Игры-драмматизации как средство речевого развития детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры-драмматизации как средство речевого развития
детей дошкольного возраста.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я отметила, что проблема речевого развития детей актуальна и для нас. Согласно педагогической диагностики, проведенной в начале года, выявили низкий уровень развития речи у 20%
детей. Кроме того, наш коллектив , согласно ФГТ, выбрал приоритетным направлением познавательно-речевое развитие детей. Всвязи с чем стал вопрос о том, как более продуктивно и интересно для детей развивать у них речь в течении всего времени пребывания в ДОУ.
Выделяют следующие факторы влияющие на развитие речи детей младшего дошкольного возраста:
- речевое окружение ( речевая среда);
- педагогическое воздействие, направленное на освоение ребенком определенного речевого содержания.
Учитывая это мы предусмотрели расширенные среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказывать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет игр- -драмматизаций.
В игре- драмматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре- драмматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинации знакомого. В этом проявляются особенности игры- драмматизации, как творческой деятельности, способствующей развитию речи детей. И, наконец, игра- драмматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно- ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Прежде всего необходимо формировать интерес к играм- драмматизациям, складывающимся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок.( СЛАЙД 1,СЛАЙД 2) В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты, начала и концовки сказок.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидности игры- драмматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр- драмматизаций, в которые включается ребенок.
Ступени работы следующие:
- Игра- иммитация отдельных действий человека, животных, птиц.(СЛАЙД 3)
- Игра- иммитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героев (зайчик увидел лису и спрятался за кустик) (СЛАЙД 4)
- Игра- иммитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей( мишка — косолапый идет по дороге)(СЛАЙД 5)
- Игра- иммитация под музыку ( хоровод вокруг елочки) (СЛАЙД 6)
- Игра- импровизация по текстам коротких сказок, которые рассказывает воспитатель.( СЛАЙД 6)
- Ролевой диалог героев сказок( «Заюшкина избушка»)(СЛАЙД 7)
- Инсценирование фрагментов сказок о животных (« Теремок»)(СЛАЙД 8)
У детей включается первичное освоение игры- драмматизации. Процесс освоения включает линии постановки по текстам народных и авторских сказок, стихов, рассказов. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных со взрослым импровизациях на заданную тему.( СЛАЙД 9)
Итак, система работы по организации игр- драмматизации в младшем дошкольном возрасте делятся на три этапа
( СЛАЙД 10)
- Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
- Освоение специальных умений для становления основной позиции- актер.
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра- драмматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.
Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитателям массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи детей.
Дети представляют себя героями литературного произведения и повторяли вместе с педагогом ролевые диалоги персонажей.
Для этого, конечно, необхадимо читать сказки по несколько раз, для того , чтобы дети постепенно усваивали сначала общую конву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначались особенности характеров героев и запоминались их монологи.
Игры планируются заранее, определяется програмная задача, продумывается оборудование игры ( раздаточный материал).
Продумывается словарная работа( напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице).
Необхадимо использовать в игре правильную интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты.
В заключении нельзя не упомянуть о важности включения в процесс организации и знакомства детей с играми драмматизации родителей воспитанников. Ведь именнно из-за нехватки внимания, у детей появляются нарушения не только в развитии речи, но и остальных функциональных систем.
Родители являются участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому немаловажное значение имеет работа с родителями в данном направлении (СЛАЙД 11). Мы обращаем внимание родителей на особенности и значение игры- драмматизации для развития речи детей. Привлекая родителей для подготовки и проведения праздников, игр , развлечений. В процессе целенаправленной работы родители группы познакомились со способами и приемами организации игры- драмматизации ( СЛАЙД 12) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развитиядетей дошкольного возраста»
Установлены ориентировачные нормы двигательной активности детей....
Статья.Театрализованная деятельность как средство речевого развития . Ранний возраст»
Введите в мир театра малыша, Узнает он, как сказка хороша, Проникнется теплом и добротой, И сказку унесет с собой...
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ через речевые игры и упражнения...
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
В настоящее время проблема социализации связана с:• Интенсивным темпом жизн...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
дошкольного возраста»Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт дина...