Программа дополнительного образования "Всякому мила своя сторона"
рабочая программа (старшая группа)
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
1. Какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
2. Какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Это и побудило нас к созданию программы кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyakomu_mila_svoya_storona.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Аленка»
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Банниковская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
кружка по краеведению
«Всякому мила своя сторона»
(для детей старшего дошкольного возраста)
п.Майский
2020 год
Разработчики программы
- Крапивина Ольга Георгиевна - заведующий детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
- Чупина Надежда Леонидовна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
- Боровых Лариса Ивановна – воспитатель детского сада «Аленка» филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Банниковская средняя общеобразовательная школа
Структура программы
- Целевой раздел……………………………………………………………………………………………………4
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………...4
- Цели и задачи…………………………………………………………………………………………………….5
- Принципы реализации…………………………………………………………………………………………...6
- Планируемые результаты освоения программы………………………………………………………………..6
- Содержательный раздел программы…………………………………………………………………………….8
- Содержательные линии…………………………………………………………………………………………..8
- Механизмы реализации программы……………………………………………………………………………..9
- Работа с родителями……………………………………………………………………………………………..13
- Организационный раздел………………………………………………………………………………………..14
- Ресурсное обеспечение……………….………………………………………………………………………….14
- Литература………………………………………………………………………………………………………..14
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского сада, библиотеки, Дома культуры, при знакомстве с местными, районными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых жителях родной стороны, культуре, истории и окружающей природы родного края.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
1. Какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
2. Какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Психологи утверждают: патриотические качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А. В. Запорожец; С. А. Козлова; В. А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О. П. Радыновой, Е. П. Горловой, Н. Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Это и побудило нас к созданию программы кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона».
Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка и края.
Задачи программы:
1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным посёлком и краем.
2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
5. Сформировать толерантное отношение к представителям разных национальностей.
6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 34 часа. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Принципы реализации:
В основу реализации программы положены следующие принципы:
-принцип историзма
-принцип доступности
-принцип личностно-ориентированного общения
-принцип непрерывности
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Формы проведения кружка:
- экскурсии,
- проектная деятельность,
- заочные путешествия,
- встречи с интересными людьми,
- развлечения,
- посиделки,
- мастер – классы,
- показ мод,
- исследовательская деятельность,
- субботник.
Планируемые результаты освоения программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
1. Знать свой домашний адрес, название посёлка, области.
2. Узнавать на фотографиях достопримечательности посёлка, уметь рассказать о них.
3. Знать профессии своих родителей.
4. Знать краткие сведения об истории посёлка.
5. Знать символику Абатского района и Тюменской области.
6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности посёлка.
7. Знать о почетных гражданах родного посёлка.
8. Знать стихи поэтов родного края.
9. Знать правила безопасного поведения на природе и в общественных местах.
10. Иметь элементарные представления об охране природы.
11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Краеведческая составляющая пронизывает все направления воспитательно - образовательной работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.
Краеведческая работа с детьми включает следующие
Содержательные линии
образовательной области «Познавательное развитие»:
- географическое положение нашего края;
- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;
- природа края, особенности рельефа и климата;
- народонаселение, особенности национальной культуры.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает
- развитие игровой деятельности детей;
- формирование навыков культуры поведения и общения;
- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;
- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.
- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;
- ознакомление детей с творчеством Тюменских поэтов и писателей;
- развитие собственной трудовой деятельности детей;
- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.
образовательная область «Речевое развитие»
- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).
образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»:
- знакомство с национальным костюмом праздничным и повседневным, с элементами и цветовой гаммой;
- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;
-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;
- знакомство с национальными народными инструментами;
- приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
образовательная область «Физическое развитие» :
- формирование интереса и любви к спорту, знакомство с спортсменами родного края, и видами спорта в которых они прославились;
- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных народных игр
В программе «Всякому мила своя сторона» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями посёлка, лучшими людьми посёлка (героями труда и ВОВ, культуры и искусства); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем посёлке, с достопримечательностями, традициями.
Программа состоит из 3 блоков:
1. «Вот эта улица, вот этот дом»
2. «Посёлок, в котором я живу»
3. «Наша кладовая»
Раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
Цель: формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения посёлка, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Раздел «Посёлок, в котором я живу».
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях посёлка, социально-экономической значимости посёлка.
Раздел «Наша кладовая».
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в посёлке и культуре, которую они представляют.
Данные разделы тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослыми.
Механизм реализации программы.
Тематическое планирование.
сентябрь
1) Тема "Как всё начиналось"
Форма проведения: НОД
Задачи: расширять и закреплять знания детей о родном посёлке, познакомить детей с историей возникновения посёлка. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.
Сочинение сказки о возникновении поселка «Майский - дом, где я живу»
2)Тема "Администрация посёлка"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Формирование элементарных представлений о деятельности органов управления посёлка, познакомить детей с символикой Тюменской области и Абатского района.
3)Тема "Если скажут слово «Родина»…"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Познакомить детей с основными неофициальными символами России: ромашка, матрёшка, берёза.
4)Тема "Моя улица"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса.
октябрь
1) Тема "Сельские здания"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Познакомить детей с разными видами зданий, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: клуб, школа, библиотека, медпункт, сельская администрация
2)Тема "День рождения Майского"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей с традицией празднования Дня посёлка, предложить принять участие.
3)Тема "День хлеба"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с производством родного посёлка – пекарня. Дать детям представление о приготовлении хлеба. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям труда
4) Тема "Наши умельцы"
Форма проведения - Встреча с интересными людьми.
Задачи. Дать детям представление о профессиях людей проживающих в поселке. Формировать понятие о том, что человек красив своим трудом.
ноябрь
1)Тема "Дом культуры"
Форма проведения - НОД с показом презентации
Задачи. Знакомство с профессиями работников дома культуры, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.
2)Тема "Путешествие на почту"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Развивать у детей интерес к родному посёлку, познакомить с особенностями работы людей на почте, средствами связи людей друг с другом.
3)Тема "В здоровом теле – здоровый дух"
Форма проведения - Экскурсия на медпункт
Задачи. Формирование элементарных представлений о лекарственных препаратах, профессии фельдшера.
4)Тема "Книжкин дом"
Форма проведения - Экскурсия
Задачи. Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.
декабрь
1)Тема "Талантливые люди посёлка"
Форма проведения - Конкурс чтецов
Задачи. Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш посёлок в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.
2)Тема "Знаменитые земляки"
Форма проведения – проведение НОД, с показом презентации.
Задачи. Познакомить детей с людьми прославившими наш поселок
3)Тема "На встречу олимпиаде"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Познакомить детей со знаменитыми спортсменами нашими земляками. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям, гордость за своих земляков.
4)Тема "Новый год у ворот"
Форма проведения - НОД
Задачи. Формировать первоначальные представления об обычаях и традиция справлять новый год, о символах Нового года.
январь
1)Тема "Вифлеемская звезда"
Форма проведения - Игра – путешествие
Задачи. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками, их происхождением и назначением; обычаями и традициями, связанными с их организацией и проведением
2)Тема "Рождественские колядки"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
февраль
1)Тема "Растительный мир родного края"
Форма проведения - КВН
Задачи. Расширять представления детей о природе родного посёлка, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы
2)Тема "Лекарственные растения родного края"
Форма проведения - Игра - сказка
Задачи. Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.
3)Тема "Животный мир родного края"
Форма проведения - НОД
Задачи. Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения
4)Тема "Русская изба"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Формировать элементарные представления о русской избе, традициях русского народа, развивать познавательный интерес к истории посёлка. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл. Закреплять знание русских народных сказок.
март
1)Тема "Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча"
Форма проведения - Развлечение с чаепитием
Задачи. Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в посёлке, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.
2)Тема "Сошью маме сарафан"
Форма проведения - Показ мод
Задачи. Познакомить детей с народным праздничным и повседневным национальным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун.
3)Тема "В краю старых вещей"
Форма проведения - Мастер - класс
Задачи. Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской.
4)Тема "Что расскажет о себе посуда"
Форма проведения - Исследовательская деятельность
Задачи. Познакомить с посудой деревянной, глиняной
апрель
1)Тема "Наши руки не знают скуки"
Форма проведения - Ярмарка
Задачи. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно – прикладного искусства.
2)Тема "Имена и именины"
Форма проведения - Посиделки
Задачи. Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.
3)Тема "Пасха"
Форма проведения - Развлечение
Задачи. Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.
май
1)Тема "Они сражались за родину"
Форма проведения -
Задачи. Встреча с членами семей ветеранов . Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми посёлка Майский – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш посёлок.
2)Тема «Памяти героев Отечества посвящается»
Форма проведения - Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов
Задачи. Обогатить знания детей о Дне Победы. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны.
3)Тема "Что я могу сделать для своего посёлка?"
Форма проведения - Субботник
Задачи. Формировать представление об экологических проблемах посёлка
4)Тема "Что мы знаем о своей Родине?"
Форма проведения - КВН
Задачи. Обобщить и систематизировать знания детей о родном посёлке
Работа с родителями.
Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.
Формы и методы включения семьи в совместную работу:
-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.
-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины,
-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,
-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного посёлка.
Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Ресурсное обеспечение
1. Географическая карта России;
2. Географическая карта Тюменской области, Абатского района;
3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн; герб и флаг Тюменской области и Абатского района;
4. Методическая литература, репродукции;
5. Альбомы: «Герои войны», «Природа родного края», «Животные родного края»;
6. Папка «Все профессии важны»;
7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Русская изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.
8. Бумажные куклы в народных костюмах;
9. Русские народные детские музыкальные инструменты;
10. Мини – музей «Русская изба»
11. Магнитофон, телевизор, DVD;
12. Презентации «С чего начинается Родина», по стихотворению З. Александровой
Литература
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.
2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1
3. Антонов Ю. Е. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников; Патриотическое пособие; АРКТИ,2010
4. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003
5. Дмитриенко З. С, Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009
6. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008
7. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000
8. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004
9. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
10. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010
11. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003
12. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Всякому мила - своя сторона»
конспект по развитию речи и изо...
Обобщение опыта работы по программе дополнительного образования "Чудеса своими руками"
Цель исследования: изучить использование оригами как средства коррекции зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения....
Рецензия на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"
Рецензия на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...
Экспертное заключение на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"
Экспертное заключение на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...
Рецензия ГМО г. Коряжмы на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"
Рецензия ГМО г. Коряжмы на программу дополнительного образования "Чудеса своими руками"...
Программа дополнительного образования "Чудеса своими руками"
Программа дополнительного образования по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда в условиях стационарного отделения соци...
ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...