ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)
рабочая программа (старшая группа)
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyakomu_mila_svoya_storona.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Аленка»
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Банниковская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
кружка по краеведению
«Всякому мила своя сторона»
(для детей старшего дошкольного возраста)
п.Майский
2020 год
Разработчики программы
- Крапивина Ольга Георгиевна - заведующий детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
- Чупина Надежда Леонидовна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
- Боровых Лариса Ивановна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
Структура программы
- Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………4
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………...4
- Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………….5
- Принципы реализации…………………………………………………………………………………………...6
- Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………..6
- Содержательный раздел программы…………………………………………………………………………….8
- Содержательные линии…………………………………………………………………………………………..8
- Механизмы реализации программы……………………………………………………………………………..9
- Работа с родителями……………………………………………………………………………………………..13
- Организационный раздел………………………………………………………………………………………..14
- Ресурсное обеспечение……………….………………………………………………………………………….14
- Литература………………………………………………………………………………………………………..14
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
1. Какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
2. Какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Это и побудило нас к созданию программы кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона».
Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.
Задачи программы:
1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.
2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
5. Сформировать толерантное отношение к представителям разных национальностей.
6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Принципы реализации:
В основу реализации программы положены следующие принципы:
-принцип историзма
-принцип доступности
-принцип личностно-ориентированного общения
-принцип непрерывности
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы проведения кружка:
- экскурсии,
- проектная деятельность,
- заочные путешествия,
- встречи с интересными людьми,
- развлечения,
- посиделки,
- мастер – классы,
- показ мод,
- исследовательская деятельность,
- субботник.
Планируемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории посёлка.
5. Знать символику Абатского района и Тюменской области.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.
7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.
8. Знать стихи поэтов родного края.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и в общественных местах.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления воспитательно - образовательной работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми включает следующие
Содержательные линии
образовательной области «Познавательное развитие»:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством Тюменских поэтов и писателей;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
образовательная область «Речевое развитие»
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:
- знакомство с национальным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- знакомство с национальными народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
образовательная область «Физическое развитие» :
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменами родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр
В программе «Всякому мила своя сторона» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, с достопримечательностями, традициями.
Программа состоит из 3 блоков:
1. «Вот эта улица, вот этот дом»
2. «Посёлок, в котором я живу»
3. «Наша кладовая»
Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Раздел «Посёлок, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.
Раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в посёлке и культуре, которую они представляют.
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.
Механизм реализации программы.
Тематическое планирование.
сентябрь
1) Тема "Как всё начиналось"
Форма проведения: НОД
Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.
Сочинение сказки о возникновении поселка «Майский - дом, где я живу»
2)Тема "Администрация посёлка"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка, познакомить детей с символикой Тюменской области и Абатского района.
3)Тема "Если скажут слово «Родина»…"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.
4)Тема "Моя улица"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса.
октябрь
1) Тема "Сельские здания"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Познакомить детей с разными видами зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, сельская администрация
2)Тема "День рождения Майского"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.
3)Тема "День хлеба"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с производством родного посёлка – пекарня. Дать детям представление о приготовлении хлеба. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда
4) Тема "Наши умельцы"
Форма проведения - Встреча с интересными людьми.
Задачи. Дать детям представление о профессиях людей проживающих в поселке. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.
ноябрь
1)Тема "Дом культуры"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.
2)Тема "Путешествие на почту"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.
3)Тема "В здоровом теле – здоровый дух"
Форма проведения - Экскурсия на медпункт
Задачи. Формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фельдшера.
4)Тема "Книжкин дом"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.
декабрь
1)Тема "Талантливые люди посёлка"
Форма проведения - Конкурс чтецов
Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш посёлок в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
2)Тема "Знаменитые земляки"
Форма проведения – проведение НОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с людьми прославившими наш поселок
3)Тема "На встречу олимпиаде"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей со знаменитыми спортсменами нашими земляками. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.
4)Тема "Новый год у ворот"
Форма проведения - НОД
Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.
январь
1)Тема "Вифлеемская звезда"
Форма проведения - Игра – путешествие
Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением
2)Тема "Рождественские колядки"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
февраль
1)Тема "Растительный мир родного края"
Форма проведения - КВН
Задачи. Расширять представления детей о природе родного посёлка, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы
2)Тема "Лекарственные растения родного края"
Форма проведения - Игра - сказка
Задачи. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.
3)Тема "Животный мир родного края"
Форма проведения - НОД
Задачи. Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения
4)Тема "Русская изба"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.
март
1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Форма проведения - Развлечение с чаепитием
Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
2)Тема "Сошью маме сарафан"
Форма проведения - Показ мод
Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным национальным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
3)Тема "В краю старых вещей"
Форма проведения - Мастер - класс
Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.
4)Тема "Что расскажет о себе посуда"
Форма проведения - Исследовательская деятельность
Задачи. Познакомить с посудой деревянной, глиняной
апрель
1)Тема "Наши руки не знают скуки"
Форма проведения - Ярмарка
Задачи. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.
2)Тема "Имена и именины"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.
3)Тема "Пасха"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.
май
1)Тема "Они сражались за родину"
Форма проведения -
Задачи. Встреча с членами семей ветеранов . Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми посёлка Майский – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш посёлок.
2)Тема «Памяти героев Отечества посвящается»
Форма проведения - Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов
Задачи. Обогатить знания детей о Дне Победы. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
3)Тема "Что я могу сделать для своего посёлка?"
Форма проведения - Субботник
Задачи. Формировать представление об экологических проблемах посёлка
4)Тема "Что мы знаем о своей Родине?"
Форма проведения - КВН
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном посёлке
Работа с родителями.
Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.
Формы и методы включения семьи в совместную работу:
-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.
-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,
-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,
-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного посёлка.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Ресурсное обеспечение
1. Географическая карта России;
2. Географическая карта Тюменской области, Абатского района;
3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Тюменской области и Абатского района;
4. Методическая литература, репродукции;
5. Альбомы: «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;
6. Папка «Все профессии важны»;
7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.
8. Бумажные куклы в народных костюмах;
9. Русские народные детские музыкальные инструменты;
10. Мини – музей «Русская изба»
11. Магнитофон, телевизор, DVD;
12. Презентации «С чего начинается Родина», по стихотворению З. Александровой
Литература
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000
8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
9. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
11. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».
В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для проведения данной раб...
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Серия занятий по формированию выразительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при ознакомлении с поэтическими произведениями
Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи, как расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня и вырази...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико- фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Тема: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ»
Цели:Образовательные:закреплять умение четко артикулировать гласные звуки;закрепление умений выделять гласные звуки в начале, в середине, в конце слов.упражнять в анализе и синтезе звукокомплекс...
обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
в данной консультации предоставлена информация для родителей по обогащению лекики детей....
Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста
Обогащение словарного запаса детей...
Практикум «Создание условий для развития лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста по средством игр» для родителей старшей группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи
Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уве...