Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Учайкина Мария Владимировна

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «познание»

 в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Курагинский детский сад №1 «Красная шапочка»

Непосредственно – образовательная деятельность по образовательной области «познание»

 в подготовительной группе.

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака

                                                           Автор: Учайкина Мария Владимировна,

воспитатель I  квалификационной категории

2013 год

п. Курагино

 Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Образовательные

 Обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.

В игровой форме выполнить и повторить произведения С. Я.Маршака, побудить интерес к его творчеству.

Развивающие

Развивать воображение, мышление, умения отгадывать загадки, культуру общения.

Воспитательные

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Подготовительная работа.

Чтение детям произведения С. Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений «Кошкин дом», «Усатый – полосатый», «Где обедал воробей?», «Сказка о глупом мышонке».

Интеграция образовательных областей:

  1. Коммуникация
  2. Социализация
  3. Чтение художественной литературы
  4. Физическая культура
  5. Музыка

Материалы и оборудование:

Чудесный мешочек с игрушками (котенок, неваляшка, светофор, колечко, домик) и заданиями; сюрпризная  коробка  (часы, очки, утюг, календарь, спички, мяч); разрезные картинки по произведению «Где обедал воробей», музыка – голоса животных, мячи по количеству детей.

Методы и приемы:

- сюрпризный момент,

- практические,

- наглядные,

- словесные: художественное слово

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Мой веселый звонкий мяч»

Координационно – подвижная игра
“Дом, который построил Джек”

Игровая

Игра “Узнай по игрушке произведение Маршака”

 Игра “Найди отгадку на ощупь”

Игра «разрезные картинки “Где обедал воробей?”»

Коммуникативная

Игра: «Доскажи словечко»

«Знаток героев сказок»

Организация и проведение НОД

Вед. Самуил Яковлевич Маршак – известный детский поэт. Мы очень любим его стихи и много их читали.  И  сегодня  мы будем вспоминать, и читать замечательные - добрые и веселые - стихи, сказки и песенки Самуила Яковлевича Маршака.

Вед. Посмотрите, какой у меня красивый мешок. Это – “мешок заданий”, в нем задания по произведениям  Маршака.

Задание 1.

Игра “Узнай по игрушке произведение Маршака”
(ведущий достает по одной игрушке из мешка, дети отгадывают и называют произведение Маршака)

Вед. Кто-то мягкий и пушистый (достает полосатого котенка)

Дети: “Усатый-полосатый”

Вед. Кто-то гладкий и круглый в мешке (достает неваляшку)

Дети: “Ванька-Встанька”

Вед. Какая еще игрушка прячется в мешке?! (достает светофор) 

Из каких стихов Маршака эта игрушка?

Дети: “Веселый счет. Число 3”

Вед. А теперь  что-то маленькое, кругленькое (достает колечко)

Дети: “Кто колечко найдет?”

Вед. Посмотрим, что еще есть в “мешке”? (достает домик)
В каких стихах Маршака есть дом…

Дети: “Дом, который построил Джек”

Вед. Правильно, это английская детская песенка, которую перевел с английского языка на русский Самуил Яковлевич Маршак. Хотите поиграть?

Координационно – подвижная игра
“Дом, который построил Джек”

(Описание игры: Дети повторяют за ведущим слова и движения.)

Вот дом, который построил Джек                     (руками очерчиваем контуры дома).

А это пшеница                                                     (руками показываем горы пшеницы),

Которая в темном чулане хранится                  (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек                      (руками очерчиваем контуры дома).

А это веселая птица синица                              (взмахиваем руками и вертим головой),

Которая часто ворует пшеницу                        («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится            (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек               (руками очерчиваем контуры дома).

Вот кот                                                         (потягиваемся),

Который пугает и ловит синицу               (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу                («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится           (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек               (руками очерчиваем контуры дома).

Вот пес без хвоста                                      (машем рукой у себя за спиной),

Который за шиворот треплет кота           (потряхиваем кистями рук, пальцы

                                                                      складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу              (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу               («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится         (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек             (руками очерчиваем контуры дома).

А это корова безрогая                               (машем руками над головой),

Лягнувшая старого пса без хвоста           («лягаемся» ногами),

Который за шиворот треплет кота          (потряхиваем кистями рук, пальцы

                                                                      складываем щепоткой),

Который пугает и ловит синицу              (прыгаем и делаем хватательные движения),

Которая часто ворует пшеницу                («пощипываем» воздух пальцами),

Которая в темном чулане хранится         (ладонями закрываем глаза)

В доме, который построил Джек          (руками очерчиваем контуры дома).

Вед. А вы знаете, где обедал воробей?

Дети: В зоопарке у зверей.

Вед. Хотите в зоопарк? (голоса диких животных в записи)

Задание 2.

Разрезные картинки “Где обедал воробей?”

(дети встают полукругом, ведущий раздает наборы разрезных картинок  к стихам “Где обедал воробей?”; дети парами собирают на полу картинки; затем один ребенок читает стихотворение, проходя вдоль ряда собранных на полу картинок, остальные дети помогают ему)

Задание 3.

«Доскажи словечко»

«Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на___(ремне),

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной___(фуражке),

Это он,  Это он,

Ленинградский___(почтальон) »

Из какого произведения строки?

«Почта»

Сел он утром на (кровать),

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул (руки) -

Оказалось, это (брюки).

«Рассеянный с улицы Бассеянной»

Стала петь мышонку (утка) :

- Га-га-га, усни, (малютка)

После дождика в саду

Червяка тебе (найду.)

«Сказка о глупом мышонке»

- Вот тебе под спинку

Мягкую (перинку) .

Сверху на перинку

Чистую (простынку) .

Вот тебе под ушки

Белые (подушки) .

Одеяльце на пуху

И платочек (наверху).

«Усатый полосатый»

Задание 4.

Вед. Вы знаете загадки, которые придумал Маршак?
                                               Игра “Найди отгадку на ощупь”

(Ведущий читает загадку, ребенок – ищет отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.

 (часы)

Что такое перед нами?
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу.

 (очки)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Идет пароход
То взад, то вперед.
И за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.

 (утюг)

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.

(календарь)

Вед. 

У Маршака есть стихи “Круглый год”. Помните?

Открываем календарь…

Дети: Начинается январь.

Вед. (показывает круговую диаграмму времен и месяцев года)

Назовите месяцы года по - порядку

Дети: Январь, февраль, март…

Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут.
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова.

(спички)

Вед. (ведущий показывает карточку с цифрами 01)

Что это за цифры, ребята? (телефон службы спасения)

Продолжите стихи Маршака:

Запомни каждый гражданин…

Дети Пожарный номер 01

Вед. Из каких стихов Маршака эти строки?

Дети “Пожар”

Вед. Вы помните, что спички – это опасный предмет? Как надо обращаться со спичками?.. Огонь наш друг, но не всегда, бывает от него беда. Будем осторожны.

Бьют его рукой и палкой –
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.

 (мяч)

Вед. Хотите поиграть с мячом?.. Вставайте в круг.

Игра “Мой веселый звонкий мяч”

(дети встают в круг, ведущий ставит в центр круга корзину с мячами; дети вместе с ведущим начинают читать стихотворение С. Маршака “Мяч”, ведущий одновременно бросает мячи детям; затем, читая стихи, дети отбивают мячи от пола, подбрасывают вверх, бросают в корзину)

Задание 5.

Игра «Знаток героев сказок»

-А теперь угадайте, кому из героев принадлежат слова:

А мы, ребята, вчетвером,

Авось починим старый дом.

Я и печник, и плотник, и на мышей охотник!

 (Кот Василий, Кошкин дом)

Я буду вам вторая мать

Умею сливки я снимать.

Мышей ловить я буду,

Мыть языком посуду…

Впустите бедную родню.

 (Кошка, Кошкин дом) 

Да я вас тетя, не гоню!

Хоть у нас и тесно,

Хоть у нас и скудно,

Но найти нам мест Для гостей не трудно.

 (Котенок, Кошкин дом)

-Мяу, мяу, спи мой крошка!

Мяу – мяу, ляжем спать,

Мяу – мяу, на кровать.

 (Кошка, Сказка об умном мышонке)  

-котик, скажи: мя - чик.

А он говорит: мяу!

-Скажи: ло - шадь.

А он говорит: мяу!

 (Девочка, Усатый-полосатый)

- Разбойники! Воры! Уроды!

Собака - не той породы!

(Дама. Багаж) 

Задание 6.

А вот и последнее задание. Здесь лежат вам подарки. С. Я.Маршак писал:

«Пожелания друзьям»

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

           Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

    Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья.

Дается нам недешево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание п...

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его творчеству. Учить воспринимать содержание п...

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака

Цель викторины закрепление знаний детей о творчестве С.Я. Маршака....

Презентация к литературной викторине по произведениям С.Я. Маршака "Веселая карусель"

Презентация к викторине по произведениям С.Я. Маршака на тему: "Веселая карусель"...

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились...