусмотрели расширенные среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказывать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр- -драмматизаций.

В  игре- драмматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре- драмматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинации знакомого. В этом проявляются особенности игры- драмматизации, как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра- драмматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно- ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего необходимо формировать интерес к играм- драмматизациям, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание  знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.( СЛАЙД 1,СЛАЙД 2) В дальнейшем важно стимулировать  его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты, начала и концовки сказок.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидности игры- драмматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр- драмматизаций, в которые включается ребенок.

Ступени работы следующие:

  1. Игра- иммитация отдельных действий человека, животных, птиц.(СЛАЙД  3)
  2. Игра- иммитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героев (зайчик увидел лису  и спрятался за кустик)  (СЛАЙД 4)
  3. Игра- иммитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей( мишка — косолапый идет по дороге)(СЛАЙД 5)
  4. Игра- иммитация под музыку ( хоровод вокруг елочки) (СЛАЙД 6)
  5. Игра- импровизация по текстам коротких сказок, которые рассказывает воспитатель.( СЛАЙД 6)
  6. Ролевой диалог героев сказок( «Заюшкина избушка»)(СЛАЙД 7)
  7. Инсценирование фрагментов сказок о животных (« Теремок»)(СЛАЙД 8)

У детей включается первичное освоение игры- драмматизации. Процесс освоения включает линии постановки по текстам народных и авторских сказок, стихов, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных со взрослым импровизациях на заданную тему.( СЛАЙД 9)

Итак, система работы по организации игр- драмматизации в младшем дошкольном возрасте делятся на три этапа  

( СЛАЙД 10)

  1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  2. Освоение специальных умений для становления основной позиции- актер.
  3. Самостоятельная творческая деятельность детей.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра- драмматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.

Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитателям массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей.

Дети представляют себя героями литературного произведения  и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей.

Для этого, конечно, необхадимо читать сказки по несколько раз, для того , чтобы дети постепенно усваивали сначала общую конву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначались особенности характеров героев и запоминались их монологи.

Игры планируются заранее, определяется програмная задача, продумывается оборудование игры ( раздаточный материал).

Продумывается словарная работа( напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице).

Необхадимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.

В заключении нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми драмматизации родителей воспитанников. Ведь именнно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения не только в развитии речи, но и остальных функциональных систем.

Родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении (СЛАЙД 11). Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры- драмматизации для развития речи детей. Привлекая родителей для подготовки и проведения праздников, игр , развлечений. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры- драмматизации ( СЛАЙД 12) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ, КАК СРЕДСТВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для педагогов важно прививать дошкольникам осознание необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. Зрительная гимнастика — эф...

Статья.Театрализованная деятельность как средство речевого развития . Ранний возраст»

Введите в мир театра малыша, Узнает он, как сказка хороша, Проникнется теплом и добротой, И сказку унесет с собой...

Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ

Цель: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ через речевые игры и упражнения...