Конспект-образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе "Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Литературная викторина, где дети вспоминают все рассказы С.Я. Маршака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей подготовительной к школе группе.
Подготовила:
учитель-логопед МБУ № 49 «Весёлые нотки»
г.о. Тольятти Нейман О.В.
Цель:
- Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
-Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака.
-Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.
Материал: кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медальки « Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.
Действующие лица: ведущая(логопед), почтальон, Дама.
Ход:
Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.
Ведущий:
-В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это!
-Я буду вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.
Отгадывание кроссворда:
1.Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
-Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метет!
1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи?
Ответ детей(Месяцы).
2.Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
2 вопрос: Кто это такой?
Ответ детей: (рассеянный)
3.Сунул голову в окошко,
Поглядел…
-Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!...
3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня.
Ответ детей:(кузьма)
4.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку…
-Отдайте мою собачонку!
4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город?
Ответ детей:(Багаж)
5.Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Вот такие чудеса!
5 вопрос: Кто напевал эту песенку?
Ответ детей:(звери)
6.-Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
6 вопрос: Кому не нравился голосок матери?
Ответ детей:(мышонок)
7.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения.
Ответ детей:(почтальон)
8.Люди спрашивают:
-Кто это у вас?
А девочка говорит :
-Это моя дочка.
Люди спрашивают:
-Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит:
-Она давно не мылась.
8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки?
Ответ детей:(котенок)
Дети отвечают .
Ведущий:
-Вы отгадали 8 слов- вставьте их в кроссворд. (месяцы ,рассеянный ,кузьма, Багаж звери, мышонок , почтальон, котенок)
1. | м | е | с | я | ц | ы | ||||||
2. | р | а | с | с | е | я | н | н | ы | й | ||
3. | к | у | з | ь | м | а | ||||||
4. | б | а | г | а | ж | |||||||
5. | з | в | е | р | и | |||||||
6. | м | ы | ш | о | н | о | к | |||||
7. | п | о | ч | т | а | л | ь | о | н | |||
8. | к | о | т | ё | н | о | к |
Ведущий:
-Молодцы, ребята, справились с заданием. Это Самуил Яковлевич Маршак.
- Родился в 1887 году 3 ноября в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.
Ведущий:
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С Цифрой»5» на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке?
Это он, это он..
Дети(хором): Ленинградский почтальон!
Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.
Почтальон:
- Здравствуйте, дети!
- А откуда вы меня знаете?
Ведущий:
-Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.
Почтальон:
-А ребята знают, как называется эта книга?
Ответы детей.-«Почта»
Почтальон:
-Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место- д/с «Дельфин».
Ведущий:
-Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.
Почтальон.
-Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака.
(Достает первый конверт.) Вот и первое задание.
Почтальон.
- Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.
Бегемот разинул рот:
Булки просит… (бегемот).
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой… (ножке).
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему… (поможет)
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от… (страха).
Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему… (бока).
Ведущий:
-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.
-Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Дети (хором). Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!
Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание:
«Назови героя»
1. Усатый- ….(полосатый)
2. Ванька-…(Встанька)
3. Умный…(мышонок)
4. Рассеянный с улицы…(Бассейнной) .
5. Детки в … ( клетке )
Ведущий:
-Молодцы, ребята ! Справились и с этим заданием.
Почтальон (достает следующий конверт с заданием).
-Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке». Это очень поучительная история о мышонке. Он не любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду. (Утка)
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара. (Жаба)
- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок. (Лошадь)
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю. (Свинка)
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло. (Курица)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать! (Кошка)
А чью песню не смог услышать мышонок? (Щука)
Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.
Почтальон.
-А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.
Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».
Слон. Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: -Нужны пошире, И не две, а все четыре. | Тигрёнок. Эй, не стойте слишком близко- Я тигрёнок, а не киска! | Жираф. Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок! | |
Верблюд. Бедный маленький верблюд: Есть ребёнку не дают. Он сегодня съел с утра Только два таких ведра | Пингвин. Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в белые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду. | Кенгуру. Вот полюбуйтесь на игру Двух австралийских кенгуру. Они играют в чехарду В зоологическом саду. |
Почтальон хвалит детей.
В зал входит Дама.
Дама.
- Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе не представляете!!! У меня продолжаются проблемы с моим багажом!!! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». До сих пор не могу получить свой багаж!!!
Почтальон.
- Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. Давайте все вместе вспомним, что сдавала в багаж Дама?
Ответы детей.
Игра-аттракцион «Багаж»
В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и остаётся с детьми.
Почтальон
(достает маленький сверток, разворачивает его с помощью Дамы и достает колечко).
Ведущая:
-Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!
Почтальон:
-Ребята, давайте встанем все в круг и поиграем в игру «Колечко».
Игра «Колечко»
Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».
Почтальон.
-Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Колечко, колечко выйди на крылечко!
Оставляет колечко у кого-то из детей.
Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.
Ведущий:
-Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.
Почтальон.
-А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец.
Веселый танец.
Почтальон достает посылку и вместе с Дамой раздаёт детям медальки
« Знатоки сказок». Прощаются с детьми и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится"
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей подготовительной к школе группе на тему: "Кто как к зиме готовится" направлен на достижение следующих результатов: 1) развитие интереса...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе «Переполох в осеннем лесу»
В ходе НОД дети помогают персоонажу и с помощью речевых игр развивают грамматический строй речи....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы Тема: «В поисках Зимы».
Игра - путешествие: "В поисках Зимы" с элементами театрализованной деятельности направлена на создание условий для закрепления и расширения знаний детей о зиме и зимних явлениях....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группе: «В волшебной стране букв и звуков у Буратино».
Тема ООД: В волшебной стране букв и звуков у Буратино.Цель ООД: совершенствовать знания в звуко - буквенной системе родного языка, обучить грамоте.Задачи ООД:Образовательные: Формирование умения опред...

Примерный план-конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы "Космические приключения"
Данное занятие было разработано по лексической теме «Космос», относится к образовательной области – речевое развитие, проводится в форме квест – игры путешествия....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок....
Конспект образовательной деятельности по области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: "Знакомство с Кубанскими авторами"
Тема: Знакомство с Кубанскими авторами.Цель: продолжение ознакомление детей с творчеством кубанских авторов.Задачи:Образовательные:Продолжать активизировать и обогащать словарь детей.Расширять пр...