"Каждому мила родная сторона"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста.С использованием регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdomu_mila_rodnaya_storona.doc | 61.5 КБ |
samaya_schastlivaya_semya.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждому мила родная сторона»
Фольклорный праздник
Цель: Приобщение дошкольника к национальной культуре.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма. ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
- Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.
Образовательные:
- Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- Обучать игре на народных шумовых инструментах;
- Обучать произношению старинных слов.
Воспитательные:
- Формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;
- Воспитывать уважительное отношение в общении с детьми и взрослыми;
- Учить понимать роль семьи, свое место в семье.
Предварительная работа:
- Беседа «Северный русский народный костюм»с показом
(мультимедиа);
- Беседа «Поморская семья»;
- Посещение музея Малые Карелы (тематические встречи);
- Дидактические игры «Сложи узор», «Расскажи без слов», «Отгадайте, что за песня», «Закончи предложение»;
- Проведение подвижных игр «Ах, ты, мишка-медведь», «жмурки»;
- Разучивание песен: игровая «Ну- ко, как Вася- утеноцек», шуточная «Где ж ты был, мой черный баран», игра на ложках, шумовых инструментах;
- Чтение стихов, сказок Степана Писахова, заучивание небылиц, пословиц и поговорок;
- Занятие «Кукла-оберег»(музей изобразительного искусства);
- Знакомство с произведениями живописи русских художников ;
- Наблюдение за выступлением фольклорных коллективов области(в записи), посещение Северного русского народного хора и его музея.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран для показа слайдов;
- Детские музыкальные шумовые инструменты, деревянные ложки;
- Музыкальный центр, аудиозаписи;
- Столы, накрытые для чаепития, угощение;
- Декорации: деревья, дом, кусты, ягоды, «болото», грабилка, корзина, стол, -лавка, скамейка, цветы ,сеть, пробка, бутыль «Микстура»,полено, нож, коврик;
- Костюм Сени Малины, Перепелихи, Доктора, Мужа Перепелихи, Медведя, северный русский народный костюм- ведущей, детские русские народные костюмы.
Ход:
Ведущий: Проходите, гости дорогие!
Давно жду-дожидаюсь, в тоске маюсь!
Дети:
- Мы красны девицы, да добры молодцы,
Собирались, наряжались,
На гулянье отправлялись!
- Собирался народ, много нового нас ждет.
Много песен, много шуток и веселых прибауток!
- Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
- Услыхали калачи- как попрыгали с печи!
Да давай подпевать, да давай танцевать!
Дети исполняют «Танец с ложками»русская народная плясовая «Ах,вы сени».
Ведущий: Детушки- малолетушки, слушайте небылицы.
«Нескладуха»
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь:
Летит бык на ероплане.
Петух пашет на свинье.
Лежит боров на заборе,
Листья мерит на аршин.
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашней,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
Дети поют небылицу «Ехала деревня»(сборник М.Науменко «Фольклорный праздник»,LINRA-PRESS,Москва,2000г..стр.19).
Ведущий: Чтой -то мы ребятки, засиделись,
Ручки-ножки наши затекши.
Выходите-ка на круг,
Песни петь да танцевать.
Шуточная детская песня «Где ж ты был, мой черный баран» с шумовыми инструментами (№34,сборник «Лети над севером песня»
Составитель: Мокроусова Л.И.,Архангельск-2007г.,стр.22).
Ведущий: Пора нам и сказку смотреть, садитесь поудобнее, слушайте внимательно.
Сказка «Перелилиха» Степан Писахов
Картина 1. Дом Перепелихи, улица, забор, цветы, скамейка. Выходит Сеня Малина.
Сеня Малина: Здоровы будите! Про наш Архангельской край столько всякой неправды да напраслины говорят, что я придумал сказать все как есть у нас. Всю сушшую правду. Что ни скажу, все – правда.
Кругом все свои – земляки, соврать не дадут. Глянь-ко, гость, на улицу. Вишь – Перепилиха идет?
Под русскую народную песню «Во кадрили мы попляшем»(д.Вожгора, Лешуконский район) появляется Перепелиха с корзиной в руках. Проходит по залу, пританцовывая, останавливается, поправляет одежду.
Сеня Малина: Сама перестарок, а гляди-ко, фасониста идет, буди жгется: как таракан по горячей печи. Голос у ее такой пронзительной силы, что страсть! И с чего взялось? С медведя.
Звучит хороводная игровая«Ходил, гулял барин»(деревня Гагара, Заостровский сельсовет)
Картина 2. Лесная поляна, елки, «болото», кустики с ягодами.
Сеня Малина: Пошла это Перепилиха (тогда ее другомя звали) за ягодами. Ягода брусника спела, крупна. Перепилиха грабилкой собират торопится. Ты грабилку- то знашь? Така деревянна, на манер ковша, только долговата, с узорами по краям. У Перепилихи было бабкино приданое.
Перепелиха показывает грабилку, протирает ее рукавом, подходит к «болоту», наклоняется, собирает «ягоды».Звучит хороводная игровая «По-за городу царев сын, царев сын…» (деревня Игнатьевская ,Борецкий сельсовет)
Сеня Малина: Ну, ладно, собират Перепилиха ягоды и слышит: что-то трешшит, кто-то пыхтит.
Из-за елки выходит медведь, наклоняется, собирает лапой ягоды и кладет их в рот. Перепелиха с кустов собирает ягоды, пятится и сталкивается с медведем, который тоже собирает ягоды.
Сеня Малина: Глянула, а перед ней медведь, и тоже ягоды собират! Перепилиха со всего-то голосу визгнула.
Перепелиха свистит, медведь вздрагивает , закрывает уши руками и падает на зеленый коврик, разложенный на полу.
Сеня Малина: И столь пронзительно, что медведя наскрозь проткнула и наповал убила голосом! Да над ним ишшо долго визжала боялась, кабы не ожил.
Звучит плясовая песня «Ты ,береза, ты ,моя кудрява…»(деревня Чурозгора, Средь- Мехреньгский сельсовет)«Перепелиха тащит медведя к «дому», корзину поставила медведю на живот.
Сеня Малина: Потом медведя за лапу домой поволокла и всю дорогу голосом верешшала. И от того самого места, где медведя убила, и до самой Уймы как просека стала. Больши и малы дерева и кусты, как порублены, пали от Перепилихиного голосу.
Картина 3.Дом Перепелихи внутреннее убранство. Муж Перепелихи сидит на лавке, за столом, «латает» рыболовную сеть.
Перепелиха усаживает медведя на стул, сбрызгивает водой, медведь вздрагивает, «приходит в чувство», начинает есть ягоды. Перепелиха отнимает корзину, а медведь машет лапами и убегает в страхе.
Сеня Малина: Дома за мужа взялась – и пилила и пилила!
Перепелиха: Зачем одну в лес пустил? Зачем в эку опасность толкнул? Зачем не помог медведя волокчи?
Муж Перепелихи разводит руками. Склонив голову, слушает ее упреки.
Сеня Малина: Муж Перепилихи и рта открыть не успел. Перепилиха его перепилила. Так сквозна дыра и засветилась.
Перепелиха удивляется, замолкает, разводит руками, смотрит по сторонам.
Сеня Малина: Недалеко жил доктор. Перепелиха за ним побежала.
Звучит русская народная мелодия «Русская плясовая»(театр танца muzofon.com), Перепелиха ведет доктора в дом, показывает мужа, у которого на груди сияет «дырка».
Сеня Малина: Доктор потом рассмотрел и сказал:
Доктор: – Кабы в сторону на вершок – и сердце прошибла бы!
Перепелиха поглаживает мужа по плечу.
Сеня Малина: Жить доктор дозволил, только велел деревянну пробку сделать.
Звучит русская народная мелодия. Муж Перепелихи «строгает» пробку, показывает ее детям и прикладывает ее к дырке.
Сеня Малина: Пробку сделали. Так с пробкой и ходит мужик. А как пробку вынет – дух через дыру пойдет и заиграт музыкой приятной. Перепилихин муж наловчился: пробку открыват да закрыват, и на манер плясовой музыки выходит. Его на свадьбы зовут заместо гармониста.
Звучит «Русская плясовая» »(театр танца, muzofon.com).
муж прикладывает пробку к дырке- музыка не звучит, убирает пробку- музыка звучит снова. Перепелиха и ведущий приплясывают, дети хлопают в ладоши.
Сеня Малина: А Перепилиха с той поры в силу вошла. Ей перечить никто не моги.Она перво-наперво ум отобьет голосом, опосля того голосом всего исшшиплет, прицарапат.Мы только выторапливались уши закрыть. Коли ухом не воймуем, на нас голос Перепилихин и силы не имет.Перепилиху мы и на обчественну пользу приспособлям: как чишшемину задумам, сейчас Перепилиху пошлем дерева да кусты голосом рубить.Да ты погодь уходить, слушашь ты хорошо и для меня самолутчей гостюшко, погодь, может Перепилихин муж завернуть, ты евонну музыку сам послушашь.
Ведущий: Давайте повторим слова, которые вам были незнакомы(дети повторяют за взрослым): фасониста (модная), наскрозь (насквозь), ишшо (еще), волокчи (волочь), сквозна (на сквозь), верешшала (верещала).
Все герои сказки выходят на поклон, кланяются.
Ведущий: Приглашаю в хоровод, музыка нас в пляс зовет.
Предлагаю в круг всем встать, дружно можно поиграть!
Русская игровая«Ну-ко, как Вася-утеноцек»(№56,сборник «Лети над севером песня»Составитель: Мокроусова Л.И.,Архангельск-2007г.,стр.37).
Русская хороводная игра«Ах, ты, мишка- медведь»(Великоустюгский район,№4 ,сборник «Лети над севером песня»Составитель: Мокроусова Л.И.,Архангельск-2007г.,стр.5).
Игра «Жмурки» с бубенцами (Каргопольский район,№57, сборник «Лети над севером песня»Составитель: Мокроусова Л.И.,Архангельск-2007г.,стр.37).
Ведущий: Славно мы поиграли, что- то мы забыли…
Дети:
- В тереме расписном я живу,
К тебе, кумушка. В гости иду!
Выходит мальчик, несет самовар и ставит на стол.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!
Самовар в руках несу, прибауточку пою.
Пословицы и поговорки:
2. «Чай пить- не дрова рубить!»
3. «Не красна изба углами, а красна пирогами!»
Ведущий: «Старинная пословица не зря молвится!»
Гости дорогие, за столы проходите.
Чай напивайтесь, пирогами угощайтесь!
Чаепитие. Звучат русские народные песни.
Дети:
1.Чаек пила, самоварничала.
Всю посуду перебила, накухарничала!
2.Всю неделю не пилось, не пилось, не елось.
А сегодня все я съел, вот как захотелось!
3.Вам спасибо говорим и за все благодарим!
Будем край родной любить!
Будем Север наш ценить!
Лирическая протяжная песня«Не ясен- от ле сокол, сокол по горам летал»(село Лебское Архангельской области)№25, «Русская народная музыка Севера и Сибири»;
Дети выходят из зала.
Используемые литература и музыкальный материал:
- «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И.Мерзляковой, Гуманитарный издательский центр,Москва,1999г.;
- «Фольклорный праздник» М.Науменко,LINRA-PRESS,Москва,2000г.;
- «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т.С.Комаровой,Москва,1997г.;
- «Весенние праздники и забавы для детей»Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д., «Сфера»,Москва,1998г.;
- «Русская народная музыка Севера и Сибири»,
«Мелодия», М20-49443. 1938-84/1990;
- «Северная Двина» Песни Архангельской области (Холмогорский и Виноградовский районы),2008г.;
- «Жемчужина Севера» Песни Архангельской области, «Мелодия», 1990 .Запись 1989 года на Архангельском фольклорном фестивале . Составители: Н.Гилярова и В.Вевиорская;
- «Северный русский народный костюм»из собрания Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства, комплект открыток, 1993г.;
- Русская народная мелодия «Русская плясовая»(театр танца muzofon.com).
Предварительный просмотр:
«Cамая счастливая семья»
Семейный праздник
Екатерина Владимировна Чернышова,
музыкальный руководитель, социальный педагог I категория
МБДОУ муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №172 «Клюковка»
Г.Архангельск
2014г.
«Самая счастливая семья»
Семейный праздник
Цель: Укрепление взаимосотрудничества семьи и детского сада.
Оборудование:
- Ножницы, гигантские воздушные шары, нитки, цветная самоклеющаяся бумага, цветные маркеры;
- Музыкальный центр, аудиозаписи, фонограммы песен«Голубой вагон»,«Улыбка»,«Песенка львенка и черепахи»,«Два веселых гуся»,«Антошка»,«Пусть бегут неуклюже»;
- Столы, отмеченные именными карточками;
- Атрибуты: 2 ведра, маски лисы, волка, зайца(по 2 штуки), 2 воздушных шарика, 2 метелки, 2 савка, 2 набора по 10 кубиков. 2 урны, конусы-8штук,обручи-6 шт.,6 наборов посуды одноразовой: тарелка, стакан с соком, китайские палочки, пакет кукурузных палочек;.
- Доска магнитная, набор картинок: Золушка, жук, Крокодил, Буратино, цветок-колокольчик, «колыбельная», картинки-инструменты: труба, гитара, барабан, скрипка, контрабас, туба, гармошка, дудочка;
- Костюм Клоуна, 2 набора спортивной одежды, спортивные атрибуты;
В зале звучит спокойная, нежная музыка. На середину выходит ведущий.
Ведуший: Здравствуйте- это значит добрый вечер, это значит будьте здоровы и счастливы, это значит будьте по-доброму настроены.
Если с мамой мы вдвоем,
Классно время проведем!
Если папа будет с нами-
Трудности нам нипочем!
Для каждого из нас главное в жизни- это семья, и если в доме царят взаимо-понимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье. Именно такие семьи пришли сегодня на наш праздник- сейчас мы с ними познакомимся. Встречаем наших участников:
1.Семья _______
2.Семья _______
3.Семья _______
4.Семья ________
5.Семья ________
6.Семья ________
Звучит музыка, семьи-участники входят в зал и располагаются за столами, отмеченных карточками с фамилиями.
Ведущий: Представляем Вам членов жюри нашего конкурса:
1._________________ - специалист отдела территориального округа Управления по вопросам семьи, опеке и попечительству.
2.__________________ - заместитель заведующего МБДОУ №172.
3. _________________ –родитель средней группы № 2, победитель VII городского конкурса «Эстафета семейного успеха» в номинации «Молодая семья».
Уважаемые участники, приступаем к жеребьевке. Одному из представителей семьи прошу подойти и выбрать жетон. Под этим номером Вы будете выступать в конкурсах.
Под музыку один член семьи выбирает лепесток цветка, садится на место.
Ведущий: Первая станция «Разминочная».На этой станции каждой семье предстоит ответить на вопрос.
- Для чего детям дают соску-пустышку?(Чтобы не болтали, чтобы не плевались, чтобы не курили, чтобы не плакали)
- Как называется народный весенний праздник? (Хлебница, яичница,масленица, конфетница)
- Что есть у подушки кроме двух брюшек? (Четыре ушка, один ротик, два глазика, три ножки)
- Чему учат детей в школе?(Ходить, проситься на горшок, говорить,читать)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Небо, солнце, звезды,сон)
- На какого героя покушались трижды, а в четвертый раз его съели? (Колобок, торт, пряник, сухарик)
- Какой фрукт обычно нужно съесть в русских народных сказках, чтобы стать молодым? (Апельсин, лимон,яблоко,груша)
- Как звали женщину, от которой убежала вся посуда? (Матрена,Федора,Алена, Варвара)
Выступление семей поочередное.
Ведущий: С разминкой все справились на «отлично»-мы можем отправляться дальше. Второй конкурс приглашает нас на станцию «Художественная».
Каждая семья откроет новую планету и заселит ее жителями. На ваших столах Вы найдете необходимый материал для изготовления«Планеты вашей мечты».Папы надуют шар, мама завяжет его, дети украсит планету и нарисуют больше человечков.
Под музыку семьи выполняют задание. По окончании представляют каждый свой проект и вручает членам жюри.
Ведущий: Следующая станция «Сказочная». Соревнующиеся примут участие в сказочных эстафетах. Первыми на старт выходят взрослые. Давайте вспомним сказку «Колобок».Как ловко колобок ушел от зайца, от волка, от медведя, но угодил в пасть лисе. Сейчас Вам предстоит повторить путь Колобка.
На пути каждого родителя на определенном расстоянии друг от друга стоят цилиндры с масками зайца, волка, медведя. Маска лисы надета на ведро. По сигналу ведущего родители с мячом идут вокруг зайца, волка, зайца, медведя и без помощи рук стараются отправить мяч в ведро(пасть лисы).
Ведущий: Мамы, Вы не забыли, какой трудолюбивой была Золушка? Она ни минуты не сидела без дела. Сейчас Вам тоже придется потрудиться- навести порядок.(Объясняет условия конкурса)
Перед каждой участницей на полу разбросаны разноцветные кубики. По сигналу мамы с веником и совком в руках заметают в свой совок по одному кубику и относят в урну, затем возвращаются к оставшимся на полу кубикам и делают то же самое. Побеждает самая ловкая мама.
Ведущий: А для вас, ребятки, у меня загадка.
Бабка эта кривонога и горбата, как клюка.
Нос крючком и грубовата.
Все зовут ее…(Яга).
Эстафета «Кто быстрее «долетит» из своей избушки до болота и обратно?»
(Дети верхом на метле бегут из одного пункта в другой, а затем возвращаются.)
Ведущий: Итак, сейчас станция «Музыкальная».Ответьте на следующий вопрос:
- На каких инструментах играли бременские музыканты?(на доске располагаются животные из сказки, картинки-инструменты: труба, гитара, барабан, скрипка,кантрабас)
- Назовите любимый инструмент Карабаса-Барабаса?(Выбрать тубу из инструментов)
- Как звали героиню сказки, которая, впервые попав на бал, очаровала гостей, короля и принца своей чудесной песенкой. О ком эта песенка?(Выложить жука, Золушка)
- На каком инструменте играл друг Чебурашки и как его зовут?(Крокодил и гармошка)
- Какой полевой цветок имеет название, схожее с музыкальным инструментом?(Колокольчик)
- Как звали героя сказки, который вместе с другими куклами пел и танцевал «Польку-птичку»? (Буратино)
- Какой инструмент можно смастерить из тростинки, если просверлить в ней дырочки? (Дудочка)
- Как называется песня, которую мама поет засыпающему ребенку?(Колыбельная)
Каждая семья показывает свою импровизацию песни, зрители должны угадать название детской песни.
- «Голубой вагон»
- «Улыбка»
- «Песенка львенка и черепахи»
- «Два веселых гуся»
- «Антошка»
- «Пусть бегут неуклюже»
Ведущий: Наше путешествие продолжается, станция «Спортивная».
Воспитатель по физкультуре в костюме Клоуна:
Весельчак я и шутник, вовсе не бездельник.
Перед вами массовик, массовик-затейник.
Я играю на трубе, поднимаю гири.
Ловко прыгаю в мешке, 1-2-3-4.
А сегодня я судья спортивных состязаний,
И даю сейчас я старт озорной программе.(свистит в свисток)
Спортивное состязание по выбору педагога.
- «На выбывание».
- «Наряди спортсмена».
Ведущий: Танцы любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Общий танец «Барбарики».
Ведущий: Вот мы и добрались до конечной станции -«Семейная». «Мой дом- моя крепость»-говорили англичане и закрывали двери. А мы Вам предлагаем представить такую ситуацию: Вы ждете гостей. Вот мы и посмотрим как каждая семья готовится к приходу гостей. Для начала нужно натереть пол до блеска.
Взрослые встают в обруч и перемещают его до установленного места и обратно. Кто быстрее?
Ведущий: Полы натерты. Можно накрывать стол.
Перенести на противоположный стол тарелку, стакан с соком, а затем, взяв в руку китайские палочки, перенести по одной кукурузной палочке.
Участники выполняют действия.
Ведущий: Вот и закончились наши конкурсы и пока жюри подводит итоги, мы предлагаем Вам выйти в большой круг и станцевать. Все движения повторяйте за мной.
Танец «У жирафа» по показу ведущего.
Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри ________для оглашения итогов нашей эстафеты.
Жюри называет победителей, вручает подарки, дипломы.( под музыку)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим Всех за участие и говорим всем: «До новых встреч!».
Используемые литература и музыкальный материал:
- Интернет-ресурс;
- Фонограммы детских песен из мультфильмов;
- Музыка для релаксации и аттракционов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякому мила - своя сторона»
конспект по развитию речи и изо...
Сценарий детского праздника "Моя родная сторона"
Проводится с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к устному народному творчеству....
Конспект «Путешествие по родной стороне»
Задачи:Образовательная:-закреплять представления воспитанников о своей родной республике , которая является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для ка...
Путешествие по музею «Край ты наш Кубанский – родная сторона»
Путешествие по музею«Край ты наш Кубанский – родная сторона» Программные задачи:ü Продолжать знакомить детей с родной станицей Роговской;ü Познакомить с Тимашевским районом, дать представления о...
Конспект праздника "Всякому мила родная сторона"
Цель: обогащение знаний детей о своей Родине, развитие эстетического воспитания ребенка, формирование музыкальной культуры у детей подготовительной к школе группы, создание положительного эмоционально...
Программа дополнительного образования "Всякому мила своя сторона"
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...
ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...